Глава Госспецсвязи признался, зачем построен центр управления сетями
3 декабря прошлого года стало известно, что официально начал работу Национальный центр оперативно-технического управления телекоммуникационными сетями Украины (НЦУ). Однако из нескольких скудных предложений-формулировок пресс-службы Государственной службы специальной связи и защиты информации понять, для чего нужен этот центр, было практически невозможно.
Немногословными оказались и участники процесса создания НЦУ (всё-таки многое в работе центра – секретно). «Укртелеком» вместил ответ на наш запрос в два предложения:
– «Укртелеком» наравне с рядом других крупнейших операторов участвует в работе Национального центра оперативно-технического управления телекоммуникационными сетями Украины (НЦУ), организованного и управляемого Госспецсвязи. Раньше мы успешно брали участие в учебных мероприятиях НЦУ, связанных с координацией работы операторов. Детализировать задачи по организации специальных каналов, которые ставит перед нами НЦУ, мы не можем.
В условиях столь скудной официальной информации журналисты InternetUA попытались узнать в Государственной службе специальной связи и защиты информации, зачем нашей стране НЦУ, чем он занимается и как именно «обеспечивает взаимодействие между специальными потребителями и операторами связи».
В письменном ответе на наши вопросы Глава ГСССЗИ Леонид Евдоченко был максимально официальным, что, впрочем, не помешало ему пролить свет на многие интересующие нас вопросы.
– Какие задачи выполняет НЦУ и существует ли разница между функциями центра в военное время и мирный период?
– В соответствии со статьей 29 Закона Украины «О телекоммуникациях», для обеспечения возможности оперативно-технического управления сетями общего пользования всех операторов телекоммуникаций в условиях чрезвычайной ситуации, чрезвычайного и военного положения создается Национальный центр оперативно-технического управления телекоммуникационными сетями Украины.
В соответствии с Порядком оперативно-технического управления телекоммуникационными сетями в условиях чрезвычайных ситуаций, чрезвычайного и военного положения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 29.06.2004 № 812, НЦУ принимает следующие меры:
1) осуществляет централизованное оперативно-техническое управление техническими средствами, линиями, трактами и каналами связи сетей общего пользования и других телекоммуникационных сетей;
2) организует первоочередное выделение необходимых ресурсов телекоммуникационных сетей в интересах государственной системы правительственной связи, национальной системы конфиденциальной связи и специальных потребителей;
3) в соответствии с планами обеспечивает организацию оперативной замены и обходов поврежденных линий, трактов и каналов связи, осуществляет мероприятия по восстановлению функционирования телекоммуникационных сетей;
4) осуществляет управление организацией аварийно-восстановительных работ с использованием имеющихся ресурсов и обеспечивает контроль за ходом этих работ;
5) принимает решение о запрете или приостановке профилактических, ремонтно-наладочных и других работ на этих сетях, информирует о принятом решении операторов телекоммуникаций;
6) сообщает о принятых решениях и действиях Администрацию Госспецсвязи, центры управления сетями и специальных потребителей.
В мирное время НЦУ осуществляет меры по накоплению исходных данных о сети, мониторинг состояния сетей, оценку их готовности в чрезвычайных ситуациях обеспечить живучесть, реагирование на изменения состояния сетей. Также в процессе деятельности НЦУ осуществляет мероприятия по автоматизации аналитической обработки данных, прогнозирования возможных проблемных и критических ситуаций, моделирования вариантов решения проблем и подготовке принятия оперативных решений по выходу из кризисных ситуаций и доведение этих решений (Команд) в центры управления сетями операторов (ЦУС) для дальнейшего выполнения в пределах сетей, ресурсами которых они управляют.
– Насколько важной является роль НЦУ в условиях военного положения?
– С помощью НЦУ силовое ведомство (спецпотребитель) может оперативно организовать связь в любой точке Украины, что в условиях военного положения и агрессии «государства-агрессора» делает существование НЦУ еще весомее.
– Пресс-служба ГСССЗИ для описания работы центра использовала формулировку «максимальное и оперативное удовлетворение потребностей системы управления государством телекоммуникационным ресурсом». Что имеется ввиду?
– Когда в отдельных областях Украины было введено военное положение, очередная смена НЦУ отрабатывала заявки на обеспечение телекоммуникационным ресурсом, которые поступали от спецпотребителей (во время военного положения это были Вооруженные силы Украины). Заявка включает в себя географическую точку (точки) на карте Украины, в которой нужно предоставить возможность подключения к каналу связи с соответствующими характеристиками. Также в ней отмечается срок, на который необходимо обеспечить работу такого канала. Дежурный НЦУ определяет оператора телекоммуникаций, который может предоставить в этой точке необходимый телекоммуникационный ресурс, и направляет ему соответствующую заявку. После этого сообщается спецпотребителю о точке, к которой необходимо «дотянуться» для включения в канал.
Выполнение НЦУ таких задач и обеспечивает «максимальное и оперативное удовлетворение потребностей системы управления государством телекоммуникационным ресурсом».
– Как ранее осуществлялось (и осуществлялось ли вообще) оперативно-техническое управление телекоммуникационными сетями Украины?
– Ранее, до создания НЦУ, его функции выполнял центр управления сетями связи ПАО «Укртелеком» (в соответствии с пунктом 2 постановления Кабинета Министров Украины от 29.06.2004 № 812).
– Как реагируют операторы и провайдеры телекоммуникаций на создание НЦУ?
– Во время особого периода для работы с НЦУ были задействованы 7 основных операторов телекоммуникаций (ПАО «Укртелеком», ЧАО «Водафон Украина», ЧАО «Датагруп», ЧАО «Киевстар», ООО «Интертелеком», ООО «Евротранстелеком», ООО «Лайфселл» – Ред.), однако были обращения и от других (незадействованных) операторов с просьбой включить и их в этот список. То есть операторы телекоммуникаций создание НЦУ поддерживают и даже заинтересованы в сотрудничестве с ним.
– Каков механизм сотрудничества операторов и НЦУ?
– Сотрудничество НЦУ с операторами телекоммуникаций основывается на договорных основаниях. НЦУ и спецпотребители заключают с операторами договоры, в которых указывается цена и порядок оплаты за использование телекоммуникационного ресурса оператора.
– Планируется ли расширение сотрудничества с операторами?
– В процессе работы НЦУ возникают рабочие вопросы, и они решаются совместно с операторами, что способствует налаживанию взаимосвязей и более тесному сотрудничеству.
Также сегодня создание НЦУ продолжается, и по его завершению планируется привлечь к сотрудничеству и других операторов (провайдеров) телекоммуникаций.
– Существуют ли аналоги НЦУ в других странах? Если да, то учитывался ли опыт других стран при создании НЦУ?
– Во многих развитых странах также существуют собственные аналоги НЦУ. Так, при построении НЦУ в Украине использовался опыт США, ФРГ, Франции.
Еще никто не комментировал данный материал.
Написать комментарий