Украина предлагает «иранскую модель» санкций для российского газа
Украина предлагает международным партнерам применить «иранскую модель» санкций в отношении «Газпрома», когда российский газ будет идти в ЕС, но средства за него не будут поступать в россию, а будут перечисляться на специальные депозитные счета
Об этом в комментарии корреспонденту Укринформа сообщил замминистра энергетики Украины Ярослав Демченков на полях организованной Энергетическим сообществом конференции по безопасности и стабильности украинского энергетического сектора в понедельник в Вене.
«Что касается трубопроводного природного газа из россии, то его сейчас сложнее всего заместить. Он составляет 40% общего импорта ЕС. Мы предлагаем «иранскую модель» санкций: природный газ доставляется от «Газпрома» в Европу, но все средства хранятся на специальных депозитных счетах в европейских банках, пока россия не выполнит определенные условия», — отметил Демченков.
По его словам, таким образом, деньги не будут идти непосредственно в россию и не будут финансировать ее войну против Украины.
Замминистра отметил, что в ЕС, в частности в Германии, «очень долго цементировался миф о том, что Европа умрет без российских энергоресурсов». Однако в действительности ситуация совершенно противоположная – «это российская энергетика умрет без Европы». «ЕС для российского газа остается единственным крупным рынком сбыта. Без европейского рынка россиянам нужно будет остановить свои газовые месторождения, законсервировать их, а затем, когда они станут их восстанавливать, будет потеряно 70% газовых месторождений. Поэтому если путин и решит блефовать и остановит поставки газа в Европу, он просто разрушит свою газовую инфраструктуру», — заявил он.
По словам Демченкова, что касается сжиженного природного газа (СПГ) из России, то ЕС может полностью от него отказаться, что станет «верным сигналом для рынка и бизнеса». «В 2021 году общая поставка российского СПГ составляла менее 8% мировых поставок. Почти половина импортировалась Европой. Но полное эмбарго ЕС на импорт российского СПГ будет нести незначительный риск, поскольку эти объемы могут быть легко замещены увеличением производства в 2022 году другими поставщиками», — отметил он.
Замминистра энергетики также указал на то, что Евросоюз способен полностью отказаться и от российских нефтепродуктов: «Европа импортирует примерно 15% дизельного топлива общего потребления из россии. Это может быть замещено увеличением внутреннего производства и дополнительным импортом из Северной Америки и Азии».
Что касается сырой нефти, то, по словам Демченкова, «здесь нужно дать больше сигналов производителям». «Если рынок увидит, что Европа серьезно относится к эмбарго на сырую нефть из россии, то возникнет сильная конкуренция за замену «квоты» российской нефти и обеспечение долгосрочных отношений», — заявил он.
Введение такого эмбарго «должно быть постепенным – с немедленным прекращением морского импорта российского сырого сырья и последующим постепенным прекращением импорта нефти по трубопроводам в течение следующих девяти месяцев».
«Мы обращаем особое внимание европейских коллег на необходимость немедленного эмбарго на поставки российского СПГ и нефтепродуктов и доказываем, что газ и дизельное топливо также могут быть замещены. Также мы говорим о санкциях против «Росатома» и эмбарго поставок ядерного топлива из россии», — подчеркнул заместитель министра энергетики Украины.
Как сообщал Укринформ, ранее Европейский Союз принял пятый пакет санкций против России в ответ на неспровоцированную военную агрессию против Украины.
Среди прочего пакет включает запрет покупать, импортировать или передавать уголь и другое твердое углеродное топливо в ЕС, если они происхождением из россии или были экспортированы из россии, начиная с 22 августа 2022 года.
Импорт угля в Европейский Союз составляет 8 миллиардов евро в год.