Goodnews.ua


Кибербезопасность или диктатура: что сулит нам Указ Президента

Сентябрь 05
15:09 2017

На прошлой неделе был опубликован Указ Президента Украины, которым Петр Порошенко ввел в действие решение СНБО по укреплению кибербезопасности государства.

Документ активно обсуждается в телекомсообществе и отзывы на него, мягко говоря, неоднозначные.

– По сути, это некая «дорожная карта», список дальнейших действий в сфере кибербезопасности для ряда госструктур, – комментирует заместитель Главы правления ИнАУ Николай Крылов.

InternetUA разбирался в нюансах президентского Указа.

Пути решения от Президента

В «дорожной карте» регулируется ряд вопросов киберзащиты – обозначаются основные шаги и назначаются ответственные за их проработку и исполнение.

Партнер практики ТМТ АО «Юскутум» Юрий Котляров считает, что активность государства в сфере кибербезопасности в текущих условиях является логичной и ожидаемой:

– Решение СНБО Украины, по сути, определяет направления, в которых со стороны КМУ, регулятора и других органов будут разработаны соответствующие механизмы. И такие механизмы, безусловно, не должны противоречить действующим законам, – считает Котляров.

По словам юриста, фактически, уже сейчас можно говорить о четких тенденциях:

— Государство пытается усилить борьбу с уязвимостями и защиту информации прежде всего в государственном секторе, что является адекватной мерой;

— Для достижения этой цели распределяются ключевые роли между государственными органами;

— Государство усиливает функцию мониторинга информационных ресурсов и стремиться повысить технические возможности для реализации блокировки (ограничения) доступа к информационным ресурсам.

Последняя тенденция, говорит Котляров, – одна из болезненных тем для общества.

Детальный разбор подписанного Президентом Указа на своей странице в Facebook опубликовал Глава Правления Интернет Ассоциации Украины Александр Федиенко, подчеркнув, что это исключительно его мнение, а не позиция ИнАУ.

Предоставьте справку

Согласно Указу Правительство в трехмесячный срок должно урегулировать вопрос о запрете государственным органам, предприятиям, учреждениям и организациям государственной формы собственности закупать услуги (заключать договоры) по доступу к сети Интернет у операторов (провайдеров) телекоммуникаций, в которых отсутствуют документы о подтверждении соответствия системы защиты информации установленным требованиям в области защиты информации.

– То есть, речь идет именно о государственном учреждении, на которое будет распространяться действие Закона о защите информации в информационно-телекоммуникационных системах, – комментирует Указ Александр Федиенко. – Таким образом, я могу сделать вывод, что если речь идет о государственном учреждении, что является владельцем системы, в которой обрабатываются государственные информационные ресурсы или информация с ограниченным доступом, то в дальнейшем доступ такого учреждения в сети Интернет осуществляются в соответствии с требованиями в области защиты информации.

Александр Павлович считает, что первоочередное, что нужно сделать, – это донести до государственных органов, предприятий, и учреждений: если они не являются производителями, распорядителями и владельцами систем, которые обрабатывают / производят государственные информационные ресурсы, или информацию с ограниченным доступом, то такие предприятия могут и дальше пользоваться услугами своих операторов/провайдеров по доступу к сети Интернет.

Уже сейчас непонимание особенностей Указа в некоторых моментах доходит до абсурда.

– Некоторые руководители школ (сработал "синдром прикрытия своей задницы") звонили операторам и требовали от них уже справки о наличии соответствующего документа по защите их сетей, ссылаясь на указ Президента, – пишет Федиенко. – Я скажу больше: то, что мне говорили операторы, имеет все признаки будущей коррупции. Эти «государственные» дельцы, намекают оператору, что другие операторы уже пообещали, что они такую справку сделают, и «поэтому мы к ним переключимся, но если вы сделаете нам дешевле и справку, то мы подумаем, чтобы остаться с вами».

Навязывание цен

Возникают вопросы и по поводу цен на услуги доступа к Интернет, которые будут предоставляться госструктурам. Как только оператор начинает работать согласно действующих нормативно-правовых актов, он тут же подпадает под действие регуляторного акта относительно стоимости Интернет-услуг, считает Александр Федиенко.

В таком случае, согласно с третьим пунктом «Предельных тарифов на услуги конфиденциальной связи», стоимость предоставления услуги безлимитного защищенного доступа к сети Интернет на скорости 1 Мб/с будет составлять 286,71 грн, на скорости 50 Мб/с – более 7 тысяч гривен, а от за скорость от 100 Мб/с – от 11 тысяч гривен в месяц.

– Вопрос цен для государственных структур теперь будет регулироваться. Это важный момент, ведь тогда уходит понятие «рыночной цены» и цены просто навяжут, – уточнил Александр Павлович в комментарии для нашего издания. – Кроме того, такие цены создадут дополнительную финансовую нагрузку на госпредприятия и бюджет.

Украинский СОРМ-3/Ревизор

Одним из пунктов Указа Президента, о котором в пресс-службе Главы Государства забыли упомянуть, дается указание Администрации Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины вместе с СБУ разработать в месячный срок требования к техническим средствам, применяемым для мониторинга блокировки (ограничения) доступа к информационным ресурсам и / или информационным сервисам. Администрация Госспецсвязи вместе с СБУ также должны провести расчеты по потребности в таких средствах и в установленном порядке внести предложения относительно финансирования их закупки.

– Государство продолжает свой путь к будущему контролю и цензуре в сети интернет, вроде российского СОРМ-3 /Ревизор, – считает Федиенко.

Напомним, российский комплекс СОРМ-3/Ревизор фактически является инструментом цензуры и слежки за пользователями в сети Интернет. «Ревизор» в автоматическом режиме проверяет операторов связи на предмет блокировки сайтов, внесенных в реестр запрещенных ресурсов Роскомнадзора, а СОРМ-3 собирает данные о пользователях интернет-коммуникаций и позволяет хранить полную запись трафика сетевых взаимодействий за определенный период.

"Нецарское дело"?

В общем и целом, несмотря на коррупционные риски и вопросы цензуры, операторы и провайдеры, хотят они того или нет, выполнят президентский Указ. Но, считает Александр Федиенко, правильнее было бы иметь в фундаменте закон.

– Я не могу понять, почему этими вопросами в виде указов президента занимается президент, а не занимаются соответствующие профильные учреждения, не принимаются профильные законы депутатами, не отслеживается тот пласт действующего законодательства, который даже на уровне терминов уже невозможно между собой связать, – пишет Федиенко.

Александр Федиенко также отмечает, что «эта слойка-пирог, постановлений, указов, законов и т.д.» плохо коррелируются между собой, как по срокам, так даже и по существующим названиям некоторых государственных учреждений.

– Это все нужно объединить в новом законе об электронных коммуникациях и кибербезопасности, что, кстати, было бы логичным. На мой взгляд, для того мы и выбирали депутатов, и нанимали чиновников на наши налоги, – считает Александр Павлович. – Существует и второй вариант, который уже стал нормой в нашем государстве, – через указ президента как-то совместить (указы, законы, постановления и т.д. – В.К.) хотя бы в терминах и институтах.

Share

Статьи по теме







0 Комментариев

Хотите быть первым?

Еще никто не комментировал данный материал.

Написать комментарий

Комментировать

Залишаючи свій коментар, пам'ятайте, що зміст та тональність вашого повідомлення можуть зачіпати почуття реальних людей, що безпосередньо чи опосередковано пов'язані із цією новиною. Виявляйте повагу та толерантність до своїх співрозмовників. Користувачі, які систематично порушують це правило, будуть заблоковані.

Website Protected by Spam Master


Останні новини

У Киргизстані знайшли тіла шести загиблих унаслідок сходження лавини

Читать всю статью

Ми у соцмережах




Наші партнёри

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY
Goodnews.ua