Legatus

Какими будут процессоры через пять лет?

Октябрь 16
09:06 2018

Процессоры стали неотъемлемой частью нашей жизни, ибо они находятся во всей окружающей нас электронике — от стиральных машин и умных часов до смартфонов, компьютеров и даже самолетов. И, разумеется, их развитие достаточно серьезно влияет на нашу жизнь: ведь еще лет 10-15 назад никто и мечтать не мог, что маленькая коробочка, именуемая смартфоном, будет способна воспроизводить 4К видео и работать в шлемах виртуальной реальности, а ноутбуки будут не гробами весом под 5 килограмм с автономностью в пару часов, а тонкими устройствами с весом зачастую меньше пары кило и автономностью ближе к десяти часам. Так что давайте подумаем (и помечтаем), что же случится с десктопными процессорами спустя пять лет.

Частота процессора — прогресса не будет

1intel-core-i9.jpg (75 KB)

Если мы посмотрим на максимальные частоты процессоров в разгоне без дополнительных ухищрений типа жидкого азота за последние лет 15, то хорошо видно, что Pentium 4 первыми «пробили» планку в 3 ГГц и остановились где-то на 3.3-3.5 ГГц. Последующие за ними Core Duo и Quad были уже двух- и четырехъядерными, и тут частоты пришлось снизить, дабы они не перегревались, и вплоть до 2008 года их снова смогли довести до уровня в 3-3.5 ГГц. Вышедшие в 2008-2009 годах Core i7 смогли поднять эту планку почти до 4 ГГц, а Core i7 второго поколения в 2011 году почти «взяли» магические 5 ГГц. И с тех пор особого прогресса нет — при переходе на новый техпроцесс частоты несколько падали, после его доработки — снова росли, и сейчас 8-ое и 9-ое поколение процессоров Intel имеет максимальные частоты на уровне 5-5.2 ГГц только из-за того, что Intel «выжимает все соки» из 14 нм техпроцесса уже на протяжении 4ех (!) поколений. Однако новое поколение процессоров будет на 10 нм техпроцессе, и с учетом того, что у Intel с ним все плохо — скорее всего частоты снова придется снизить, и в лучшем случае через поколение мы снова увидим 5 ГГц в разгоне. А дальше — переход на 7 нм и снова снижение частоты, и т.д.
Так же в одной из предыдущих статей я дал ответ на вопрос, почему частоты процессоров не растут выше нескольких гигагерц, так что можно предположить, что скорее всего максимальные частоты останутся в районе 5-5.5 ГГц. Что касается AMD, то они, прибавляя где-то по 200-300 МГц частоты в год, как раз лет через 5 дойдут до этой же планки в 5-5.5 ГГц.
Количество ядер — увеличение будет, но не скоро

2epyc_tech_day_first_session_for_press_and_analysts_06_19_2017-page-015.jpg (50 KB)

Снова обратимся к истории. 2005 год — выходят первые десктопные двухядерные процессоры, Athlon X2 и Pentium D. 2007 — первый четырехъядерный, Core 2 Quad. 2010 — первый шестиядерный, Phenom II X6. И лишь в 2017 — первый восьмиядерный, Ryzen 7. Получается, что между 2 и 4-ядерными CPU прошло 2 года, между 4 и 6-ядерными уже 3 года, а между 6 и 8-ядерными — целых 7 лет, то есть явно видно замедление роста числа ядер.
Почему? Во-первых, пользовательский софт зачастую не очень хорошо распараллеливается на большое число ядер, то есть больше важна производительность на ядро. Во-вторых, это все же не сервера и не Hi-End PC, поэтому тепловыделение CPU не должно превышать где-то 100-120 Вт, а с учетом того, что уменьшать техпроцесс становится все труднее, аналогичным образом становится все труднее «впихивать» большее число ядер в тот же теплопакет без особого уменьшения частоты.
Последнее очень хорошо видно и на примере AMD, и на примере Intel: первые с выпуском Ryzen 2700X вынуждены были поднять теплопакет с 95 (у Ryzen 1800X) до 105 Вт, чтобы всего лишь повысить частоту на 300 МГц (менее 10%), и это с учетом перехода на более тонкий техпроцесс в 12 нм (14 у Ryzen первого поколения). Intel же вообще пошли в откровенный «мухлеж», сказав, что даже топовый 8-ядерный Core i9-9900K будет иметь TDP в 95 Вт — да-да, как и 6-ядерный Core i7-8700K на той же архитектуре и с меньшей частотой. Как так? Спасибо припою под крышкой — он гораздо эффективнее термопасты, которая использовалась ранее, поэтому при одинаковой частоте новый 8-ядерный CPU будет греться так же, как и старый 6-ядерный, но при этом разумеется будет выделять больше тепла — но кому это важно, если температуры не изменились, верно?
Поэтому, как видите, ждать серьезного увеличения числа ядер даже спустя 5 лет — не стоит. Конечно, AMD может взять свои модули CCX, которые сейчас имеют по 4 ядра (и все Ryzen без дискретной графики имеют по 2 таких модуля), и увеличить число ядер в них, допустим, до 6 — однако, как я писал выше, даже банальное увеличение частоты менее чем на 10% уже повлекло за собой увеличение теплопакета больше чем на 10%, а тут его увеличивать придется раза в полтора — ведь частоты «красные» снижать не могут, они и так в этом от «синих» отстают. C переходом на 7 нм в следующем году цель AMD — приблизиться к Intel по однопоточной производительности и еще нарастить частоты, так что увеличить число ядер не получится. Скорее всего на 7 нм придется посидеть пару лет, ибо с 5 нм все плохо. Поэтому в лучшем случае переход на 5 нм случится через 4-5 лет, и лишь тогда, возможно, получится нарастить число ядер в CCX без существенного уменьшения частоты.
Что касается Intel, то они все же придерживаются монолитных кристаллов, где все ядра находятся в одном кристалле — это, с одной стороны, серьезно уменьшает задержки между ними, что положительно сказывается на производительности, с другой стороны — цена таких кристаллов оказывается крайне высока: так, новый 8-ядерный Core i9 едва ли не покорил планку в 500 долларов, когда 8-ядерный Ryzen 7 2700X можно найти и за 350. А вот 10-ядерные процессоры Intel для высокопроизводительных устройств (HEDT) стоят уже от 900 долларов, то есть почти вдвое дороже 8-ядерных — разумеется, выпускать процессор с такой ценой в пользовательском сегменте смысла нет, нужно оптимизировать производство, дабы снизить цену вдвое — а это процесс небыстрый.
Так что в итоге — да, рост числа ядер разумеется будет, и поддержку софта «подтянут», но будет это очень не скоро — скорее всего, лет через 5, и ждать такого рывка, как сделала AMD с Ryzen, нарастив число ядер сразу вдвое, точно не стоит — скорее всего их число увеличится процентов на 20-25%.
Кэш — ждем массовое использование L4

31ffa6ce1043b3f5a2d5ca7fbbd824ace.png (148 KB)

Снова обратимся к истории. Intel 80486, вышедший в 1989 году, имел кэш L1, непосредственно встроенный в процессор, и кэш L2 на материнской плате. В будущем и L2 поместили в процессор, но третий уровень кэша появился только в 2008 году в Phenom II. С L4 особо тянуть не стали — впервые он появился в 2014 году в процессорах Intel Core 5-ого поколения (Broadwell), однако уже в 6-ом его из десктопных CPU убрали, оставив только в мобильных решениях с интегрированной графикой Iris.
Почему? Все просто — по факту в 4-ядерных монолитных решениях несколько мегабайт кэша третьего уровня вполне хватало для вычислений — так, L4 в Broadwell в ускорил вычисления лишь в единичных случаях, и в основном он был нужен для мощной интегрированной графики, дабы сгладить последствия использования ею медленной ОЗУ. Однако теперь на рынке есть уже 8-ядерные решения, причем половина из них уже не монолитные, а сама ОЗУ стала иметь задержки выше (16-18 тактов процессора у DDR4 против 9-11 у DDR3), так что сейчас L4 может уже более серьезно увеличить производительность процессора.
Интегрированная графика — качественный скачок, рост производительности в разы

427155847247_7ec3f97a02_b.jpg (34 KB)

Про производительность интегрированной графики от Intel еще лет 10 назад слагали легенды, увы — нехорошие: артефакты даже в самых простых играх, отсутствие поддержки Aero, тормоза даже при воспроизведении 480р видео. С тех пор компания исправилась — современная Intel HD Graphics является хорошей заменой видеокартам-затычкам за пару тысяч рублей: она наура отрисовывает графический интерфейс системы, способна воспроизводить даже 8К видео и помочь скоротать вечера в Dota 2.

У AMD же традиционно таких проблем не было, ибо ее интегрированная графика отличалась от десктопной лишь количеством вычислительных блоков и частотой, и по сути «красные» поставили для нее простую планку — иметь возможность тянуть все современные игры, пусть и с минимальными настройками графики при минимальных разрешениях.

Разумеется, Intel пыталась догнать AMD — так, начиная с 4-ого поколения процессоров Core i (Haswell) она выпускает процессоры с графикой Iris, которая отличается от HD Graphics увеличенным в 2 раза числом вычислительных блоков. Однако достаточно быстро стало ясно, что простым «Ctrl+C — Ctrl+V» производительность сильно не нарастить: так, по тестам Iris оказывалась быстрее HDG от силы на 30-40%, а не вдвое. И это с учетом того, что начиная с 5-ого поколения процессоров решения с Iris имели 64-128 МБ кэша L4.

Конечно, Intel это не устраивает, и они решили к 2020 году выйти на рынок дестопных видеокарт впервые с 90-ых — и, разумеется, это же заденет и интегрированные решения: так, по утечкам, мобильные процессоры нового поколения на 10 нм техпроцессе будут иметь HDG (не Iris) с 64 вычислительными блоками, когда сейчас — 24, плюс новую архитектуру, так что можно ждать прироста производительность около 2 раз — а это уже выведет HDG на уровень Vega 3 — младшей интегрированной графики в процессоры Ryzen. Что касается Iris — скорее всего, она тоже нарастит число ядер в разы, что сделает ее конкурентом уже Vega 8 — то есть, Intel должна догнать AMD по интегрированной графике.

Что же в итоге — какие (возможно) будут топовые десктопные процессоры через 5 лет? Они будут иметь 10-12 ядер с частотой в 5-5.5 ГГц, кэш L4 и мощную интегрированную графику, способную справиться с современными на тот момент играми. А насколько это верно — будущее покажет.

Источник: iguides.ru

Share

Статьи по теме







0 Комментариев

Хотите быть первым?

Еще никто не комментировал данный материал.

Написать комментарий

Комментировать

Залишаючи свій коментар, пам'ятайте, що зміст та тональність вашого повідомлення можуть зачіпати почуття реальних людей, що безпосередньо чи опосередковано пов'язані із цією новиною. Виявляйте повагу та толерантність до своїх співрозмовників. Користувачі, які систематично порушують це правило, будуть заблоковані.

Website Protected by Spam Master


Останні новини

Легендарный игрок мадридского Реала стал одним из владельцев британского клуба

Читать всю статью

Ми у соцмережах




Наші партнёри

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY
enfrdeitplptruestruk