Жесткие правила парковки: фиксация вне закона и наказание без вины
27 сентября 2018 года вступает в силу обновленное законодательство о парковке.
Но новые нормы настолько обширные, что с этого дня они не заработают в полном объеме. Кроме того, некоторые из них спорные и дают основание оспаривать штрафы в суде.
Заочные штрафы
Это новшество не отменяет контакт правоохранителей с нарушителем правил парковки, стоянки и остановки. Если он присутствует на месте, как и раньше оформляется протокол, выписывается штраф.
Но с 27 сентября штраф можно получить и в том случае, если нарушитель отсутствует. Тогда факт фиксируют с помощью фото- и видеосъемки. Полицейский или инспектор по парковке оформляют постановление о штрафе.
Одну копию оставляют на лобовом стекле. Вторую отправляют рекомендованным письмом с уведомлением о вручении. Если письмо не удастся вручить, оно в течение месяца будет храниться на почте. Если за это время адресат его не заберет, письмо вернут с соответствующей пометкой. Но штраф все равно вступит в силу.
Фиксация
Автомобиль, который нарушает правила парковки, это в том числе и неуплата, или создает помеху, угрозу дорожному движению, могут засечь в режиме автофиксации стационарными камерами.
Также возможен режим фото- и видеосъемки полицейскими и инспекторами по парковке с помощью спецсредств. Автомобиль фиксируют с двух ракурсов с указанием координат, времени и даты.
Но на этом этапе есть проблема, и законодательство хоть и вступит в силу 27 сентября, но не заработает.
«Есть закон о метрологии. В нем сказано, на что он распространяет свое действие. Это, в том числе, любые технические средства, которые используются в сфере безопасности дорожного движения, — объясняет правозащитник Владимир Караваев. — Это значит, что они должны быть сертифицированы на территории Украины, а сертификация подразумевает поверку. Сертифицировать на сегодняшний день невозможно: старый стандарт уже не действует, а новый еще не принят – ждут, что его утвердят до конца сентября».
После появления нового стандарта должен пройти тендер, потом поверка и затем уже средства фото- и видеофиксации можно использовать «в полях».
«Если предположить, что в конце сентября стандарт появляется, потом в течение какого-то времени пройдут закупки. Тогда можно сказать, что спецсредства появятся в конце октября», — уточняет Караваев.
Новые должностные лица
Правом наказывать нарушителей парковки наделили не только полицейских, но и соответствующих инспекторов. Они могут выписывать штрафы и проводить эвакуацию. Это должностные лица, назначенные на должности местными органами власти на основании открытого конкурса.
Основания для эвакуации
С 27 сентября если автомобиль существенно мешает дорожному движению или угрожает его безопасности, его могут отправить на штафплощадку.
Вызвать эвакуатор имеет право как полицейский, так и инспектор. Второй обязан сразу же информировать об эвакуации полицию, местный исполком и владельца.
В статье 265-4 Кодекса об административных правонарушениях дан исчерпывающий список помех движению и угроз безопасности. Они возникают в том случае, если автомобиль стоит:
- на проезжей части, занимая два и больше рядов;
- на жд-переездах, трамвайных путях, эстакадах, мостах, путепроводах и под ними, в туннелях, на пешеходных переходах и в 10 м от них, на проезжей части (если от обочины до сплошной меньше 3 м), ближе чем в 30 м от остановки общественного транспорта или знака о ней, ближе 10 м от дорожных работ с соответствующим указателем, в месте, где невозможно его объехать, на выезде и на расстоянии ближе 10 м от него;
- так, что блокирует движение другим автомобилям, мешает пешеходам, в том числе и людям с инвалидностью;
- на выделенной полосе для общественного транспорта и велодорожке;
- так, что мешает работе коммунального транспорта в случае чрезвычайного положения или чрезвычайной экологической ситуации;
- так, что блокирует проезд по двум и больше полосам.
Если в населенном пункте нет штрафплощадки, искать свой автомобиль придется в другом городе по адресу, указанному в сообщении полицейского или инспектора по парковке. Сами же штрафплощадки становятся довольно выгодным бизнесом, так что их будет все больше, считает Владимир Караваев:
«Количество автомобилей, которые будут наполнять штрафплощадки, будет резко увеличиваться. Речь идет не только о законодательстве о парковке, но и об автоматической фиксации, которая появится потом. Так что штрафплощадки будут появляться как грибы после дождя. Механизм простой. Даже если у силовиков нет своей штрафплощадки, закон позволяет им заключать договора с любой формой собственности. Поэтому любой райотдел может заключить договор, и штрафплощадка появится в течение нескольких дней».
Штрафы
Размер штрафов за нарушение правил стоянки и остановки не меняется: 255-510 грн. В данном случае новшество – возможность зафиксировать факт полицейским или инспектором в отсутствие водителя.
Больше того, появляется возможность сократить размер штрафа. Если в течение десяти дней с момента вступления в силу постановления уплатить половину суммы, оно считается выполненным.
Меняется штраф за нарушение правил парковки. Неуплата услуг – 20 размеров часовой оплаты парковки, парковка на месте для лиц с инвалидностью – 30 размеров.
Важно, что первые десять минут даже на платной парковки не оплачиваются. Постановление о штрафе также считается выполненным, если в течение десяти дней с момента вступления в силу виновник уплатил 50% суммы.
Водитель, который припарковался на платной площадке, должен уплатить эту услугу. Размещать или нет на видном месте чек об оплате – его решение. По идее, данные должны автоматически поступить в систему АСКОП – автоматической системы контроля оплаты парковки. Через это приложение проверять факт оплаты могут копы и инспектора. Если информации нет – тогда идет фото- или видеофиксация автомобиля, оформление постановления и копию оставляют на лобовом стекле и отправляют по почте.
За остановку с угрозой безопасности дорожного движения предусмотрен штраф (стоянка в неположенном месте), оплата эвакуатора и пребывания на штрафплощадке в соответствии с тарифами.
Ответственность владельца
Это самое слабое звено нового законодательства. Если с полицией и инспектором контактирует сам водитель, все понятно — штраф оформляют на него и платит тоже он.
Но если штраф выписывают в его отсутствие – постановление отправляют владельцу или надлежащему пользователю. Владелец авто может указать этого человека в Едином государственном реестре транспортных средств.
Но дальше начинается чехарда. Законодательство не запрещает передавать в управление автомобиль тем, у кого есть водительское удостоверение. Таких людей может быть несколько, а не один надлежащий пользователь. Также у автовладельца есть право продать машину по доверенности и тогда право на управление есть у очень широкого круга лиц.
Когда парламент принял законодательные изменения о порядке парковки, в Главном юридическом управлении ВР нардепов предупреждали, что их можно будет оспорить в Конституционном суде. Основания: в Конституции предусмотрена индивидуальная ответственность (ст.61, часть вторая). КСУ уже подтверждал это в своем решении от 2010 года. Именно тогда отменили «письма счастья».
В пояснительной записке к закону о новом порядке парковки авторы ссылались на европейский опыт и дело «Фальк против Нидерландов», которое рассматривал Европейский суд по правам человека. ЕСПЧ признал, что ответственность за ДТП, совершенное на автомобиле г-на Фалька, несет именно он, хотя за рулем его и не было.
У наших правозащитников есть возражения: украинское законодательство не дублирует голландское.
«В законодательстве Нидерландов сказано, что, передавая автомобиль в управление любому иному лицу, владелец ТС принимает на себя всю ответственность, связанную с принятием такого решения, — констатирует Владимир Караваев. — На эту норму сослался ЕСПЧ. У нас в законодательстве аналогичной нормы нет.
Пока ответственность владельца за передачу автомобиля в управление другому у нас хоть как-то не прописана, связанные со штрафами решения могут быть обжалованы в суде. Думаю, что эта практика будет. Две точки зрения существуют в течение долгого времени. Я считаю, что нельзя (штрафовать владельца, если не он является нарушителем, — ред.), авторы закона – что можно. Поскольку дискуссия ни к чему не привела, судебная практика покажет, кто был прав».
Источник: politeka.net
Еще никто не комментировал данный материал.
Написать комментарий