Почему чиновники поднимают тарифы на Интернет
Ровно год назад, 4 июня, в силу вступил Закон «О доступе к объектам строительства, транспорта, электроэнергетики с целью развития телекоммуникационных сетей», призванный существенно облегчить жизнь операторам и провайдерам и ускорить проникновение ШПД к Интернету в Украине. Однако на данный момент закон так и не заработал.
Дело в том, что закон не может полноценно действовать без утверждения профильными госорганами Правил предоставления доступа к объектам инфраструктуры и Методик определения платы за такой доступ. Мининфраструктуры, Минэнергоугля, НКРСИ и Минрегион должны были подать на утверждение Кабинету Министров Украины Правила предоставления доступа к вверенным им объектам инфраструктуры, а после согласования Правил – утвердить и Методики.
Спустя год со своей задачей справились только в Нацкомиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере связи и информатизации: Кабмин утвердил Правила предоставления доступа к ККЭ, разработанные НКРСИ, а сам регулятор после этого оперативно утвердил и методику определения платы за доступ. Произошло это в апреле.
Пока министерства «пашут» над документами, которые давным-давно должны были разработать, провайдеры, чтобы избежать банкротств, поднимают тарифы (не чиновникам, а нам с вами), потому что пока доступ к инфраструктуре им обходится слишком дорого, а бороться с монополистами очень и очень сложно.
Почему этот закон важен
Седьмого февраля прошлого года Верховная Рада со второй попытки приняла в целом законопроект №4159, а второго марта законопроект уже подписал Президент. До принятия закона оператор или провайдер вынужден был отдельно «договариваться» с каждым субъектом хозяйствования (ОСББ, управляющими компаниями, облэнерго и т.д.). Они же, в свою очередь, путем шантажа всячески выдавливали из оператора максимально выгодные для себя условия. Отсутствие несистематизированного, несовершенного подхода во взаимоотношениях провайдера и собственника объекта доступа порождали коррупционные схемы, непомерные поборы и лоббирование интересов «близких» к собственникам объекта провайдеров. Как результат, страдал не только честный бизнес, но конечный потребитель, получая некачественные услуги (если получая вообще) или даже помогая провайдеру утолять непомерные аппетиты каких-нибудь «житлосервисэксплуатаций», «миськсвитл» или облэнерго.
Закон был призван навести порядок в этом вопросе. Он определяет правовые, экономические и организационные основы обеспечения доступа к инфраструктуре объектов строительства, транспорта, электроэнергетики, кабельной канализации электросвязи, домовой распределительной сети для размещения технических средств телекоммуникаций, устанавливает полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления, определяет права и обязанности лиц, участвующих в таких хозяйственных отношениях.
– Самое главное: с его принятием будут укреплены не просто правовые основания для развития телекоммуникационной отрасли. В качестве закона им будет заложен один из краеугольных камней для запоздавшего, но неизбежного и окончательного перехода экономики Украины из «аналоговой» в «цифровую», – говорил в июне прошлого года партнер практики телекоммуникаций юридической компании Юрий Котляров.
Уже тогда в отрасли были сомнения, что закон заработает быстро – слишком сильным было сопротивление на всем пути его принятия.
Что сейчас с законом
Закон «О доступе…» стал одной из ключевых тем для обсуждения на Днях электронных коммуникаций, проходивших на этих выходных в Глебовке, под Киевом.
Ситуацию вокруг одного из важнейших для телеком-отрасли законов описал в докладе на ДЭК Член Правления Интернет Ассоциации Украины Анатолий Пятников:
– Если честно, происходит чёрте-те что по всей стране… В прошлом году основная причина незаключения договора и недопуска операторов к объекту доступа была в том, что закон не вступил в силу. Позже – в том, что закон есть, а Правил нет. Сейчас говорят: «закон есть, Правила мы видели, но они же ещё не приняты, а Методик вообще никто не видел… Поэтому давайте пусть будет по закону, по правилам, но «ценник» будет такой, какой мы вам скажем».
Анатолий Пятников выступил с докладом о состоянии готовности Правил и Методик к Закону «О доступе». Если кратко – состояние не самое лучшее: немногие решили идти на диалог с рынком, лишь некоторые хотя бы попытались решить проблему оперативно (насколько этого можно ожидать от чиновника).
– Единственные Правила доступа, которые уже приняты, согласованы и вступили в силу, – Правила доступа к кабельной канализации электросвязи. Правда, они не очень много значат для операторов, потому что это правила доступа к канализации, которая не является «операторской», – рассказал Пятников. – Речь идет о канализации, принадлежащей заводам, торговым центрам и т.д… Но, тем не менее, компании, для которых кабельная канализация является непрофильным активом, зачастую отказывали или как-то уходили от вопроса допуска к ней…
На втором месте по готовности – Правила, разрабатываемые Минрегионбудом. За этим министерством закреплена разработка правил, регулирующих доступ к домовой распределительной сети и к инфраструктуре объекта строительства. Разработанные не без участия общественности и рынка Правила проходят уже третий круг согласований. На этот раз оба проекта были согласованы Государственной регуляторной службой.
– Есть у меня такая робкая надежда, что осенью мы их увидим, и они вступят в силу, – надеется Пятников.
Правила доступа Министерства инфраструктуры (Правила предоставления доступа к инфраструктуре объекта транспорта – Ред.), как стало известно на ДЭК, «тоже есть», но разработаны они, как выразился Член Правления ИнАУ, «в максимально некомфортном режиме общения с рынком»:
– К ним есть масса вопросов: всё это проходило в закрытом режиме, никакие наши замечания не были учтены – даже те, на которые они соглашались устно, потом просто игнорировались, – рассказал о работе Мининфраструктуры Пятников.
С Методиками определения платы за доступ к объектам инфраструктуры ситуация еще более печальная. Кроме утвержденной НКРСИ Методики, похвастать чиновникам нечем.
– Касательно разработки Методики по определению платы за доступ в домах без инфраструктуры, там, где мы, операторы, строим сами свои кабельные сети, всё очень закрыто. Нас никак не привлекают к разработке методики, мы не знаем, на какой стадии это всё происходит, – рассказал Анатолий Пятников. — В общем, всё плохо. По методике от Министерства инфраструктуры тоде мы никак контакта не находим…
Коснулся Пятников и НПА, разработанных в Минэнерго:
– В том, что касается инфраструктуры облэнерго, то они, если мне не изменяет память, или на втором, или на третьем круге согласования. Они тоже прошли ГРС. Буквально десять дней назад было заседание у Кубива, посвященное этому вопросу: вроде бы они там договорились, что вот прямо сейчас согласуют, – проинформировал Пятников.
InternetUA обратился с официальными запросами к Минэнерго, Минрегиону и Мининфраструктуры относительно ситуации с утверждением Правил и Методик. Ответы от министерств будут публиковаться по мере их поступления.
Что дальше?
Когда закон, который отраслью отстаивался пять лет, только был принят, многие участники рынка высказывались о том, как скоро закон вступит в силу, довольно скептически, но не теряли надежды на лучшее. Сейчас, спустя год, надежды быстро «запустить закон» практически не осталось. Поэтому профильные организации, такие как ИнАУ, самостоятельно защищают операторов и провайдеров от аппетитов местных чинуш, самоуправств ОСББ и игнорирования уже год как действующего закона. Но главная задача – чтобы отрасль услышали «наверху»:
– Мы собираемся провести в ближайшее время круглый стол с привлечением нашего регулятора, профильных министерств, регуляторов (которые являются регуляторами для тех же, к примеру, облэнерго) и надеемся, что это каким-то образом поможет нам вывести общие правила игры, которые они смогут довести до своих подопечных (облэнерго, коммунальных предприятий и т.д. – Ред.), – анонсировал на ДЭК Пятников.
Остается надеяться, что «глас вопиющего» всё-таки будет услышан.
Еще никто не комментировал данный материал.
Написать комментарий