Американцы придумали лайфхак, как сэкономить на лекарствах
Еще в 2010 году Дуг Хирш, работавший в Facebook и Yahoo, разочаровался, пытаясь купить лекарства по рецепту, пишет CNBC. Он пошел в крупную сеть аптек в Лос-Анджелесе, и оказалось, что его рецепт обойдется в 450 долларов. Как опытный покупатель, Хирш решил сравнить цены. Поэтому он пошел в другую аптеку, где те же лекарства стоят 300 долларов. Потом поехал в третью, где аптекарь пытался договориться, спрашивая, есть ли у него карта доплаты.
"Для меня это было открытие. Я подумал, что человек в белом халате просто придумал цену", — поделился Хирш.
После поездок по аптекам Хирш начал искать название препарата и цену в Google – и не преуспел. В отличие от покупки билетов на самолет или обуви, цены на лекарства почти невозможно найти. Опыт Хирша привел его и двух других технических специалистов к созданию GoodRx, компании в Санта-Монике, штат Калифорния, которая помогает потребителям находить и сравнивать цены на лекарства в аптеках рядом с домом или работой через бесплатное, простое в использовании приложение и веб-сайт.
Для получения информации GoodRx сотрудничает с аптечными сетями, такими как CVS, Target, Walgreens, Kroger и Walmart; менеджерами по аптечным льготам (PBM) — Express Scripts и Caremark; и фармацевтическими компаниями. Физические лица теперь могут узнать цены в режиме реального времени в 70 000 населенных пунктах по всей Америке.
Компания, которая занимает №6 в списке CNBC Disruptor 50 2019 года, заявляет, что потребители могут сэкономить до 80% с помощью бесплатных дисконтных карт GoodRx Pharmacy, а также с помощью купонов на сайте. Хирш утверждает, что GoodRx помогла американцам сберечь 10 миллиардов долларов на рецептах с момента запуска в 2011 году.
Оказывается, опыт Хирша довольно стандартный. Большинство американцев не знают, что цены могут варьироваться в зависимости от аптеки. "Американцы покупают вслепую. Они не знают, сколько будет стоить лекарство, пока не придут в аптеку, и не знают, смогут ли найти где-то дешевле", — пояснил профессор права Калифорнийского университета Робин Фельдман.
Это становится все более важной проблемой, поскольку цены на лекарства в США выходят из-под контроля. По словам Фельдмана, даже после скидок расходы Medicare на лекарства известных брендов выросли на 62% в период между 2011 и 2015 годами. Согласно отчету Конгресса, опубликованному ранее в этом месяце, цены на 20 наиболее часто назначаемых фирменных лекарств для пожилых людей выросли почти в 10 раз по сравнению с годовым уровнем инфляции.
Цены продолжают расти. Согласно ежеквартальному отчету GoodRx, средняя прейскурантная цена на лекарства — стоимость, установленная производителем — выросла на 2,9% в первом квартале. Рост стоимости лекарств очень беспокоит многих пациентов и врачей. Последствия тревожные. И плохие для всех.
"Американцы изо всех сил пытаются заплатить за отпускаемые по рецепту лекарства. Многочисленные исследования выявили, что люди откладывают лечение или прием таблеток из-за огромных затрат. Высокие цены людям не по карману", — прокомментировал Адам Гарбер из PIRG.
Недавний отчет Kaiser Family Foundation обнаружил, что 40% американцев имеют план медицинского страхования с высокой франшизой, который требует, чтобы они заплатили более 1000 долларов из своего кармана, прежде чем страховка вступит в силу. Менее половины американцев имеют эту суму – поэтому большинство со страховкой не могут заплатить свою франшизу, не вдаваясь в долги.
Стоимость рецепта зависит от целого ряда факторов. Фармацевтические компании продают лекарства потребителям через PBM, которые затем работают со страховыми компаниями и аптеками, используя скидки. Соглашения на каждом этапе пути являются конфиденциальными, скрытыми не только от потребителей, но и от законодателей. Мало того, но различные врачи приписывают пациентам более дорогие лекарства. В результате этих соглашений цены могут варьироваться в зависимости от аптеки.
На этом фоне GoodRx помогает пациентам, освещая цены на лекарства на сайте, где их можно найти по названию, получить купоны от производителей, GoodRx и аптек. GoodRx также имеет программу ежемесячной подписки GoodRx Gold, которая предлагает дополнительные скидки.
Но сайт имеет доступ только к той информации, сколько пациенты будут платить без страховки. Соглашения о ценах между страховыми компаниями и аптеками отсутствуют, и пациенты, как правило, не могут получить эту информацию, пока не доберутся до аптеки. "Такие компании, как GoodRx, добавляют некоторую прозрачность, но я думаю, что в конечном итоге нам нужно изменить структуру цен на рецептурные лекарства", — считает Гарбер.
Высокие цены на лекарства привлекают все больше внимания в то время, когда законодатели и группы защиты интересов стремятся к изменениям, которые могут снизить стоимость лекарств и повысить прозрачность.
В настоящее время существуют различные законопроекты, требующие большей прозрачности в отношении расходов на здравоохранение, включая отпускаемые по рецепту лекарства. На уровне штатов и федеральном уровне обсуждается вопрос о создании экспертных советов для оценки стоимости и ее снижения, требуя от компаний оправдывать огромный рост цен.
"Каждый знает кого-то, у кого есть проблема с лекарствами, отпускаемыми по рецепту, или ему приходилось сталкиваться с этим, и он чувствовал разочарование", — считает Гарбер. Фармацевтическая промышленность утверждает, что информация о ценах является коммерческой тайной, и борется с этими усилиями по обеспечению прозрачности через законодательные органы и различные судебные процессы.
"Хорошо функционирующие рынки не работают под покровом секретности. Мне нравится говорить, что рынки, как сады, лучше всего растут на солнце, и они увядают без информации. Индустрия, полная секретных сделок и рукопожатий, вряд ли будет полезна для потребителей", — заявил Фельдман.
Еще никто не комментировал данный материал.
Написать комментарий