Goodnews.ua


История запуска Windows на ARM-процессорах

Май 15
13:43 2017

История запуска Windows на ARM-процессорах

История процессоров ARM началась больше 30 лет назад, когда компания Acorn Computers, после успеха своего компьютера BBC Micro, задумалась об обновлении процессора в нем: в оригинальной BBC использовался процессор MOS Technology 6502 (который так же был и в NES, и в Apple II, и в других популярных устройствах того времени), возможности которого в середине 80ых уже были достаточно скромны. Разумным выбором выглядел процессор Motorola 68k, однако после его тестов оказалось, что его возможности в OC Acorn используются всего лишь на 30%. И тогда Acorn решила сделать собственный процессор, упор в котором был на исключении ненужных блоков из процессора и оптимизации. Архитектуру назвали Acron RISC Machine — сокращенно ARM. Эта архитектура понравилась очень многим, потому что ее возможностей вполне хватало для работы портативных устройств (так называемых палмтопов — компьютеров, умещавшихся в ладони), которые стали массово развиваться в 90ые — ярким примером такого палмтопа является Apple Newton, который работал на процессоре ARM 610 с частотой в 20 Мгц.
Windows CE
Палмтопы в 90ые по сути заменяли современные планшеты и были достаточно продвинутыми аналогами записных книжек. Однако работать на них (к примеру, писать и редактировать документы) было неудобно. Разумеется, в то время уже были ноутбуки, однако они имели габариты чемодана и вес больше 3-4 кг — постоянно носить с собой такое устройство было невозможно. И поэтому уже в конце 80ых появилось множество портативных ноутбуков (прапрадедушек нетбуков), оснащенных процессорами от Intel (обычно 8088 или аналогами), монохромными экранами и работающими под MS-DOS. Примером такого устройства является Atari Portfolio:

В то время это было достаточно мощное устройство, без проблем работающее с документами, контактами и прочей текстовой информацией. При желании можно было даже смотреть картинки — правда, разумеется, они становились монохромными. Но самое главное — такие устройства работали на обычном DOS и процессорах от Intel, то есть были IBM-совместимыми ПК и позволяли запускать практически весь софт под DOS без всякой перекомпиляции.
Однако время шло, и к середине 90ых, когда на ПК уже вовсю царствовала Windows с ее графическим интерфейсом, такие портативные нетбуки с монохромными дисплеями и текстовым интерфейсом уже выглядели анахронизмами. И тогда Microsoft специально для таких устройств выпустила в 1996 году Windows CE. По внешнему виду эта система была вылитой Windows 95: кнопка Пуск, Проводник, окна, возможность работы с мышью и т.д.:

Но внутренне с полноценной Windows эта система изначально не имела ничего общего — отсутствие накопителя как такового (вместо него использовался RAM-диск, то есть по сути все данные хранились в ОЗУ), собственное ядро, написанное на C, и к тому же это была система реального времени — то есть система, реагирующая на внешние события в определенный промежуток времени (иными словами, если система занята обработкой какой-то информации, и вы нажали на кнопку пуск — система в первую очередь обработает нажатие на пуск, поэтому такого понятия как «система зависла» под CE не было). Все это в итоге привело к тому, что софт, написанный под Windows 95, на такой системе не запускался.
С одной стороны, это был шаг навстречу пользователям — теперь не нужно было знать MS-DOS, для того чтобы работать с устройством. С другой стороны — если старые ноутбуки были IBM-совместимыми и могли запускать все то море софта под DOS, то под Windows CE программы приходилось писать практически с нуля. Однако в основном устройства на WIndows CE стояли достаточно дорого, и покупали их в основном все те же люди, которые пользовались ноутбуками на MS-DOS — то есть бизнесмены, владельцы компаний и т.д., и нужные им программы уже были предустановлены — это текстовый редактор, планировщик задач, календарь, и т.д. Поэтому проблема софта остро не стояла, а более удобная в сравнении с MS-DOS система понравилась многим.
Однако у Windows CE 1.0 был один существенный недостаток — она умела работать только на процессорах MIPS. Через год, в релизе 2.0, Microsoft исправила этот досадный недостаток, и CE 2.0 можно считать первой Windows, работающей на ARM-процессорах. В дальнейшем Microsoft сильно увеличила возможности CE — был добавлен Internet Explorer (по своим возможностям мало отличающийся от десктопного аналога), Direct3D Mobile (являющейся по сути аналогом DirectX под Windows XP), введена поддержка SATA (то есть жестких дисков), а так же портированы с полноценной Windows Media Player, .NET Framework и даже Visual Studio. Однако, увы, совместимости с x86-программами это так и не дало, и практически все программы, написанные под CE, писались с нуля. Усилиями энтузиастов под Windows Mobile (построенной на CE) были портированы такие игры, как DOOM и Wolfenstein 3D, однако это были редкие исключения. С появлением планшетов и нетбуков на полноценных x86 процессорах Celeron M под управлением Windows XP и Vista ноутбуки на Windows CE окончательно ушли в прошлое, а Windows CE стала использоваться как телефонная ОС в виде Windows Mobile и Phone и как ОС для навигаторов.
Windows RT
И хотя ноутбуки с Windows CE были выдавлены с рынка более продвинутыми устройствами на x86-процессорах, в Microsoft отлично понимали, что будущее портативных устройств — это все же ARM-процессоры, которые к 2012 году имели достаточно внушительную производительность, позволяющую без проблем решать большинство пользовательских задач (просмотр 1080р видео без тормозов, быстрый серфинг в интернете, работа с документами, обработка фото и т.д.), при этом потребляя ощутимо меньше энергии, чем x86-аналоги: к примеру, потребление Apple A5 не превышало 1 Ватта, когда Intel Atom требовали минимум 2-3, а на пике TDP составляло 5 Ватт.
Понимая все это, Microsoft решила провернуть старый трюк, и в 2012 году вместе с WIndows 8 презентовала новую ОС — Windows RT. Как и CE, внешне RT выглядела абсолютно так же, как и 8 — тот же плиточный интерфейс, поддержка Microsoft Office 2013, наличие все тех же стандартных программ, панели управления, диспетчера задач и т.д. — в общем, с виду различий не было абсолютно:

Но внутри они, увы, были — как и следовало ожидать, софт под x86 процессоры на Windows RT не запускался. Однако Microsoft решили основную проблему Windows CE — в Windows RT был магазин так называемых универсальных приложений, которые могли работать как под ARM, так и под x86.
Но общественность такую систему не оценила — очень многие, поведясь на низкую стоимость устройств на ней и отсутствие внешних различий с Windows 8, стали такие устройства покупать и уже дома обнаруживать, что поставить тот же Google Chrome на нее нельзя. Разумеется, в огород Microsoft полетели камни, и те были вынуждены говорить, что Windows RT является сильно урезанной по своим возможностям системой, что в итоге привело к падению продаж до почти нулевых.
Однако энтузиасты смогли, покопавшись в настройках системы, обнаружить, что есть возможность установки перекомпилированных под ARM приложений и не из магазина Windows — в итоге был выпущен джейлбрейк, который собственно и дал возможность установки перекомпилированных под ARM x86-программ. Однако тут уже появилась другая проблема — большинство устройств работала на процессоре Nvidia Tegra 3, возможности которого были крайне скромны, из-за чего многие x86-программы банально сильно тормозили. Однако все же какой-никакой минимальный набор стороннего софта был — это архиватор 7-Zip, простейший графический редактор Paint.NET, читалка DjVu WinDjVu, TeX-редактор TexStudio, музыкальный плеер CoolPlayer и даже старые игры типа Quake 3:

Ситуация с софтом в целом была гораздо лучше, чем с Windows CE, где возможности запуска десктопных прог не было вообще, однако все же набор программ был сильно ограничен. С учетом того, что тогда же в 2012 году вышли планшеты с Intel Atom Z2760, который не требовал активного охлаждения и был полноценным x86-процессором, планшеты с недо-Windows RT постигла та же судьба, что и устройства на Windows CE: так как Microsoft обещала 5 лет поддержки, то все устройства на Windows 8 RT обновились до Windows 8.1 RT (хотя по сути это все та же RT с невозможностью устанавливать x86-софт), а год назад вышло дополнение к Windows 8.1 RT, добавляющее в систему внешний вид от Windows 10 (внутренне все осталось так же). С учетом того, что пятилетний срок поддержки истекает уже в этом году, можно смело говорить, что в этом же году Windows RT умрет окончательно.
Windows 10
После второй неудачной попытки выпустить систему для портативных ноутбуков и нетбуков в Microsoft наконец поняли, что основная проблема заключается в том, что эти системы не поддерживали запуск x86-программ по принципу скачал — установил — запустил и работаешь. Магазин Windows не прижился вовсе — большинство программ там вчистую проигрывает десктопным аналогам, а выбор браузеров вообще сводится к IE или UC Browser — нет ни Chrome, ни Opera, ни Firefox. В итоге идея делать софт, совместимый одновременно и с x86, и с ARM, провалилась с треском, и остался второй вариант — это написать x86-эмулятор для ARM-процессоров, благо с графикой серьезных проблем нет — большинство современных видеочипов в ARM-процессорах без проблем работают с DirectX 10 или 11, то есть никакого эмулятора для работы с графикой не требуется. И такой эмулятор для ARM-процессоров действительно был написан, и на флагманском Snapdragon 820 он позволяет запускать достаточно тяжелый современный софт типа того же Photoshop:

Чем же это хорошо? Это хорошо в первую очередь тем, тот же Snapdragon 820 без проблем ставится в обычный смартфон, а значит можно будет получить полноценную Windows в кармане. С учетом того, что Windows уже 5 лет как заточена под сенсор, проблем с управлением не будет, а производительности топовых ARM-процессоров вполне хватает для запуска большинства пользовательских х86-программ. Минусов, увы, тоже хватает: во-первых это эмулятор, а значит какая-то часть вычислительной мощности процессора уходит просто впустую. С учетом того, что по кроссплатформенным тестам тот же Snapdragon 820 находится лишь на уровне Atom Cherry Trail, реальная производительность будет хуже — посидеть в интернете хватит, Photoshop так же запустится, но при попытке активно использовать несколько программ скорее всего будут проблемы со скоростью работы — то есть такой ARM-франкенштейн будет работать медленнее современных планшетов на Intel Atom. Второй минус — это графика. Да, совместимость с DirectX убирает большинство проблем с отображение графического интерфейса системы и программ. Но вот с играми не из магазина приложения практически гарантированно будут проблемы из-за отсутствия специфических библиотек и поддержки того же PhysX. Но, с другой стороны, устройства с ARM-процессорами, работающие на Windows 10, разрабатываются как мультимедийные и бизнес-устройства, а с таким применением никаких проблем возникнуть не должно.
Итог
В этом году истории запуска Windows на ARM-процессорах исполняется ровно 20 лет (в 1997 году вышла Windows CE 2.0 с поддержкой ARM), и за это время Microsoft проделала гигантскую работу — от Windows CE, только внешне похожей на полноценную Windows, и Windows RT, под которую все же можно было запустить часть х86-софта, но о полной совместимости и речи не было, до полноценной работы десктопной Windows 10 на ARM-процессорах. С учетом того, что Microsoft активно развивает свой проект Surface Phone — идея о полноценной Windows в кармане уже совсем скоро может стать реальной.

Источник: iguides.ru

Share

Статьи по теме







0 Комментариев

Хотите быть первым?

Еще никто не комментировал данный материал.

Написать комментарий

Комментировать

Залишаючи свій коментар, пам'ятайте, що зміст та тональність вашого повідомлення можуть зачіпати почуття реальних людей, що безпосередньо чи опосередковано пов'язані із цією новиною. Виявляйте повагу та толерантність до своїх співрозмовників. Користувачі, які систематично порушують це правило, будуть заблоковані.

Website Protected by Spam Master


Останні новини

В Дії запустят "Цифровой рекрутинг"

Читать всю статью

Ми у соцмережах




Наші партнёри

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY
Goodnews.ua