Основатель Forklog Анатолий Каплан: ущерб оцениваю в несколько сотен тысяч долларов
Сегодня, 20 декабря, основатель блога о криптовалютах Forklog Анатолий Каплан отправился в качестве свидетеля на допрос в Службу безопасности Украины. Вчера вечером он вместе со своим адвокатом, партнером практики безопасности бизнеса АО Juscutum Денисом Овчаровым, побывал на Bitcoin Meetup Kyiv, где рассказал о пережитом обыске, российском гражданстве и «пропавшей» после прихода силовиков криптовалюте.
InternetUA публикует самые интересные тезисы из выступления Овчарова и Каплана перед украинским криптовалютным сообществом.
О происшествии
– Что произошло? Был проведен обыск по делу, связанному с хакером, который занимался кардингом. Он обналичивал средства, используя биткойн-обменники. СБУ почему-то посчитало, что Forklog как раз является интернет-ресурсом, который занимается обменом криптовалют, и «пришла в гости», изъяла компьютерную технику, а после обыска пропала криптовалюта – с одного кошелька перешла в другой, – рассказал адвокат Анатолия Каплана Денис Овчаров. – Сейчас мы расследуем данное событие, будем привлекать виновных к ответственности.
Из этой ситуации, считает Овчаров, уже можно сделать несколько выводов. Первый – запрет на изъятие компьютерной техники во время обысков, который пиарили как облегчение для бинеса, не работает. Второй вывод – «логика» обвинения интернет-ресурса Forklog в криптообмене позволяет украинским силовикам обвинить компанию Google в распространении порнографии (всё ведь логично – её можно найти через поисковик). Третий вывод: СБУ считает, что биткойн – это суррогатные деньги, ведь в постановлении суда об обыске указано, что хакер использовал для своей деятельности по обналичиванию биткойны, то есть – суррогаты денег.
О пресс-релизе СБУ и гражданстве РФ
По словам адвоката, опубликованный в понедельник вечером пресс-релиз СБУ – больше напоминает «агонию»:
– В решении суда об обыске не фигурируют ни понятия российской агрессии, ни финансирование «ДНР/ЛНР». Фигурирует известный кейс в отношении кардера, которого не могут выдать США. Они (силовики – Ред.), используя этот кейс, пытаются ходить по всем обменникам, всем лицам, которые каким-либо образом могут либо могли быть связаны с ним в разных цепочках. Кардер, например, пользовался биткоин-обмеником, а биткойн-обменнник – писал какие-то письма в ForkLog, или вместе с изданием реализовывал какие-то совместные маркетинговые стратегии.
Возмутила опубликованная позиция СБУ и Анатолия Каплана:
– Я знаю, например, что это случилось со мной не внезапно. Очевидно, что эти люди проводили какие-то следственные действия длительный период времени. Очевидно, что они сейчас пытаются скомпрометировать меня всевозможными вещами, заявляя в пресс-релизах на официальном сайте про некоего гражданина России, который заключил фиктивный брак, сам очень страшный человек и тому подобное. Мы разбирали пресс-релиз с адвокатами – там очень много несоответствий. Это попытка очернить меня.
Основатель ForkLog утверждает, что прежде чем предать ситуацию огласке, провел консультацию с адвокатами и решение не публиковать информацию о том, что он является гражданином РФ, было принято, дабы не давать повода для спекуляций российским СМИ.
– Я уже отказал нескольким российским СМИ в интервью по той причине, что я не хочу, чтобы это было использовано против Украины. При этом они (СБУ – Ред.) этот факт сами вскрыли. И после этого дело начало переходить, слегка, в политическую плоскость, – рассказал Каплан. – На текущий момент, по всей видимости, они хотят использовать тот факт, что я гражданин Российской Федерации, против меня. Это сейчас модно… Надеюсь, что ничего у них из этого не получится. Я не покидал Украины после этих событий, хотя мог бы, опасаясь за свою жизнь и всё такое прочее. Я ничего такого не делал – буду оставаться здесь до тех пор, пока ситуация не решится в правовом поле.
Об обыске и его огласке
– Началось всё примерно в 7-40 (очень по-одесски, хотя гости были из Киева). Я уже выходил из дома, и в этот момент прозвенел звонок. Я открыл дверь, ну и «Здравствуйте, мы к вам». У меня сложилось ощущение во время обыска, что эти люди искали что-то вполне конкретное. Потому что, как только они что-то нашли, обыск сразу пошел совсем по-другому, – поделился впечатлениями Анатолий Каплан. – Замечу, что мне содействовали в вызове адвоката, не применяли никакого насилия. Товарищ следователь и следственная группа действовали адекватно. Хотя, конечно, были некоторые следственные нарушения, которые зафиксировал мой адвокат, приехавший чуть-чуть позже.
– Маски-шоу действительно не было. Они были без масок, адвоката тоже допустили, – подтвердил Овчаров. – Но проблемы были: привычка повально изымать технику, а не копировать информацию, и видеофиксация. Видеофиксации как таковой не проводили. Ни на одном видео не будет видно, как кто-то что-то копировал, или кто-то что-то выносил.
Основатель ForkLog предполагает, что силовики не ожидали, что обыск предадут огласке:
– Я не берусь что-то конкретно утверждать по ряду причин. Я могу только предполагать, что, скорее всего, эти люди рассчитывали на то, что не будет огласки. Они рассчитывали на моё слабое место – гражданство Российской Федерации.
Анатолий Каплан не скрывает, что от неизвестных лиц поступали различные намеки на «договориться»:
– Но мы по этому пути не идем, и я никому не рекомендую, поскольку каждый раз, когда даете взятку и договариваетесь, это значит, вы роете могилу себе, могилу кому-то ещё, и уничтожаете страну. Коррупция – это паразит.
О «пропаже» криптовалюты и изъятии техники
– Я оцениваю ущерб в несколько сотен тысяч долларов. Возможно, свыше 500 тысяч. Это общий ущерб, включая имущество непосредственно физическое, – заявил основатель ForkLog.
Каплан объясняет, что неизвестные могли получить доступ к некоторым его криптовалютным кошелькам, «благодаря» банальному стечению обстоятельств:
– Моя ошибка состояла в том, что я недавно вернулся из отпуска и в течение нескольких дней проводил контроль и ревизию доступа к кошелькам. Соответственно, некоторые важные вещи оказались в одном месте в одно время. К счастью, не все важные вещи оказались в одном месте в одно время…
Денис Овчаров отметил, что адвокаты собираются добиться возвращения компьютерной техники и носителей информации, изъятых во время обыска. По словам адвоката, компьютерную технику забирали вместе с коробками, чеками, что усложнит её возврат. Что же касается украденных криптовалют, юристы сейчас обсуждают механизм расследования и механизм привлечения к ответственности. В том числе и через международные инстанции:
– Сейчас мы думает о том, как, во-первых, зафиксировать факт кражи и, во-вторых, следить, как валюта будет перемещаться. Мы предполагаем два варианта развития событий: либо это была действительно кража, либо наши правоохранители заявляют о том, что появились уникальные следственные действия, которые не предусмотренные действующим законодательством. Посмотрим, как они отреагируют. Вдруг на допросе скажут «Ребята, вы не правы. Это законное следственное действие – вы просто не знали, что нам в ФБР сказали, что так можно». Или наоборот: «Это не мы. Кто сделал – непонятно. Давайте искать вместе».
Не последний случай?
– Не стоит думать, что это последний случай, что такое не может повториться. Это с высокой долей вероятности может случится с кем-то ещё из криптовалютного сообщества. Есть много публичных людей, которые где-то выступают, все данные открыты, – предостерегает Анатолий Каплан. – Радует, что всё-таки Украина – это не Российская Федерация, в которой всё немножко иначе и, скажем так, чуть более жестко.
Его слова подтверждает статистика, приведенная Денисом Овчаровым:
– За последний месяц по моей информации было проведено порядка десяти обысков у любителей майнить, биткойн-обменников, у людей, которые связаны с криптосообществом. К сожалению, многие из них по тем или иным причинам «вступали в договорняки». Почему я так предполагаю? Потому что никто публично об этом не заявлял, но если зайти в реестр судебных решений и поискать по словам «биткойн», «криптовалюта», то вы поймете , насколько сейчас правоохранительные органы этим активно занимаются. Но никто в публичную плоскость с этими кейсами не пошел – имеем то, что имеем. Раньше при обыске находили деньги и делили по принципу «половину тебе оставляем – половину себе в карман», а с биткойином вообще проще: пришли на обыск «А у тебя есть? Тогда перечисли нам на кошелек и всё будет хорошо». Возможно, и в этом случае они рассчитывали на такой вариант, а, возможно, были другие нюансы. Факт есть факт: обысков в криптосообществе последнее время очень много, а публичных кейсов практически нет. Одна из причин, почему так происходит – многие договариваются.
Еще никто не комментировал данный материал.
Написать комментарий