С 1 апреля множество интернет-магазинов бытовой техники могут закрыться
В последние дни в СМИ появилась масса увлекательных статей, убеждающих читателей, что правительство и депутаты начали серьезный бой с тенью во благо простых украинцев. В публикациях выстраивается простейшая «логическая» цепочка: «В Украине большой объем продаж черной и серой бытовой техники. Если заставить небольшие магазины использовать кассовые аппараты – объем контрабанды снизится практически до нуля, налоги в госбюджет резко взлетят, а права потребителей наконец-то будут защищены».
Ярлык главных «врагов народа» вешается на некрупных е-коммерсантов.
Что же происходит на самом деле? Уже который год подряд производители, импортеры, крупные продавцы бытовой техники сетуют на рост черного и серого импорта в нашу страну. И предлагают несколько путей решения проблемы.
При этом, самый простой и действенный – наведение порядка на дырявой таможне – пытаются отстаивать изредка и лишь некоторые крупные игроки.
«Если мы на уровне таможни это прекратим, не придется ни с кем бороться внутри страны», — подчеркивала директор по продажам и маркетингу «Canon Украина» Алла Идобаева во время круглого стола, посвященного борьбе с контрабандой техники в Украине.
«Если сегодня штраф составляет 1 тыс грн, контрабандой выгодно заниматься, даже будучи пойманным и уплатив штраф», — отмечал генеральный директор «Sony Украина» Тацуо Такахаши на том же мероприятии.
«Рейды против нарушителей регулярны, но после проведения мероприятий «черные» игроки все равно продолжают работать. Почему все знают эти компании, но они продолжают работать? Их очень много, начиная от глобальных национальных, заканчивая мелкими в каждом городе-миллионнике», — рассказывал генеральный директор «Алло» Максим Раскин.
«Компании, торгующие техникой, встречались с главой ГФС Романом Насировым. Мы были готовы показать представителям фискальной службы конкретное место, где продается такая же техника, но ввезенная незаконно, и спрашивали его, что можно сделать в сотрудничестве с ГФС, чтобы пресечь нарушения. К сожалению, ответ главы ГФС был такой: «Мы ничего не можем сделать», — пояснил представитель таможенного комитета ЕБА Денис Шендрик.
Но эти предложения бизнеса натолкнулись на «стену понимания» в правительственном и депутатском корпусах. После громкого провала инициативы с "22 евро" активно была подхвачена другая идея, продвигаемая EBA и Коалицией за детенизацию экономики, – ввести РРО (кассовые аппараты) для всех продавцов бытовой техники.
По старой доброй традиции перед новым годом в непрофильный законопроект №5132 (уже после одобрения его в первом чтении) налоговый комитет ВР внес маленькую правку, согласно которой плательщики единого налога, которые «реализовывают технически сложные бытовые товары, подлегающие гарантийному обслуживанию», обязаны использовать РРО.
В поддержку инициативы под стены ВР выгнали сотни сотрудников крупных сетей бытовой техники, рассказали нам сразу несколько источников.
Депутаты услышали требования «всего бизнеса» – правку приняли. А Кабмин обязали до 31 марта утвердить и опубликовать обновленный Перечень этой техники. Недавно правительство с нарушением сроков процедуры общественного обсуждения поддержало документ.
В ответ Государственная регуляторная служба подняла скандал. Глава ГРС Ксения Ляпина заявила, что ведомство не согласовывало проект, и потребовала существенно сократить перечень товаров: «По попереднім оцінкам альтернативного М-тесту, вартість придбання і адміністрування РРО на рік коштуватиме біля 70 000 грн. При застосуванні не скороченого переліку товарів попередня оцінка кількості суб'єктів, яких охоплює регулювання, біля 300000. Тобто 21 мільярд гривень мають витратити дрібні торгівці на виконання цього регулювання! Вважаю, що це може призвести до дестабілізаціі соціально-економічної ситуаціі».
В итоге нашли «компромисс». Перечень сократили, теперь в нем всего лишь около 300 наименований товаров (было несколько тысяч). Пострадают, по подсчетам ГРС, только около 50 тысяч продавцов техники.
Постановление Кабмина вступает в силу с первого числа квартала, наступающим за кварталом его опубликования, подчеркнуто в этом документе. Опрошенные спикеры полагают, что Перечень скорее всего опубликуют до конца марта. Следовательно с 1 апреля 50 тысяч предпринимателей обязаны будут работать с РРО. За пару дней они должны купить кассовые аппараты, установить ПО, обучить персонал, зарегистрировать РРО в налоговой, оформив кучу необходимых документов и т.п. Возможно, еще останется время китайский выучить за одну ночь. И ждать в гости проверяющих. По мнению пожелавшего остаться неназванным эксперта, ошибки в использовании РРО – отличная кормушка для налоговой.
«Мы занимаемся продажей только одной группы товаров. Они поступают в Украину исключительно легально (знаю, не понаслышке). Сегодня узнал, что для их продажи нужен кассовый аппарат. Хотя покупатели ни разу не требовали кассовый чек, мы выдаем товарный и гарантию производителя, все легально, — иллюстрирует ситуацию владелец небольшого интернет-магазина. – Спасибо дорогому правительству за стимуляцию очередного падения нашей ниши, которая только недавно начала возвращаться к докризисным показателям. Понятно, что к 1 апреля мы не успеем начать работать по новым правилам. Насколько придется поднять цены на нашу и так недешевую продукцию, могу сказать после изучения всех нюансов обслуживания РРО. Также у меня нет ответа на вопрос, кто и как будет выдавать кассовый чек покупателям: большинство заказов мы отправляем по почте наложенным платежом».
По мнению большинства опрошенных спикеров, пострадают и рядовые потребители, под видом заботы о которых продвигается эта инициатива. Цены на товары возрастут на 5-30%. Во-первых, магазины будут вынуждены заложить в конечную стоимость затраты на закупку и обслуживание РРО. Во-вторых, небольшим маркетам станет сложнее конкурировать с крупными сетями, получающими от поставщиков скидки за объем, и выдерживать прессинг налоговой. Часть магазинов закроется, конкуренция сократится, крупные оффлайн— и онлайн-торговцы повысят свою маржу.
Участники Коалицией за детенизацию экономики, лоббирующей введение РРО
Зато выиграют кураторы монополизированного рынка производителей РРО. За считанные дни 50 тыс предпринимателей должны будут купить , как минимум, один кассовый аппарат. Умножаем эту цифру на среднюю стоимость РРО – 7 500 грн, получаем 375 млн грн.
Бой с тенью ради ее увеличения?
При этом многие эксперты очень сомневаются, что удастся добиться декларируемой цели – снижения доли черного и серого импорта. «Налоговая и сейчас прекрасно знает продавцов «контрабаса». Многие из них уже работают с РРО. Если бы было желание их вывести на свет – ГФС давно бы это сделала. После вступления в силу постановления Кабмина для «контрабандистов» вряд ли что-то изменится. Разве что возрастут ставки за «слепоту», — считает руководитель онлайн-маркета, пожелавший остаться неназванным.
«Сейчас один крупный интернет-магазин с одесскими корнями завозит 1 контейнер легально и 9 — по серой схеме. При этом, учит нас, как нужно торговать по-честному», — анонимно делится свежим примером другой предприниматель.
Тем временем в СМИ уже появляются статьи о том, что «скрывать доходы от налогообложения с использованием кассового аппарата даже удобнее, чем без него».
Эксперты детально пояснили нашему изданию плюсы и минусы очередного «дерегулирования».
Владимир Дубровский, член наблюдательного совета "CASE Украина":
— Внедряемая норма — утопия, потому что нужно контролировать сотни тысяч мелких точек продаж. Не проще ли контролировать несколько десятков пунктов пропуска на границе?
Считаю, что объем черного и серого импорта не снизится. Если товар проник через границу без уплаты НДС, то он найдет ходы реализации. К примеру, некоторые крупные сети сейчас используют конверты, которые оставшись без работы в связи с введением электронного администрирования НДС, нашли себе новую нишу – отбеливание контрабанды. Они выписывают на этот товар правильные документы. Далее «белая контрабанда» продается кому угодно, включая даже бюджетные организации. Наверняка, схемы известны налоговой, и при малейшем желании ведомство могло бы приструнить этих крупных игроков. Но что-то ему мешает. Поэтому, думаю, после введения РРО, эти крупные игроки не пострадают. К тому же не исключаю, что конверты работают под крышей налоговой. Поэтому, вероятно, у ГФС есть свой интерес уничтожить мелких предпринимателей, заставить всех пользоваться услугами конвертов, монополизировать рынок.
Как уничтожить? Предприниматель, использующий РРО, должен вести кассовый учет. Это открывает налоговикам возможность для штрафов, потому что в документах могут быть неточности. В итоге преимущество упрощенной системы налогообложения сводится на нет.
Также введение РРО играет на руку монопольным производителям РРО и поставщикам сопутствующих услуг. Теперь мелкий бизнес будет вынужден кормить такие схемы.
В то же время, есть исследование МВФ, которым они изначально хотели, наверное, показать, как хорошо работает фискализация наличных расчетов. Опросили 20 налоговых администраций разных стран. Но в итоге пришли к выводу, что эффект от РРО не доказан. Он может быть только, если делать комплексную реформу. В Украине, на мой взгляд, необходима глубокая реорганизация налоговой службы, реформа таможни. Прежде чем вводить РРО, нужно облегчить пользование фискальным инструментом. В первом чтении уже давно принят законопроект № 4117, нормы которого существенно упрощают и удешевляют использование РРО за счет новых технологий. Но до второго чтения он не доходит, заинтересованные в статус-кво лица пытаются его валить.
Итого. Скорее всего, с 1 апреля нужно будет работать с РРО. С одной стороны, в принятом законе (с подачи нардепа и лоббиста ЕВА Татьяны Остриковой) был срок на подготовку к нововведению – три месяца. Но с другой стороны, МЭРТ огласил перечень сложных товаров только недавно. В любом случае, о введении этой нормы стало известно еще перед новым годом. Предприниматели никак не среагировали, промолчали. А теперь внести правки в закон крайне сложно. До тех пор, пока будем молчать — будут наступать и дальше.
Валентин Калашник, президент Украинской Ассоциации Директ Маркетинга:
— Эта инициатива никак не повлияет на объём контрабанды или серого импорта. Но позволит крупным импортёрам и вендорам контролировать розничные продажи, в первую очередь в интернете. Эта инициатива глобально является монополизацией рынка потребительской электроники. А цены у нас и так достаточно высокие за счет контроля рынка импортерами и вендорами, благодаря украинскому принципу исчерпания авторских прав и бессмысленной повторной сертификации технических устройств.
Мелкие операторы розничной торговли, которые продавали через интернет, вряд ли смогут установить РРО. Оно им просто не по карману. Весь расчет на то, что количество розничных продавцов в оффлайне и онлайне просто существенно сократиться.
Надеемся, что здравый смысл все же восторжествует, и данный закон будет изменен, а постановление Кабмина утратит свой смысл.
Сергій Доротич, голова Асоціації суб'єктів господарювання України, голова ВГО "Союз захисту підприємництва":
— Викликає великий подив бажання влади боротися з сотнями тисяч підприємців, замість того, щоб побороти 30 тисяч митників. На пошук дрібних порушень ФОП держава витратить величезні гроші і багато часу. Поверне в бюджет незрівнянно менше, ніж витратить. Тоді як витрати на оперативні заходи на митниці могли окупитися сторицею.
Але замість того, щоб боротися з першопричиною проблеми, держава вибрала шлях покарання споживачів і підприємців, знищення МСБ на догоду великому бізнесу.
Зрозуміло, чому. Не секрет, що контрабанда кришується у владних кабінетах, народними депутатами, керівниками центральних органів виконавчої влади. Вони як кришували, так і будуть кришувати своїх після введення РРО. Обсяги чорного і сірого імпорту не впадуть.
Зате споживач отримає подорожчання побутової техніки, погіршення якості послуг. Дрібні магазини будуть змушені або закриватися, або підвищувати ціни. А виграють великі торгові мережі, які монополізують ринок і піднімуть маржу.
Думаю, коли економіка почне зростати, бізнес сам буде зацікавлений у введенні РРО. У нинішніх же умовах, коли податкова може оштрафувати за дрібну помилку, неякісну стрічку, тощо, бізнес боїться працювати з касовими апаратами. І боїться він не стільки зростання витрат, а непередбачуваного репресивного пресингу податкової.
Перемогти цей лобізм великих мереж та виробників касових апаратів можна тільки, згуртувавшись усім підприємцям. Тільки так ми зможемо змінити вимоги Податкового кодексу до якого наприкінці минулого року внесли зміни. Прикро, що більшість підприємців мовчки бездіють. Сподіватися на те, що як в 2015 році 3 тисячі активістів вирішать проблему, що стосується 2-х мільйонів підприємців — марно. Якщо ми хочемо зберегти спрощену систему оподаткування, то треба зорганізуватись і гуртом встати на боротьбу!
Эдуард Курганский, представитель Ассамблеи общественных организаций малого и среднего бизнеса Украины:
— На мой взгляд, всё, что ввозилось нелегально — будет ввозиться и дальше. Продаваться будет через интернет-торговлю и частные объявления — под заказ.
При этом, государство вряд ли сможет контролировать выполнение новой нормы: сейчас идёт значительное сокращение штата налоговиков, они физически не смогут отследить продажи.
Кассовые чеки не смогут как-то лучше защищать права потребителей. Производитель либо оказывает сервис (он в любом случае заработает, не зависимо от канала поставки), либо нет. Если производитель не обеспечивает сервис (китайские товары, например) — потребитель сознательно покупает товар дешевле, понимая, что сервиса не будет. Ранее продавец даже серого товара мог взять на себя издержки по ремонту. Теперь их положение пошатнётся, у них будет меньше стимулов это делать.
Думаю, в итоге выиграли импортёры, пролобировавшие законопроект. Разрыв в цене белой и серой продукции сократился. Все остальные проиграли. Потребитель заплатит более высокую цену за серый товар и получит меньше гарантий от продавца. Бизнес, который на этом зарабатывал, станет больше уделять времени выстраиванию схем в цепочках продаж, вместо конкуренции на рынке. Общество получит очередной всплеск тенизации рынка и сопутствующей этому коррупции.
Олег Колпакчи, експерт податкової групи РПР:
— Міжнародний досвід запровадження обов’язкового використання фіскальних пристроїв при здійсненні готівкових розрахунків був нещодавно узагальнений у дослідженні, проведеному експертами МФВ за допомогою детального опитування кількох десятків державних податкових агенцій у низці країн світу. Воно включало, серед іншого, запитання щодо результатів фіскалізації, а також, що важливо, охоплювало країни різного рівню розвитку, від Швеції до Парагваю і Малаві. Головний результат полягає у тому, що попри широке розповсюдження та чималу вартість, позитивний фіскальний ефект від обов’язкового запровадження технічних пристроїв для реєстрації готівкових операцій не можна вважати доведеним. Поширені твердження щодо блискавичного успіху фіскалізації ґрунтуються на окремих поодиноких прикладах, і не підтверджуються наявними даними, особливо якщо брати останні у більшому часовому інтервалі. А у нечисленних прикладах успіху фіскалізація була частиною ширшої стратегії, тому важко, якщо взагалі можливо, відокремити вклад саме від цієї компоненти такої стратегії. Автори пов'язують свій висновок з тим, що технологія як така нездатна змінити поведінку людей у середньостроковій перспективі, отже усі позитивні ефекти, що спостерігалися від самої тільки фіскалізації, за кілька років зникали, а витрати залишалися. Головний конструктивний висновок дослідження полягає у тому, що розглядати фіскалізацію як «срібну кулю» детінізації є помилкою. Вона може бути ефективною лише тоді, коли вона є частиною комплексної стратегії поліпшення відповідності та стану дотримання вимог податкового законодавства, яка, своєю чергою, базується на ретельному аналізі ризиків у різних сегментах платників податків, та пропонує набір заходів для зменшення таких ризиків. Вкрай важливим є також час для підготовки до проведення фіскалізації – не менше 12 місяців, та ретельність підготовки.
Встановлення та експлуатація фіскальних пристроїв в Україні є предметом численних зловживань з боку влади, регулятору ринку ДП «Укрелекон» та наближених до них підприємств. Самі ринки таких пристроїв є ринками з обмеженою конкуренцією, де домінують лише кілька структур (такі як «Юнісістем» або «Фіскальні системи», раніше «КБ Вулкан», які наближені до народного депутата Хомутинника та колишніх високопосадовців режиму Януковича — Арбузова і Клименко ). За послуги з прийому і транспортуваня «електронної звітності РРО» платники податків мають сплатити близько 100 млн грн на рік, яка йде на дві комерційні фірми ПАТ «Укркарт» і ТОВ «Інтерплат», які, у свою чергу, також пов’язують із Хомутинніком, Арбузовим і Клименко.
За данними дослідження Інституту соціально-економічної трансформації «Як зменшити можливості для ухилення від сплати податків при імпорті та продажі товарів, зокрема через зловживання спрощеною системою оподаткування?», в Україні на даному етапі доцільно реалізувати наступні кроки:
— радикально здешевити та дерегулювати застосування РРО, відпрацювати відповідні технічні та правові механізми;
— перефокусувати вимоги фіскалізації на ризикові категорії підприємців, обмежуючи порушення, але полегшуючи життя легальному дрібному бізнесу;
— створити та відпрацювати позитивні стимули і механізми контролю, які мінімізують корупційні ризики та адміністративні витрати;
— зменшити можливості та стимули для зловживань іншими методами.
Александр Чумак, президент "Ассоциации частных работодателей":
— Введение РРО никоим образом не решает проблемы продаж черной и серой техники. Потому что контрабанда появляется не на рынке или в интернет-магазине, а на границе. И до тех пор, пока таможня «будет давать добро» на ввоз техники без соответствующего таможенного оформления, никакие другие методы не дадут сколько либо значимых результатов.
Ввозить контрабанду выгодно большими партиями. В ручной клади много не провезешь. Поэтому контрабанда – прерогатива крупных игроков. И, как правило, у них давно используются кассовые аппараты. Но доля затрат на их использование в крупном бизнесе намного меньше, чем в мелком. Получается, что введение обязательности использования кассовых аппаратов при продаже сложной бытовой техники, с одной стороны, ликвидирует мелких конкурентов, а с другой – просто легализует контрабандный товар в момент продажи конечному потребителю. Потому что предприниматель на упрощенной системе налогообложения не обязан вести учета. Он эту технику покупает у оптового продавца и не должен проверять, растаможена она или нет.
В итоге, пострадают в первую очередь мелкие торговцы, предприниматели торгующие на рынках, через интернет-магазины или в маленьких торговых точках, а также конечные потребители, покупающие у таких предпринимателей.
Необходимость установки РРО возлагает на продавца дополнительные расходы в размере стоимости самого аппарата, затрат на его ежемесячное сервисное обслуживание, обучение персонала, расходные материалы и, иногда, обеспечение бесперебойной работы РРО. Также в затраты стоит учесть необходимость соблюдение кассовой дисциплины, а для этого необходимо иметь бухгалтера и платить ему зарплату. Все это повлечет увеличение стоимости товара для конечного потребителя минимум на 5%.
Что же касается вопроса защиты прав потребителей при наличии фискального чека, то это чистый миф. Фискальный чек не защищает потребителя. Потребителя защищает сам потребитель, т.е. его умение отстоять свои права. В супермаркетах основанием для претензий покупателя является товарный, а не фискальный чек. Именно уникальный товарный чек торговой точки, как правило, с собственным штрих-кодом и товарным знаком, подтверждает, что этот товар куплен здесь, а не в другом месте. И значит подлежит обмену или возврату именно в этом магазине. Можно привести уйму других примеров, которые полностью разбивают миф о важности именно фискального чека для защиты прав потребителя. Фискальный чек является исключительно инструментом контроля государства за реальными оборотами. А сам кассовый аппарат – это инструмент для контроля владельца бизнеса за продавцом, особенно при продаже весовых или не фасованных товаров.
Ломание копий вокруг темы РРО сильно подогревается монопольным положением на этом рынке. Не секрет, что рынок фискальных РРО очень закрыт. Поэтому заинтересованные лица периодически лоббируют тему обязательности поголовного использования РРО. Ведь это их доходы. При этом, никаких существенных шагов в направлении демонополизации пока не видно. Ведь это сразу создаст конкуренцию и снизит стоимость самих кассовых аппаратов. Еще в феврале 2016 года в ВР был подан законопроект №4117. Он очень революционный, потому что полностью демонополизирует этот рынок. После его принятия функции кассового аппарата сможет выполнять любой смартфон с предварительно установленной на него специальной программой. А распечатать чек можно будет на портативном устройстве через вайфай. Но мы же понимаем, что в случае его принятия нынешние кассовые аппараты станут бесполезными ящиками, которые никому не будут нужны. Возможно именно поэтому 4117 после принятия в первом чтении — в октябре «лег под сукно». Хотя о нем постоянно говорят, но на второе чтение пока не выносят, мотивируя это тем, что он якобы не доработан. Прошло больше года после его появления, но времени у наших законодателей на его доработку почему-то нет. Уверен, что в интересах малого бизнеса давить на ВР для принятия этого законопроекта. Защитить себя от произвола мы можем только сами, объединившись вокруг необходимых изменений, которые создадут комфортные условия для ведения бизнеса в Украине.
Перефразируя классика: самые циничные преступления происходят под маской защиты прав граждан. Видимо, наши чиновники и депутаты не только отлично освоили эту схему, но не гнушаются получать миллионные откаты за ее реализацию, невзирая на миллиардные убытки для экономики страны. 40 лет по пустыне Украину уже могут не спасти….
Еще никто не комментировал данный материал.
Написать комментарий