Goodnews.ua


Отец транспорта и коммунальных услуг: кто подарил Киеву воду, газ и электричество

Январь 02
20:52 2022

Аманд Егорович Струве родился в немецкой обедневшей дворянской семье в Петербурге. Благодаря блестящим способностям к обучению и интересу к технике он с отличием окончил Николаевскую инженерную академию. Талант студента отметили преподаватели и рекомендовали его для стажировки в Европе, где он и провел несколько лет. Как дальше сложилась карьера Струве? Чем прославился инженер? Какие инженерные чудеса он подарил Киеву?

Современно и дешево: мост через Днепр

В 1868 году Аманду Струве поручили первый большой проект в Киеве – построить мост через Днепр. Он должен был соединять железнодорожные пути от Курска и Балты. Инженер отказался строить по старинке и применил для нового моста передовой кессонный способ возведения опор. Так он значительно сократил время строительства моста. Кроме того, молодой инженер отказался от услуг иностранных компаний, что заметно уменьшило стоимость постройки.

 На то время это был самый грандиозный проект моста. Еще нигде в Европе не было такой большой железнодорожной переправы через реку, да еще и с применением кессонов. Решетчатый мост длиной 1068 метров из 13 пролетов высотой по 8 метров – просто чудо инженерной мысли! Государство оценило находчивость и бережливость А. Е. Струве – император повысил его до чина полковника.

К сожалению, мост Струве не дожил до наших дней. Его уничтожили бомбардировки 1941 года. Сейчас можно разглядеть только несколько опор, виднеющихся в воде, недалеко от Дарницкого железнодорожного моста.

Позже по этой технологии Струве построил мост в городе Кременчуге. Эта переправа тоже пострадала в войну, но не так сильно. Его отремонтировали, и кременчужане до сих пор пользуются им, чтобы попадать из одной части города в другую.

Реконструкция Мариинского дворца

В одно время с возведением моста Струве успел принять участие в масштабной реконструкции Мариинского дворца. Он работал над восстановлением сгоревшей части дворца по проекту Карла Маевского.

Правда в этом случае инженер не сэкономил на строительстве, а больше того, превысил расходы на 26 тысяч рублей. Но к этому отнеслись благосклонно, помня о его прежних заслугах и мосте. Власти оправдали эти растраты и даже компенсировали их.

Водопровод

В 1869 году киевские власти всерьез задумались над тем, чтобы ввести в городе необходимое новшество – водопровод. Струве не мог оставить этот вопрос без внимания. Он предложил властям свой проект по водоснабжению центральной части Киева. И снова его идеи оказались самыми практичными и рентабельными, обойдя конкурентов из Австрии и США.

9 июля того же года городская дума подписала официальный контракт и предоставила Аманду Струве концессию на поставку очищенной воды в дома горожан. Для осуществления такого серьезного проекта было создано акционерное общество Киевского водоснабжения.

На Александрийской улице и Набережном шоссе построили несколько машинных станций для забора воды из Днепра. У городских купален прорубили 4 артезианские скважины. У склонов Владимирской горки появилась фильтровальная станция.

Над ее зданием, по мнению исследователей, работал не кто иной как Александр Шилле, с которым Струве познакомился в ходе реконструкции Мариинского дворца. Шилле также работал над несколькими напорными станциями и той красивой водонапорной башней, в которой после реставрации открыли Музей воды.

Утром 1 марта 1872 года богатые киевляне, жившие на Крещатике, смогли умыться, не дожидаясь, когда приедет водовоз. На Царской (Европейской) и Крещатицкой (Майдане Независимости) площадях установили фонтаны, где киевляне могли брать воду по 1 копейке за шесть ведер.

Газовые фонари

Еще одним масштабным проектом Аманда Егоровича было уличное освещение. Он предложил заменить распространённые фитильные фонари на газовые. Для этого построили два завода по производству «светильного газа». По Крещатику проложили сеть труб для 1500 фонарей, которые впервые зажглись 6 сентября 1872 года.

Однако газовое освещение достаточно быстро устарело, да и нареканий на него было много. Поэтому через 18 лет город начал заменять газ на электричество. Однако старые фонари еще долго оставались на периферийных улицах, куда прогресс дошел значительно позже.

От коней до электричества: трамвайные новшества

Последним проектом Аманда Егоровича по усовершенствованию Киева был электрический трамвай. В то время привычным транспортом была конка – вагоны по рельсам тянули лошади. Но не везде животные и даже паровые трамваи, которые появились позже, справлялись с крутым рельефом Киева. Поэтому власти задумались, как усовершенствовать этот общественный транспорт.

Тут и пригодился новаторский подход Аманда Струве. Он предложил электрифицировать трамвай. Новшество понравилось властям города, и они дали добро на строительство. 1 июня 1892 года началось регулярное движение первого во всей тогдашней империи трамвая от Царской до Почтовой площади.

Как народ воспринял прогрессивные технологии? Газета «Киевлянин» от 2 июня сообщала: «Вагоны переполнены публикой, причем многие ездят по нескольку раз вверх и вниз, интересуясь этой важной для Киева новостью». Электрический транспорт производил примерно такое же впечатление, как поездка в метро для жителей провинции.

Новаторский подход и смелые решения прослеживаются буквально в каждом инженерном проекте Аманда Струве. Благодаря тому, что он не шел проторенным путем и не боялся экспериментировать, применял свой талант на благо города, Киев стал техничным и прогрессивным городом еще в позапрошлом столетии.

Своим примером Струве побудил последующие поколения архитекторов, инженеров, техников Киева не бояться пробовать что-то новое, воплощать в жизнь нестандартные идеи. Поэтому в Киеве есть много новаторских изобретений, которые стали применяться повсеместно в стране и даже мире гораздо позже.

 

Tags
Share

Статьи по теме

Останні новини

У Раді зареєстрували законопроєкт про зменшення граничного віку служби в армії до 55 років

Читать всю статью

Ми у соцмережах




Наші партнёри

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY
Goodnews.ua