Провайдерские войны: до какого «плинтуса» нельзя опускаться
«Зачем утруждать себя предоставлением качественных услуг, придумывать акции, обслуживать абонентов? Куда проще гадко вредить. Конкуренция в действии! В Смела обрезаны две магистрали: 196 и 96 волокон. Только наши и просто перерезаны. Восстановление займет не менее 8-ми часов», — недавно сообщил учредитель интернет-провайдера McLaut Виталий Лаут.
К сожалению, такие «маркетинговые диверсии» конкурентов на телеком-рынке никак не уйдут в прошлое. «Законодателем мод» в сфере обрезания чужих кабелей называют «Триолан». Самые масштабные акции вырезания были зафиксированы несколько лет назад в Харькове у целого ряда операторов: «ВОЛИ», «Датагрупп», «Киевстара», «Макснета», «Фарлеп-Инвест» и др. Общая сумма ущерба составила несколько миллионов гривен. Уголовные производства по фактам вмешательства в работу телеком-сетей по многочисленным заявлениям пострадавших так и не были открыты.
Злые языки полагают, что руководил «операциями» Вадим Троян — экс-руководитель одной из компаний, входящих в группу «Триолан». Ныне Вадим Анатольевич занимает пост первого заместителя Нацполиции Украины.
В «Триолане» категорически отрицают свою причастность к диверсиям и сообщают, что ныне их сети тоже подвергаются «нападкам» конкурентов.
Денис Меркулов, региональный директор "Триолан":
— Много слухов ходит о «Триолане», но в действительности мы таким не занимались. У нас очень мощные маркетинговые предложения. В случае не возможности или неумения противостоять в маркетинговых войнах, конкуренты используют клевету и написание жалоб во все инстанции. В результате получается, что мы на слуху. Но даже в этом им спасибо, потому как черный пиар — тоже пиар.
Да, кабели нашей компании обрезали конкуренты. Порезы оптоволоконных линий чаще всего происходят в Днепре. В канализации режут или поджигают практически всем. Последний случай зафиксирован в январе. Кто именно этим занимается – точно не знаю, потому что в колодце режут всем.
Также очень много режут абонентских отводов. В основном в районах Борщаговки и Оболони Киева. За последний месяц было около 10 таких порезов. Без услуги оказались порядка 100 абонентов. Но мы очень быстро их восстановили. На восстановление ушло порядка 3000 грн. Однако основной вопрос в предоставлении услуги, за которую абонент заплатил. Этот ущерб подсчитать сложно, но негатива уйма.
По всем инцидентам обращаемся в полицию, пишем заявления. Ни одного дела за последние полгода не доведено до суда. Даже при поимке злоумышленников они или откупаются, или у полиции не хватает улик для продолжения дела. Получается замкнутый круг: мы ловим, отдаем в полицию, а они отпускают, потому что «нет состава преступления». Аналогичная ситуация и при кражах. Понятно, что в такой ситуации о компенсации ущерба от злоумышленников и речи быть не может.
Как бороться с вандализмом коллег по рынку? Считаю, нужно менять законодательство: если вандал будет знать, что за порез ему светит реальный срок — он туда не пойдет. Основной преградой должен быть закон и жесткое наказание. А свод правил существует на верхах и только в больших компаниях, которые в основном и не занимаются такой конкуренцией. Впрочем, даже на верхах не факт, что подрядчики или монтажники будут исполнять свод правил. Маленькие, «серые» провайдеры правила не выдерживают, и найти их руководство практически невозможно.
Конечно, еще можно публично «прославлять» тех, кто вырезает. Пусть все знают героев в лицо. Кроме того что бдительные граждане будут выгонять их с подъездов, так и лица в памяти остаются и при приеме на работу все будут знать, что из себя представляет человек.
Вездесущий админресурс?
По данным спикеров, в последнее время недобросовестные методы конкуренции чаще используются в небольших населенных пунктах. Нередко к травле конкурентов «подключается» административный ресурс. Яркий пример – проблемы интернет-провайдеров Ирпеня, начавшиеся около года назад и постепенно нарастающие как снежный год.
Летом прошлого года на местный рынок вышел новый провайдер I-Lan. Компанию, по мнению СМИ, контролирует мэр Ирпеня Владимир Карплюк.
Вскоре другие игроки столкнулись с резким всплеском повреждений своих сетей. К примеру, с лета прошлого года интернет-провайдер «БЕСТ» зафиксировал около 100 порезов кабелей, на устранение повреждений потрачено около 200 тыс грн, сообщили нам в компании. Тогда как до 2016-го у участников местного рынка лишь изредка пытались воровать медный кабель. Заявления в полицию принесли нулевой эффект: ни одного уголовного производства так и не было открыто. Зато местному отделению полиции интернет-услуги ныне предоставляет I-Lan. К слову, управление образования Ирпеня внезапно отказалось от бесплатных услуг «чужих» провайдеров. Теперь школы и садики города уже на платной основе обслуживает также I-Lan.
В январе-феврале 2017-го на помощь вандалам с кусачками пришли дорогостоящие хакеры. В «БЕСТ» зафиксировали 3 Ddos-атаки. Компании нанесен материальный ущерб на 519 тыс грн. Киберполиция открыла УП по ч. 2 ст. 361 УКУ. Расследует до сих пор.
В марте хакеров, видимо, сменили сотрудники торгового дома «Ирпень City». В претензии, направленной руководству ТД, подчеркнуто, что установлено факт вмешательства в работу оператора «БЕСТ» путем повреждения оптоволоконного кабеля в серверной, находящейся в ТЦ. Монтажникам компании не позволили обновить работу поврежденной сети. В результате клиент – ООО «Суматра-ЛТД» остался без доступа к сети.
Ряд застройщиков новых жилых комплексов внезапно стали отказываться от дальнейшего сотрудничества с «немэрскими» провайдерами. Несмотря на то, что телекомщики за свой счет проложили кабели в новостройках.
Далее провайдерам стали приходить «письма счастья» от предприятий, предоставляющих услуги по содержанию домов, о разрыве договоров с алогичной аргументацией.
Одновременно балансосодержатели стали информировать жителей Ирпеня, что якобы только у I-Lan заключены договора. Посему вскоре «будет остановлено предоставление интернет-услуг каких-либо компаний, кроме I-Lan».
В ответ «БЕСТ» подал жалобу в Киевское областное территориальное отделение АМКУ с просьбой признать факт недобросовестной конкуренции со стороны I-Lan и обязать ответчика официально опровергнуть недостоверную информацию. Дело пока рассматривается.
А чтобы «чужие» провайдеры не расслаблялись — пошли жалобы и в НКРСИ. К примеру, абонент «БЕСТ» сообщила регулятору, что провайдер систематически «блокирует доступ своим клиентов к некоторым общедоступным сайтам» без уточнения деталей. И попросила НКРСИ провести проверку компании, а также привлечь ее к ответственности за нарушения. В «БЕСТ» нам сообщили, что автор жалобы отказалась от предложения их сотрудников провести бесплатное тестирование сети и оборудования, а также уточнить, какие именно сайты и когда, они якобы блокировали.
Также провайдеров «держит в тонусе» Ирпеньский горсовет. Недавно на его сессии рассматривался проект решения о порядке размещения телеком-сетей. Одной из его норм предлагалось рассчитывать стоимость платы за пользование местами для размещения телеком-сетей в жилых зданиях, на электроопрорах и других объектах коммунальной собственности «индивидуально по каждому оператору». Такой изобретательности позавидовали бы даже сотрудники славно известного КЖСЭ. К удивлению, проект решения не набрал достаточного числа голосов местных депутатов.
Олексій Зіневич, засновник «Бест»:
— З літа минулого року операторів Ірпеня стали витісняти з ринку всілякими способами. По-перше, після переманювання в I-Lan деяких співробітників, які відмінно знають побудову мережі, у нас почали різати кабель в невідомих для обивателів місцях. Ми чітко бачимо, коли алкоголік намагається вкрасти кабель, а коли він ріжеться, щоб не працювала мережа. Напевно, складно назвати випадковістю майже 10-кратне зростання цілеспрямованих пошкоджень, в порівнянні з минулими роками, і тільки в Ірпені (ми працюємо в 43 населених пунктах). Спочатку ми викликали поліцію. Але жодного кримінального провадження не відкрите.
По-друге, коли замовники побачили, що такі диверсії не дієві (ми оперативно усуваємо пошкодження), нас почали атакувати хакери. По-третє, нещодавно почався адміністративний тиск з боку місцевої влади. По-четверте, балансоутримувачі новобудов (з якими ми раніше домовлялися про надання послуг, після чого за свій рахунок повністю кабелювали будівлі) тепер не пускають нас на об'єкти. Їм прямим текстом доноситься, що будівлі не приймуть в експлуатацію, якщо «БЕСТ» стане надавати послуги. По-п'яте, новий конкурент періодично поширює, м'яко кажучи, недостовірну інформацію про своїх колег.
В результаті всіх цих «акцій» сумарний збиток (усунення пошкоджень, компенсація абонентам, недоотриманий прибуток, репутаційні втрати) ми орієнтовно оцінюємо в 2,5 млн грн.
Мы направили мэру Ирпеня Владимиру Карплюку жалобы провайдеров:
— Співробітники інтернет-провайдера «БЕСТ» повідомили нашому виданню, що з літа минулого року зафіксували близько 100 пошкоджень своєї мережі. За заявами потерпілого поліція не відкривала жодного кримінального провадження. Розкажіть, будь ласка, які заходи вживала місцева влада для недопущення умисного пошкодження ліній зв'язку?
— Також провайдер повідомляє, що комунальне підприємство «Управління житлово-комунального господарства «Ірпінь» Ірпінської міської ради в односторонньому порядку достроково розриває договір встановлення майнового строкового сервітуту з «БЕСТ» без юридичних підстав. Поясніть, будь ласка, на якій підставі приймаються такі рішення комунальним підприємством?
— Місцеві ЗМІ припускають, що провайдер I-Lan опосередковано належить Вам. Ця інформація відповідає дійсності?
— Інтернет-провайдери вважають, що перераховані вище та інші методи тиску стали вживатися, щоб витіснити з телеком-ринку Ірпеня всіх учасників, крім I-Lan. Прокоментуйте, будь ласка, дану версію.
Ответ на запрос пока не получен.
Мы перечислили лишь несколько примеров применения незаконных методов конкуренции. Между тем практически каждую неделю в соцсетях появляются новые посты и комментарии о вандализме. У всех общие детали: неизвестные перерезали кабель, ничего не украли, полиция в лучшем случае открывает УП, но далее спускает дело на тормозах.
В ГПУ ранее нам сообщали, что за 9 месяцев прошлого по ст. 360 УКУ (Умышленное повреждение линий связи) зарегистрировано 245 УП. И только 30 дел доведены до суда с обвинительным приговором.
Ирина Леличенко, ведущий специалист по связям с общественностью «Киевстар»:
— Эксперты "Киевстар" давно уже бьют тревогу по этому поводу. Статья 360 УК – намеренное повреждение линий связи — не работает. Как правило, суды квалифицировать преступления по такой статье не хотят, дела закрываются, злоумышленники избегают наказаний. А ведь целостность инфраструктуры телекоммуникаций — это вопрос безопасности страны.
Дмитрий Крылов, начальник отдела физической и технической безопасности lifecell:
— Такие примеры конкурентной борьбы как повреждение кабелей, оборудования характерны для интернет провайдеров, рынок которых представлен в Украине большим количеством игроков как в крупных городах, так и в маленьких населенных пунктах. Конкурируя за каждого отдельного пользователя, компании интернет-услуг используют не всегда законные методы и способы достижения своих целей, иногда не взирая даже на правовые или репутационные риски.
Михаил Шуранов, директор по корпоративным коммуникациям "Укртелекома":
— К сожалению, в таких случаях очень редко возбуждают уголовные дела, так как ничего не украдено, а факт нарушения телеком-инфраструктуры страны, по мнению правоохранителей не вполне достаточен для возбуждения уголовного дела.
Очень надеюсь, что 22 мая во время круглого стола в Верховной Раде на тему: «Крадіжки та пошкодження телекомунікаційного обладнання — загроза для національної безпеки» подобные акты получат надлежащую оценку со стороны правоохранительных органов, народных депутатов и индустрии.
Александр Федиенко, глава Правления ИнАУ:
— Я думаю, этот процесс "развития" конкурентных войн проходили многие операторы на рынке. Такие методы, как правило, используются в небольших городах, поселках, где уже существуют местные операторы, которые выросли в этих регионах и считают себя их полновластными хозяевами. И понятное дело, с приходом нового игрока, способного дать их абоненту больше, лучше и дешевле, всячески этому мешают. Яркий пример — один из городов Киевской области.
Я уверен, что такие операторы в скором времени исчезнут с рынка цивилизованных отношений как атавизм. В конечном итоге нужно понимать, что от этих войн в первую очередь страдает клиент. По сути, конкурент таким образом наносит не просто убыток коллеге, а ставит клеймо на всю отрасль и культуру. Как потом абоненту объяснять, почему у него дома нет Интернета? Откровенно рассказывать, что иной оператор повредил кабели связи? Я уверен, что в будущем абонент выберет вообще третьего субъекта. Учитывая, что между двумя «коллегами» — конфликт.
Да, при каждом случае всегда вызывается полиция и пишутся заявления. Но опять-таки, мы говорим о локальном местном уровне, где та же полиция зачастую как-то связанна с местным оператором и всячески его потом покрывает. Мы такие дела выводили на уровень главка. Но в такого рода вопросах очень сложно с доказательной базой, а косвенное подозрение к делу не «пришьешь».
Хотя стоит отметить, что в последнее время очень трудно отличить повреждение сетей вандалами и искателей ценностей от работы конкурентного "маркетинга".
Также остаюсь на позиции, что только цивилизованными методами, эффективной работой полиции можно донести иному субъекту, что не стоит гадить всей отрасли. Или в конечном итоге выкупить конкурента.
Редакция просит читателей сообщать нам о неадекватных проявлениях конкурентной борьбы. Пока публичное прославление вандалов эффективнее действий полиции.
Еще никто не комментировал данный материал.
Написать комментарий