Пособие для правоохранителя-коррупционера
Партнеру практики безопасности бизнеса Juscutum Денису Овчарову регулярно приходится анализировать "кухню" уголовных производств, "отбивать" права ИТ-компаний после обысков.
Адвокат поделился своим мнением об истинных целях, задачах и прибыльности правоохранительного «бизнеса».
— Вы заметили, что в последние три года бизнес «кошмарят» как-то по-особенному? Вроде работаешь по закону, рядом хороший юрист и бухгалтер, а БДСМ не прекращается.
Новые поводы для общения с правоохранительными органами все чаще возникают именно там, где, как ни странно, готовы решать именно эти же уникальные проблемы. У Вас постоянно возникают ощущения чего-то нового и неизведанного, когда в доме, офисе, или у родственников проводят обыск:
— по факту завладения государственными деньгами, но никто и никогда не работал с бюджетным финансированием, Ваши контрагенты тоже;
— когда Вам снимают налоговый кредит по признакам фиктивности по контрагентам с десятигодичной историей работы и с наличием товара;
— когда ваших сотрудников допрашивают по факту финансирования терроризма, но Вы никогда не работали с проблемными регионами и тем, что их связывает?
Знакомо? Мы называем это «уголовный стартап».
Отличительные особенности стартапа
1. Курс на новую «тему». Зачастую суть стартапа состоит в продвижении новаторских тем «отжима» или усовершенствовании старых, которые были популярны во времена Януковича. Благодаря этому стартапы могут конкурировать даже с самыми мощными проверенными «темами» СБУ и ГПУ, которые в большинстве случаев не утруждают себя введением инноваций и продолжают реализовывать «старые темы», которые давно зарекомендовали себя. Вот почему любой START UP – прыжок в неизвестность.
2. В основе стартапа лежит «сладкая» бизнес-идея. Не секрет, что без идеи (ноу – хау) не было и нет самого бизнеса. Однако в стартапе идея имеет особую ценность. Если она сулит перспективы, то может быть очень и очень дорогой. Например, через уголовное производство поломать схему работы в IT–бизнесе, завязанную на ФЛП.
3. Создатели стартапов молоды. Многие известные успешные стартапы – детища вчерашних выпускников юридических вузов. Уже редко встретишь перспективного правоохранителя старше 27 лет. Вот почему новые начинания иногда с ноткой пренебрежения именуют «подвальным бизнесом»: молодым людям, еще не нажившим красивые кабинеты, попросту негде собраться для обсуждения своих идей, кроме подвалов райотделов и PUBов.
4. Стартаперы ставят на карту всё. Как правило, инициаторы стартапа вкладывают всю душу в свою идею. Реализуя ее, они рискует по-крупному. Стартапер буквально плюет на существующие ограничения в различных кодексах. Ведь цена победы зачастую очень высока: если он заинтересован в успехе, то сделает все возможное, чтобы добиться его.
5. Инициативная группа работает за идею, а не ради прибыли. Сложно развивать какое-либо начинание в одиночку. Поэтому в создании стартапа участвует целая команда во главе с идейным лидером. Каждый из членов этой команды выполняет определенные функции: один может разрабатывать перспективную идею, другой – планировать бизнес на базе этой идеи, третий – искать источники финансирования. Они прекрасно понимают, что им не удастся добиться всего и сразу. Зато они заинтересованы в своей работе и верят в возможность получения прибыли.
6. Проблемы с финансированием. Пожалуй, недостаток административного ресурса для воплощения идеи в жизнь является главным характерным признаком стартапа. В этом нет ничего удивительного, ведь стартапы создаются увлеченными молодыми людьми, у которых есть огромное количество энергии, но нет влияние на судей. Вот почему стартапы нуждаются в инвесторах – людях, которые заинтересуются свежими идеями и помогут реализовать их, вложив свои средства и связи в эти проекты.
Виды стартапов
Стартапы принято классифицировать по нескольким признакам. Например, по особенностям отрасли и подследственности. Различают следующие виды:
«Успешные копии». В эту группу входят многочисленные проекты стран бывшего СНГ, в некоторой степени являющиеся клонами зарубежных. Как оказалось, такие копии весьма перспективны.
«Агрессивные пришельцы». Эта группа объединяет стартапы, ориентированные на захват какого-либо сегмента бизнес-рынка и изгнание из него конкурирующих компаний.
«Темные лошадки». Так можно назвать стартапы, перспективы которых не ясны ввиду их новаторства. С одной стороны, создатели этих стартапов идут на большой риск, делая попытку продвигать их, а с другой стороны, в случае успеха им гарантированы колоссальные дивиденды.
Также, стартапы можно различать по степени наукоемкости:
Стартапы, основанные на высоких технологиях. Бизнес, построенный на IT — технологиях, может быть очень доходным. Но чтобы «раскрутить» его, требуются серьезные познания в технологических процессах.
Традиционные стартапы. На самом деле, чтобы открыть успешный «бизнес», не обязательно создавать инновационную идею. Некоторые стартапы формировались на базе нехитрых, легко реализуемых идей. И в результате сделали своих создателей состоятельными людьми.
Команда стартапа
Самое ценное, что есть в стартапе – команда. Без нее идея ничего не стоит. Кто же эти люди?
Оперативный сотрудник – он же Developer или Software Engineer (SE), вчерашний выпускник с минимальным опытом работы. Очень много времени тратит на советы от более опытных разработчиков и понимание того, как команда работает над проектом. Опираясь на просмотренные видеоуроки по программированию, junior-разработчик растёт достаточно быстро для того, чтобы уже через 1-1,5 года занять позицию полноценного разработчика.
Старший оперативный сотрудник – он же Senior SE, старший разработчик, с накопленным опытом работы. Не только хорошо знает соответствующий язык, но и умеет принимать определенные решения, касающиеся выбора оптимальной в каждом конкретном случае среды разработки, компилятора и т.д.
Начальник уголовного розыска – он же Quality Assurance Engineers, QA-инженер. Он планирует тестирование и анализирует его результаты, ищет способы улучшить процесс разработки.
Следователь – он же Технический писатель (Technical Writers). Технические писатели занимаются написанием различной документации, как внутреннего назначения, так и предназначенной для конечных пользователей.
Старший группы следователей – он же Tech Lead (технический руководитель). Техлиды координируют не весь проект, а лишь какой-то его аспект. Tech Lead руководит группой писателей и разработчиков, отвечает непосредственно за тестирование и обеспечение качества проекта.
Прокурор (процессуальный руководитель) – он же Project Manager осуществляет управление проектом в целом. Расставляет приоритеты, планирует выполнение задач, отвечает за организацию работы в команде, оперативное решение проблем, коммуникацию с заказчиком и т. п.
Заместитель прокурора – ментор, опытный специалист рынка, помогающий проекту своими знаниями и опытом. Ментор может «включиться» в проект на любой стадии: от оценки идеи и выбора стратегии развития — до принятия ключевых решений и технологических вопросов. Чтобы гарантировать заинтересованность ментора, отвечающего за выбранный проект своей репутацией, стартап предоставляет ему % доли в проекте.
Руководитель местной прокуратуры – он же CEO (chief executive officer), главное должностное лицо. Определяет общую стратегию проекта, принимает решения на высшем уровне, выполняет представительские обязанности.
Следственный судья — он же технический директор (Chief Technical Officer). Отвечает за оптимизацию производства в целом, внедрение и поддержку процессов внутри компании. Главное, что привлекает СТО в их должности — это наличие достаточного количества полномочий для принятия решений.
Руководитель пресс-службы правоохранительных органов — СМО (chief marketing officer), директор по маркетингу.
Также, привлекается outsource в лице спецподразделений, они же маски-шоу и «решалы», которые работают за % от реализации проекта.
Этапы развития стартапа
В процессе развития стартапа выделяют несколько этапов:
Посевной этап или Pre-Seed stage. На данном этапе происходит поиск идеи и разработка способов ее реализации. Инициативная группа производит анализ рынка, ищет проблемных платежеспособных «клиентов» и болевые точки.
Seed стадия. Определяется жертва и под нее формируется бизнес-план, т.е. рассчитываются предварительные расходы и ресурсы для реализации проекта. Также расписывается предполагаемый состав преступления и способ доказывания. У айтишников это называется техзадание. Далее открывается оперативно розыскное дело для сбора дополнительной информации, т.н. закрытая альфа-версия проекта. Окончанием данной стадии является собранная информация, которая может стать основой для открытия уголовного производства, она же закрытая бета-версия проекта.
Pitching. Презентация стартапа на площадке (совещании) в прокуратуре или у начальника следствия в райотделе. Именно здесь есть шанс найти инвестора и получить хорошего ментора. Самые интересные стартапы доходят до площадок СБУ и ГПУ.
Далее следуют: создание прототипа продукта, т.е. регистрация информации о преступлении в едином реестре досудебного расследования.
Запуск или Startup Stage. Итак, инвестор найден, ЕРДР зарегистрирован, можно осуществлять следственные действия. Здесь важно не перейти дорогу другим стартапам соседних организаций, которые тоже могут отрабатывать клиента. Внутренняя война быстро похоронит проект. Отбившись от конкурентов, нужно перейти в активную стартап-стадию. Обычно это шок терапия с минимальным временем на принятия решения жертвой. Обыск — идеальное следственное действие для реализации поставленной задачи, но не единственное. Массовые допросы и аресты имущества тоже эффективный инструмент.
Рост или Growth Stage. Допустим, проект выжил в конкурентной борьбе. Настаёт время выходить на точку безубыточности и приносить инвесторам кое-какую прибыль. Первые доходы обычно после обыска. Это может быть последующий выкуп изъятой техники или ценностей. Плата за неизьятие документов или за не вызов на допрос. Ну, и джек-потом является раскрутить клиента на плату за закрытие уголовного производства.
Расширение, или Expansion Stage. Итак, цели, отраженные в бизнес-плане, наконец-то достигнуты. Но разработчики на этом не останавливаются – они продолжают продвигать свое детище на новых площадках. И если вчера стартапом занималась налоговая, то сегодня «тему» крутит СБУ.
Выход или Exit Stage. Когда компания достигает пика своего развития, инвесторы, осуществившие финансирование проекта, отказываются от своей доли в этом бизнесе и продают ее более крупным игрокам. И если вчера дело вела городская прокуратура, то сегодня уже Генеральная. Выход на IPO состоялся. Этот шаг приносит им хорошую прибыль. Можно сказать, ради этого момента они и вкладывают деньги в перспективное начинание. Впрочем, отдельные инвесторы сохраняют свою долю и используют ее в качестве источника постоянного дохода.
Стартап показавший финансовую эффективность, становиться бизнес-процессом и по своей сути носит чисто экономическое понятие «Наезд». Но это уже другая история
Еще никто не комментировал данный материал.
Написать комментарий