В Украине искусственно сдерживают развитие электронных коммуникаций
Почти два года назад Европейская комиссия в рамках «Гигабитного сообщества» предложила новый «Европейский кодекс электронных коммуникаций», который изменит и консолидирует действующий регуляторный акт 2002 года. На днях был опубликован измененный проект этого документа, который, как ожидается, примут уже осенью.
InternetUA поговорил с одним из ведущих юридических экспертов в области технологий и телекоммуникаций в Украине, партнером ЮФ «Астерс» и центра кибербезопасности CyberDesk Юрием Котляровым о «Европейском кодексе электронных коммуникаций» и судьбе его украинского «аналога» – законопроекта «Об электронных коммуникациях».
– Юрий Анатольевич, вы подробно описывали особенности инициативы «Гигабитное сообщество» ранее, но не так давно был опубликован новый проект Кодекса. Что изменилось в документе?
– Сам по себе этот документ – только часть пакета «Гигабитное сообщество», разработанного в контексте реализации принятой в ЕС ещё 2015 году стратегии «Единого цифрового рынка». В этот пакет входят Европейский кодекс электронных коммуникаций, План действий по развертыванию 5G, Резолюция по бесплатному Wi-Fi интернет-доступу в публичных общественных местах и документы по обновлению статуса Органа европейских коммуникационных регуляторов (BEREC).
Это стратегическая инициатива ЕС, направленная на стимулирование и развитие телеком-отрасли. Обозначены более чем конкретные цели, которые должны быть достигнуты к 2025 году.
Сейчас я ещё в процессе изучения документа, но уже бросаются в глаза изменения, которыми вводятся новые цели регулирования, определения услуги (Definition of "Electronic Communication Service”), подходы к регулированию о совместном инвестировании (Co-Investment), координированию назначения и совместного использования радиочастотного ресурса.
– Украина, в контексте стремления нашей страны к европейскому пространству, может похвастать подобными «кодексами»?
– Наш проект Закона «Об электронных коммуникациях» – это хоть и прогрессивная, но капля в океане на фоне инициатив ЕС, и не затрагивает все те поставленные задачи и цели. Более того, можно говорить, что, исходя из предложенных формулировок и некоторых положений, проект уже не соответствует последним тенденциям.
И стыдно, что даже такая инициатива, пусть даже отстающая и не решающая всех проблем, не принимается в силу кулуарных споров вокруг порядка назначения регулятора.
– То есть, законопроект «Об электронных коммуникациях» тормозится намеренно?
– Не просто тормозится. С одной стороны, как упоминал, есть споры о порядке назначения регулятора, с другой стороны есть новые регуляторные возможности. Одним они выгодны, другим — нет. В то же время, операторы, как крупные, так и небольшие, приноровились успешно пользоваться старым законом, используя его недостатки. Как результат, в одних случаях, это свободное (читай – не контролируемое) поведение некоторых субъектов, в других – сдерживание конкуренции. Например, ситуация с рефармингом на радиочастотный ресурс, где операторы могут позволить себе играться со своими требованиями. Некоторым операторам выгодно сдерживать развитие всех видов цивилизованных решений в ІР-телефонии в силу старых подходов к порядку маршрутизации трафика, поскольку есть сегмент дохода, например, на междугороднем трафике, и таких примеров предостаточно. Это все приятные бонусы устаревшего законодательства, в котором опытный телеком-юрист вполне обоснованно сможет найти правомерную модель работы в интересах оператора или группы провайдеров.
– Ныне действующий закон о телекоммуникациях настолько плох?
– Неверно говорить, что он плох. Но отчетливо ясно, что действующий Закон отстал от требований настоящего на эпоху, если не на две. Вопросом о судьбе законопроекта «Об электронных коммуникациях» мы (команда юристов ЮФ «Астерс» – Ред.) задаемся каждый раз, когда нам приходится готовить правовой анализ регуляторных аспектов для иностранных клиентов, которые, мягко говоря, удивляются некоторым из них. Вроде бы хорошо, что мы уже «не одну собаку съели» со старым-«добрым» Законом «О телекоммуникациях», но в отраслевом регулировании мы приверженцы больше европейской практики и пытаемся, насколько можем, внести свою лепту в ее распространение в Украине, как в ex-ante, так и ex-post регулировании. И, чтобы опять не отставать на эпоху, многострадальный законопроект «Об электронных коммуникациях» уже необходимо откорректировать.
Еще никто не комментировал данный материал.
Написать комментарий