5 роковых ошибок при езде на «автомате»
Автомобильные агрегаты обычно не в восторге от «человеческого фактора» и ошибок при эксплуатации. Например, автоматическая коробка передач может жестоко наказать за разгильдяйство и необдуманные действия, пишет autorambler.ru.
«Убить» автоматическую коробку передач в общем-то несложно. Используя большинство изложенных ниже методик, вы определенно достигнете успеха в этом благородном деле. Правда, агрегат агрегату рознь – некоторые отличаются живучестью и придется постараться! Примерно вечность назад автор этих строк по молодости лет тщетно пытался приговорить четырехступенчатый «автомат» на старом и очень выносливом «американце», достигнув желаемого результата лишь год спустя. Не спрашивайте, зачем и почему. А теперь серьезно.
Экстремальные эксплуатационные режимы
Регулярные ускорения в режиме «газ в пол», буксование в снегу и грязи, буксировка тяжелого прицепа – все это приводит к перегреву трансмиссионного масла, которое не только выступает в роли смазки, но и является рабочим телом для гидравлической системы управления и гидротрансформатора, а также охлаждает агрегат. Конечно, повышение ее температуры может быть вызвано, скажем, забитым радиатором или снижением давления масла из-за поломки насоса, но мы все-таки говорим непосредственно о человеческом факторе, ведь именно он частенько является причиной выхода агрегата из строя или сокращения его срока службы.
В неблагоприятных эксплуатационных режимах трансмиссионное масло перегревается и теряет свои свойства. Если жидкость начала пригорать, то образуется осадок, забивающий гидроблок и соленоиды. Достается и фрикционам. Стоит отметить, что некоторые АКП, например, Renault DP0, имеющая лишь маленький встроенный теплообменник, особенно чувствительны к перегреву. При перегреве одни «автоматы» уходят в аварийный режим, а другие уходят… в капитальный ремонт. К симптомам вскипяченного агрегата относятся рывки и толчки при переключении, смена передач на высоких оборотах, запах горелого масла и изменение его цвета с красного на темно-коричневый.
Попытки выехать враскачку
Довольно опасная для «автомата» ситуация: водитель держит коробку в положении D или R и после каждого рывка-импульса застрявший автомобиль откатывается назад. Режим АКП при этом не соответствует направлению движения. Агрегат испытывает повышенные нагрузки и может быть уничтожен довольно быстро. Следует не просто переключать селектор как на механической коробке передач, но еще и останавливать машину в условной «точке зависания». Лишь затем включается режим в коробке, соответствующий дальнейшему направлению движения и все повторяется снова.
Несвоевременная замена, недолив и перелив масла
По сей день находятся граждане, свято верящие в то, что масло залито на весь срок службы АКП и менять его не надо. На самом деле это огромное заблуждение, грозящее выходом агрегата из строя. Периодичность замены напрямую зависит от условий эксплуатации. Так, тяжелые условия, к которым относится езда в городе, вынуждает проводить процедуру почаще – на сей счет встречаются разные рекомендации, но наиболее часто звучат призывы обновлять ATF раз в 30-40 тысяч километров.
Отметим, что в ситуациях, когда срок эксплуатации на старом, более вязком масле, обеспечивающем контакт между фрикционами, значительно превышен, замена может обернуться выходом агрегата из строя. Причина проста – новое масло более жидкое, скользкое и имеет полноценный пакет присадок с моющим эффектом. Смытая им накопленная грязь забивает каналы гидроблока, фрикционы «не держат»… Если появились симптомы, указывающие на наличие проблем в АКП, то масло следует менять не полной заменой, а частичной, когда замене подлежит не вся ATF, а продукты износа разбавляются новой жидкостью.
Недолив или перелив масла – вредные явления, ведущие к перегреву и ускоренному износу. В случае первого насос АКП может «хлебнуть» воздуха и тогда масло начнем вспениваться. Характеристики его начнут утрачиваться, температура расти, а давление в системе падать. При переливе жидкость тоже может вспениваться из-за контакта с подвижными частями. Излишки ATF будут выводиться через сапун, но общий результат схож с последствиями недолива.
Неправильная буксировка
Буксировка машины с неисправной автоматической коробки передач может выйти боком – агрегат окончательно будет уничтожен, если не работает система смазки. Проверить ее функционирование можно по уровню трансмиссионной жидкости – если он не падает после запуска двигателя, то автомобиль следует транспортировать на эвакуаторе.
Наломать дров несложно и при буксировке транспортного средства с работоспособным «автоматом». Во избежание неприятных последствий это следует делать с заведенным двигателем и в «нейтрали» (положение селектора в положении N). Не помешает посмотреть в инструкции по эксплуатации автомобиля правила буксировки или руководствоваться стратегией «скорость не выше 50 км/ч, расстояние транспортировки не более 50 км».
Включение «нейтрали»
Мы не станем называть сие действие глобально-фатальной ошибкой, но от этого оно не перестает быть довольно странным. Ставить ли положение коробки в положение N на светофорах? Эта поднимаемая на форумах тема удивительным образом превращает людей в демонов, готовых рвать оппонентам глотки. Одни считают, что ничего с коробкой не случится. Другие убеждены, что агрегату придет конец.
А что же рекомендации автопроизводителей? Некоторые компании не советуют длительно простаивать с включенным «драйвом». Вот, например, что гласит инструкция по эксплуатации Ford Kuga: «Двигатель не должен долго работать на холостых оборотах в положении движения вперед (D) при нажатой педали тормоза». Есть и обратные примеры – мы пообщались с официальным сервисом марки Toyota, где нас заверили, что долгое времяпровождение без движения в «драйве» ничего страшного коробке передач не сулит. Как бы то ни было, дергать селектор туда-сюда при любой остановке бессмысленно и не полезно. Но в глухих пробках или во время длительного ожидания на железнодорожном переезде, перевести селектор в P или N не возбраняется – хоть нога отдохнет. В общем, знайте чувство меры и не забывайте о здравом смысле.
Еще никто не комментировал данный материал.
Написать комментарий