Причины детской агрессии в детском саду
Ребёнок кричит и ругается, дерётся, толкается, кусает сверстников и бросает в них тяжёлые предметы. Должен ли родитель быть обеспокоен? Необязательно. Всё это значит, что ребёнка переполняют сильные эмоции – что является неотъемлемой частью его развития и взросления. Именно в дошкольный период (возраст с 2 до 5 лет) он постепенно научится говорить – чтобы проявлять эмоции с помощью слов вместо кулаков. Но если год проходит за годом, а его поведение остаётся агрессивным, и даже взрослый не может его контролировать – то, чтобы разобраться в ситуации, срочно нужен психолог. https://altera.center/ru/
Приступы агрессии у ребенка: симптомы
Каждый дошкольник время от времени может отобрать игрушку у одногруппника в детском саду или расплакаться. И то, и другое можно считать нормой. Проблема агрессии обычно имеет следующее, более специфическое и чётко выраженное проявление:
-
ребёнок часто выходит из себя, становясь предельно агрессивным;
-
чрезвычайно легко возбудим или импульсивен;
-
не умеет долго концентрировать на чём-либо внимание;
-
причиняет физическую боль другим детям, взрослым, животным;
-
регулярно бывает сварлив или сердит;
-
для него проблема завести друзей и участвовать в групповых занятиях;
-
постоянно ругается с членами семьи;
-
родитель не является для него авторитетом, и т.д.
Агрессивный ребёнок будет проявлять себя подобным образом сразу в нескольких плоскостях: и дома, в семье, и в детском саду, и в спорте или в кружке, и во время общественных мероприятий.
Причины детской агрессии в детском саду
Статистика говорит, что проблему агрессии невозможно «перерасти». Обычно из агрессивного ребёнка вырастает такой же подросток, а потом, следовательно, и взрослый. В результате уже сформировавшийся человек вынужден долго и напряжённо работать с психотерапевтом, чтобы решить проблему – которая тянется у него с детства. Вот почему так важна коррекция поведения на самых ранних этапах развития личности. Начать следует с того – что увидеть причинно-следственную связь тех или иных действий, и определить какой это вид детской агрессии . Только после этого можно будет делать шаги в сторону возвращения ребёнка в гармоничное состояние.
-
Отсутствие навыка. Дошкольник и подросток испытывают трудности с тем, контролировать своё поведение так же успешно – как и взрослый человек.
-
Триггеры. У вспышек агрессии довольно часто есть вполне конкретные причины. Как правило, к ним относятся:
-
частые изменения в жизни – ребёнку важны спокойствие, стабильность, временами – тишина и одиночество;
-
дефицит физического контакта со взрослым;
-
погода – дети довольно часто чувствительны к окружающей среде и особенно температуре воздуха, ведь пока они не умеют полноценно позаботиться о себе;
-
недосып;
-
недостаток движения;
-
голод;
-
скрытые физические или психологические причины (в т.ч. генетика), и т.д.
-
-
Отсутствие понимания. Человек не рождается готовым справляться со всем спектром чувств, его нужно поддерживать. Особенность детской психики заключается в том, что ребёнок не до конца осознаёт смысл своих поступков. Поэтому родитель должен объяснить ему, причины и следствия проявление агрессии. Осознанность следует взращивать.
Главное – ребёнок должен чувствовать, что он не один, и близкие люди всегда готовы помочь и поддержать его в такой непростой период его жизни.
Что делать, если агрессия не проходит?
Особенно внимательно стоит наблюдать за детьми старше 4-5 лет. Если самостоятельная коррекция поведения не происходит – нужно подключать инструменты психотерапии. В каждом отдельном случае лечение может отличаться. Но в среднем, как правило, такая терапия занимает от трёх месяцев. Идеально, чтобы она было закончена ещё в дошкольный период – и ребёнок шёл в школу в уже в здоровом состоянии. К 6-7 годам ребёнок должен освоить способы выражать агрессию продуктивными, социально приемлемыми способами.
Ещё одна особенность воспитания агрессивного ребёнка – определённая стратегия поведения родителя. Во-первых, он должен спокойно реагировать на такое поведение (когда как чаще всего взрослые отвечают на агрессию встречной агрессией и наказаниями). Во-вторых, родитель должен быть терпимее. У него как бы другая шкала оценки поведения – т.к. он более привычный к грубому, часто физическому выражению эмоций. Поэтому он должен совершенно спокойно относиться к более мелкому непослушанию ребёнка – такому, как крик или нытьё.
В любом случае взрослый не должен быть один в решении таких вопросов воспитания. На помощь ему всегда приходит психотерапевт, который не первый год занимается вопросами детской агрессии – и поэтому знает проверенные техники, как с ней справиться. Именно коллективная терапевтическая работа – в которой принимают участие сам ребёнок, родитель, врач, окружение – и позволит воспитать здорового и адекватного человека.
Автор: Ольга Королик (Психотерапевт, спортивный коуч)
Еще никто не комментировал данный материал.
Написать комментарий