Goodnews.ua


Почему в русской классике что ни центральный персонаж, так обязательно зануда и страдалец

Май 20
07:30 2021

Вопрос «Почему в русской классической литературе все постоянно страдают?» аналитики «Яндекс.Кью» называют одним из самых популярных вопросов о русской литературе на сервисе. Ищут ответ на него не только русскоязычные читатели — любители Толстого, Достоевского, Тургенева во всем мире часто недоумевают, отчего у этих великих писателей герои практически поголовно несчастны.

Мы в AdMe.ru не претендуем на звание людей, способных раз и навсегда разобраться в причинах, по которым именно персонажи нашей классики практически всегда страдают. Но это не мешает нам познакомиться с разными мнениями и порассуждать на эту тему.

Может ли быть счастлив нравственный идеал?

Словосочетание «нравственный идеал» — одно из любимых в лексиконе преподавателей литературы. Великие русские писатели не скупясь наделяют своих героев не просто положительными качествами, а возводят их в абсолют. Когда Болконскому строить семейную жизнь, если он весь роман проводит в духовных исканиях? Как пишет Михаил Веллер, «нет ему места в живой жизни». Какие радости могут ждать Базарова с его безапелляционным неприятием чужого мнения, упертостью и уверенностью лишь в собственной правоте, со всем тем, что принято называть целеустремленностью и искренностью?

Даже у героев, призванных иллюстрировать, «как не надо», нет свободных душевных сил на какое-нибудь маленькое, сиюминутное счастье. Раскольников погружен в терзания, Печорин занят глубоким самоанализом. В ситуации, когда героиня зарубежной классики, сверкая глазами, крутила бы необременительный тайный романчик, Анна Каренина чувствует себя «погибшей», ждет от Вронского «достойной» взаимности и разрывается между любовью и долгом.

Не как написано, а о чем

Литературовед Егор Сартаков говорит, что русская литература отличается от зарубежной тем, что во главу угла всегда ставит этику, а не эстетику. Проще говоря, наших классиков больше волнует то, о чем они пишут, а не как. Они как будто сами себе задают любимый вопрос школьных учителей: «Что хотел сказать автор?»

Там, где зарубежный писатель мог позволить себе легкий роман, в котором красота слога и лихо закрученный сюжет вполне оправдывают отсутствие морально-нравственных дилемм, стоящих перед героями, русский классик считал себя обязанным поднять какой-нибудь важный для общества вопрос, дать оценку явлению и т. д. Как писал Иван Франко, «произведения русских мучили нас, задевали нашу совесть, пробуждали в нас человека», а попробуй достичь такого результата, если у тебя главный герой уверенной походкой идет к счастью.

Внимание к внутреннему миру

Русские классики не хуже нас знали, что «Пушкин — наше все» и все они «вышли из рукава гоголевской „Шинели“». Равняясь на великих писателей, они также старались глубоко погрузиться во внутренний мир своих героев, понять не только как они живут, но и почему именно так.

«У Диккенса целью всех стремлений будет миловидный коттедж на лоне природы с веселой толпой детей, у Бальзака — замок с титулом пэра и миллионами, — писал Цвейг. — Кто из героев Достоевского стремится к этому? Никто». И все потому, что герой страдающий, метущийся, озабоченный поисками себя, а заодно и истины, гораздо сложнее устроен внутри, нежели вся эта плеяда стремящихся к благополучию персонажей. Нас завораживает живая и деятельная натура Скарлетт О’Хары, но мотивы ее поступков понятны и просты. А вот характер Сонечки Мармеладовой, ее безграничная готовность к самопожертвованию не у всех укладываются в голове.

Историческая достоверность

Историзм называют одним из столпов русской литературы. Пушкин вывел Онегина как «современного человека», Печорин — «герой нашего времени». У классиков герои живут в конкретную эпоху, со всеми ее приметами и наболевшими вопросами.

К сожалению, в истории России много неспокойных периодов. Счастью героев мешает не только внутренний мир, но и внешний. Высоконравственный герой русской литературы, в отличие от всяких там д’Артаньянов, которые и под Ла-Рошелем не теряют бодрости духа, не способен быть счастливым в то время, когда вокруг если не война и крепостное право, то еще какая социальная несправедливость или народное бедствие.

Страдание — двигатель сюжета

Если у сюжета нет развития, не будет и читательского интереса. Западные литераторы выбирают в качестве катализатора внешние обстоятельства: вокруг героя что-то происходит, что заставляет его действовать, русские классики — внутренние душевные переживания героев.

Если бы у госпожи Бовари не потребовали оплатить вексель, она бы и дальше обманывала мужа. Анна бросает Каренина из-за внутреннего раздражения, а затем терзает Вронского по той же причине. У них события заставляют персонажей задуматься, у нас герой сам додумается, подобно Раскольникову, до проблем на свою голову.

Страдание как национальная идея

«Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать», — писал А. С. Пушкин, «Страдание — да ведь это единственная причина сознания», — утверждал Ф. М. Достоевский. «Страдание же есть состояние духовное, светоносное и окрыляющее», — говорил русский философ И. А. Ильин.

В русской литературе страдание становится отдельным смыслом жизни. Русская ментальность тесно связывает счастье с терпением, смирением, невзгодами: горя бояться — счастья не видать. В западной философской мысли страдание деструктивно, в русской — созидающе. Именно поэтому герой не может стремиться к простому буржуазному благополучию, иначе он перестанет быть героем.

Страдающий герой запоминается лучше

Говоря о секретах успешных сериальных сценариев, продюсер «Секретных материалов» Пол Браун утверждал: «Нужно заставить зрителей беспокоиться о том, что происходит». Также и читатель будет увлечен историей, если в ней за героя приходится поволноваться. При этом, если персонажу постоянно грозит только внешняя опасность, за него легко переживать, но сложно сопереживать ему.

Перефразируя бессмертного Льва Николаевича: все счастливые герои счастливы одинаково, каждый несчастливый герой несчастлив по-своему. Их моральные страдания могут всколыхнуть в душе целую бурю чувств: понимание, жалость, раздражение. Мы испытываем яркие эмоции, наблюдая за страдающим персонажем, счастливый же радует нас постольку-поскольку.

Пушкинская Татьяна останется в нашем сердце и потому, что нам понятна ее боль — кто из нас в юности не страдал от любовных разочарований? Но еще мы будем помнить ее как пример человека, отказавшегося от счастья ради принципов.

А как же Чичиков?

Говоря, что все герои в русской литературе страдают, люди сильно преувеличивают. В нашей классике множество довольных жизнью персонажей: тот же Хлестаков вполне себе счастлив свалившимся на него удобным случаем поправить свои делишки; Чичикова тоже не назовешь страдальцем. Мы хорошо помним бедную Лизу Карамзина, Лизу Калитину из «Дворянского гнезда», но ведь есть же еще и милая Лиза из «Барышни-крестьянки». Разве она несчастна?

Любой читатель при желании назовет десятки героев русской классики, которые пусть по законам жанра и попадают в переделки, но все же вполне довольны жизнью. Только обсуждать их нам не так интересно.

А у вас есть ответ на вопрос, почему в русской литературе главные герои постоянно страдают?

Статьи по теме







0 Комментариев

Хотите быть первым?

Еще никто не комментировал данный материал.

Написать комментарий

Комментировать

Залишаючи свій коментар, пам'ятайте, що зміст та тональність вашого повідомлення можуть зачіпати почуття реальних людей, що безпосередньо чи опосередковано пов'язані із цією новиною. Виявляйте повагу та толерантність до своїх співрозмовників. Користувачі, які систематично порушують це правило, будуть заблоковані.

Website Protected by Spam Master


Останні новини

Игрок сборной Украины перебрался в Англию

Читать всю статью

Ми у соцмережах




Наші партнёри

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY
Goodnews.ua