Смерть «евроблях»: изменят ли выборы судьбу льготной растаможки
В ноябре 2018 года вступил в силу закон, которым легализуются так называемые евробляхи — автомобили, ввезенные на территорию Украины с нарушением таможенного законодательства. До 22 февраля растаможить такие авто можно по льготному акцизу, а до 25 мая «евробляхеры» смогут отделаться скромным штрафом, если до этого срока оформят свои машины на таможне. «Апостроф» разбирался, будет ли продлен льготный режим растаможки, и возможен ли автомайдан под выборы, пишет Автотема, ссылаясь на Апостроф.
Чуть меньше месяца остается у украинцев, владеющих автомобилями с иностранными номерными знаками, на то, чтобы воспользоваться льготным режимом таможенного оформления своих «евроблях».
Как известно, в конце 2018 года под нажимом протестующих «евробляхеров» Верховная Рада снизила стоимость акциза при растаможке автомобилей, а также временно ввела скидку в 50% стоимости самого акциза. Льгота действует с 25 ноября 2018 года в течение 90 дней, то есть до 22 февраля 2019 года включительно. После этого придется уплачивать акциз в полном объеме.
Кроме того, в течение 180 дней для «евроблях» и их хозяев действует переходный период, представляющий, по сути, своего рода амнистию, так как до 25 мая можно решить вопрос о незаконном ввозе авто всего за 8500 гривен добровольного штрафа. После этого штрафные санкции станут существенно выше — народные избранники предусмотрели в законодательстве не только пряники, но и кнут.
Не секрет, что все эти нормы приняли не для тех, кто впервые ввозит на таможенную территорию Украины иностранные автомобили, хотя на них они тоже распространяются, а для «евробляхеров», чьи машины находятся на территории страны с нарушением требований Таможенного кодекса, причем некоторые — довольно давно. Таких, по различным оценкам, более 80% от всех автомобилей, проходящих таможенное оформление. Как уже было сказано, принятое в конце 2018 года законодательство стало определенным компромиссом между «евробляхерами» и властью.
По нарастающей
Государственная фискальная служба (ГФС), которая пока еще отвечает за работу таможни, рапортует, что в последнее время оформление «евроблях» идет очень активно. «Учитывая истекающий срок льготного периода применения ставки акцизного налога для таможенного оформления автомобилей с иностранной регистрацией, граждане стали активнее оформлять свои машины», — говорится в пресс-релизе ГФС.
Так, по данным фискалов, только 22 января было оформлено 2,7 тысячи машин на еврономерах. Всего с 25 ноября 2018 года по 22 января 2019 года было оформлено почти 44 тысячи «евроблях», сообщили в ГФС.
Но такая картина наблюдается только в последнее время — в конце 2018 года цифры растаможки «евроблях» были совсем не впечатляющими, в связи с чем даже стали распространяться слухи о том, что льготный период могут продлить.
По словам генерального директора Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олега Назаренко, если в первые дни растамаживалось по 10-20 машин, потом – по 100-200, то по состоянию до 24 января, было растаможено 49 578 автомобилей. «24 января было растаможено 3856, если я не ошибаюсь», — подытожил он.
Есть проблемы
Таким образом, можно предположить, что все, кто хочет воспользоваться льготным периодом оформления «евроблях» уложатся в срок. «Те, кто хочет, я думаю, успеют», — отметил в разговоре с «Апострофом» автоэксперт Александр Швец. По его словам, это связано, прежде всего, с тем, что после Нового года процесс «пошел очень живо».
Олег Назаренко также полагает, что срок до конца февраля — вполне реалистичный.
Вместе с тем генеральный директор информационно-аналитической группы «Автоконсалтинг» Олег Омельницкий не исключает, что у определенной категории «евробляхеров» могут возникнуть проблемы. «Не все смогут найти документы на эти автомобили, найти собственника, чтобы он снял с учета этот автомобиль в своей стране и оформил его куплю-продажу на украинского покупателя», — рассказал Омельницкий «Апострофу». Он также считает, что после 22 февраля «жизнь не заканчивается, потому что люди будут иметь возможность растаможить уже без льготы 50%». «То есть, даже если кто-то физически не успевает, он сможет это сделать на протяжении трех месяцев — до конца мая. А уже после этого будет наступать ответственность», — пояснил Омельницкий.
Есть проблема и иного рода. По словам Олега Назаренко, новый закон больно ударил по тем украинцам, которые раньше практически ежедневно пересекали границу на своих нерастаможенных машинах, но, в отличие от других «евробляхеров» не нарушали таможенное законодательство. Сейчас эти люди вынуждены оставлять свои авто на территориях сопредельных стран, отметил Назаренко. «Многие в приграничной полосе на работу ездят в Польшу — как из Броваров (Бровары — столичный пригород, — «Апостроф») в Киев. Теперь многие оставляют на польской стороне, а потом просто переходят границу пешком», — рассказал он.
Нет желания
Эксперты обращают внимание на то, что далеко не все «евробляхеры» горят желанием оформлять свои авто в соответствии с законодательством.
«Многие люди сразу отказались от того, чтобы растаможивать», — говорит Александр Швец.
Олег Омельницкий согласен: «Часть автомобилей не растамаживается не по той причине, что не могут найти собственника, или потому что не успевают из-за очередей, а потому что они банально не хотят это делать – то есть в данном случае желание легализовать такой автомобиль попросту отсутствует, и не заставить (владельца авто) это сделать каким-либо образом». Эксперт прогнозирует, что до конца действия льготного режима будет растаможено порядка 100 тысяч «евроблях», при том, что всего таких машин в стране, по его оценкам, — 400-500 тысяч (Олег Назаренко оценивает их количество в чуть более чем 600 тысяч).
Причины, по которым владельцы машин не хотят их оформлять, разные. В частности, для уже упомянутых жителей приграничных населенных пунктов проще оставлять свои автомобили на территории иностранного государства.
Кроме того, для многих это просто экономически нецелесообразно. «Автомобиль приобретался на какое-то ограниченное время, чтобы на нем выполнить какие-то работы, поездить год-два», — рассказывает Олег Омельницкий.
По словам Александра Швеца, многие машины были изначально не очень дорогими, «и сейчас за них платить — шкурка выделки не стоит». «Люди рассчитывают поездить до конца мая, пока это возможно без штрафа, а потом они просто сдадут на разборку или на запчасти — так эти машины и умрут», — отметил специалист.
Олег Омельницкий добавляет, что значительная часть «евроблях» уже превратилась в металлолом.
Таким образом, считают эксперты, проблем с утилизацией неоформленных «евроблях» быть не должно, и пристроить машины на разборку и запчасти в Украине сегодня довольно просто.
Автомайдан под выборы
Значит оснований для продления льготного периода таможенного оформления «евроблях», вроде бы, нет. К тому же, отмечает Александр Швец, продлевать — это сложная процедура, так как нужно менять закон.
Однако теоретически такого поворота исключить нельзя, полагает Олег Омельницкий. По его словам, это зависит от того, будут ли протестные акции, какой силы и масштаба.
Александр Швец, в свою очередь, считает, что власти «уже сняли социальную напряженность» в этом вопросе, а потому «нет смысла идти дальше на уступки». При этом он не исключил, что эту тему попытаются использовать в предвыборной борьбе (первый тур выборов президента должен состояться 31 марта, — «Апостроф»). «Возможно, политтехнологи будут что-то придумывать, бросать какую-то косточку людям», — отметил эксперт.
Ситуация с растаможкой «евроблях» может стать некой «картой», которую попытаются разыграть во время президентской избирательной кампании, считает Олег Омельницкий. Он напомнил, что один из лидеров «евробляхеров» Олег Ярошевич решил баллотироваться на пост главы государства. В свою очередь, действующая власть может продлить льготный период таможенного оформления, чтобы не допустить протестов хотя бы до выборов, добавил специалист.
А раскачать ситуацию желающие найдутся — это очевидно. «Главное — финансирование и хорошая организация», — сказал в разговоре с «Апострофом» информированный собеседник, пожелавший остаться неназванным.
Еще никто не комментировал данный материал.
Написать комментарий