Legatus

Российско-грузинская война: уроки для Украины

Август 09
11:21 2017

Российско-грузинская война: уроки для Украины

Российско-грузинская война, которая началась 8 августа 2008 года и длилась пять дней, позволила РФ укрепить свои позиции на постсоветском пространстве, отработать стратегию вооруженной аннексии территорий соседних государств и блокировать их интеграцию в НАТО. Какие уроки из этого конфликта может вынести Украина?

Сначала конфликт на Южном Кавказе шел между грузинскими войсками и подразделениями Южной Осетии, а 8 августа 2008 года в этот конфликт вмешалась 58 российская армия. Именно это и повлекло государственный конфликт между Россией и Грузией, который длился пять дней. С точки зрения количества жертв, этот конфликт не подпадает под категорию войны, потому что война предполагает, что количество жертв превышает 1000 человек. Однако этот конфликт имел серьезные геополитические последствия – остановил попытку Украины и Грузии вступить в НАТО в 2008 году, потому что из-за боязни агрессивной реакции России страны-члены Альянса решили не предоставлять этим двум государствам План действий по членству в НАТО (ПДЧ).

Также этот конфликт во многом был обусловлен тем, что Россия исчерпала экономические, политические и другие рычаги давления на Грузию, поэтому военная сила оставалась последним инструментом, который позволил бы сменить политическое руководство тогдашней Грузии и ее внешнеполитический вектор, который был направлен на интеграцию в ЕС и НАТО.

Несмотря на то, что сейчас конфликт заморожен, там происходят некоторые процессы, хотя о них мало говорят в западных СМИ. В частности, в июле южноосетинские пограничники вместе с российскими войсками в очередной раз подвинули колючую проволоку вдоль линии разграничения в сторону грузинской территории. Во время последнего визита президента Украины Петра Порошенко он посетил этот участок границы. Приглашение президента Украины на линию разграничения свидетельствует о попытках грузинской стороны привлечь внимание к тому, что там не все спокойно, хотя и не стреляют.

Девятая годовщина конфликта дает повод проанализировать что общего и отличного между Южной Осетией, Абхазией и Донбассом. Первая общая черта – эти конфликты могли не состояться, если бы не было благоприятного географического положения этих сепаратистских регионов, поскольку все эти территории имели прямую границу с Россией, что давало последней возможность оказывать военную и финансовую помощь сепаратистским образованиям. Вторая общая черта – эти регионы прямо или косвенно контролируются Россией, там находятся российские войска. В официальном статусе или в неофициальном. Третья общая черта – конфликты были спровоцированы тем, что Грузия и Украина стремились сблизиться с ЕС и НАТО. В 2008 году конфликт был спровоцирован тем, что Грузия активно пыталась добиться предоставления ПДЧ, а конфликт на Донбассе стал реакцией России на намерение Украины подписать Соглашение об ассоциации с ЕС. Стоит отметить, что конфликты в Южной Осетии и Абхазии возникли еще в начале 90-х годов, а в 2008 году произошла их эскалация. Конфликт на Донбассе является относительно новым. Четвертая общая черта – в этих конфликтах есть ответственность Украины и Грузии. Если говорить о Грузии, то это было спровоцировано ошибками грузинского руководства в начале 90-х годов, которые взбодрили осетинский и абхазский сепаратизм. В Украине ситуацию на Донбассе спровоцировал ряд бессмысленных шагов многих политиков, которые провоцировали языковые, региональные и политические разногласия, которые в 2014 году внесли негативный вклад в разжигание конфликта.

Несмотря на общие черты, ситуации в Абхазии, Южной Осетии и на Донбассе сильно отличаются. Первое отличие – абхазский и осетинский конфликты пребывают в замороженном состоянии. Они являются классическими замороженными конфликтами, где после 2008 года не наблюдается насилия вдоль линии разграничения. Россия и Южная Осетия передвигают границу вглубь грузинской территории, но жертв среди военных и гражданских почти нет. В ситуации на Донбассе мы имеем конфликт низкой интенсивности, где почти ежедневно гибнут украинские военнослужащие и страдает гражданское население, поэтому ошибочно называть конфликт на Донбассе замороженным. Это горячий конфликт.

Второе отличие заключается в статусе этих территорий. Южная Осетия и Абхазия официально признаны как территории, оккупированные Россией, и РФ не отрицает факта присутствия там своих войск, потому что она в одностороннем порядке признала независимость этих сепаратистских образований. Такое решение дает ей возможность в одностороннем порядке легитимизировать свое присутствие. На Донбассе Россия всячески отрицает свое присутствие и уверяет, что “ихтамнет”, поэтому со стороны международного сообщества ОРДЛО не считается территорией, оккупированной Россией. Скорее речь идет о неподконтрольной территории.

Третье отличие заключается в том, что абхазский и южноосетинский конфликты являются типичными этническими конфликтами. Там были этнические противоречия, которые вылились в конфликт в связи с благоприятными внутренними и внешними обстоятельствами. Относительно ситуации на Донбассе, то она в основном была искусственно спровоцирована в результате политических ошибок и идеологического противоречия. Были, конечно, противоречия между большинством населения Украины и населением Донбасса, но они имели экономический, региональный и геополитический характер. А лингвистические и этнические факторы играли второстепенную роль.

Четвертое отличие касается международных последствий. Россия не несла ответственности за свои действия против Грузии. Кстати, Грузия стала первой страной-жертвой российской агрессии после завершения холодной войны. Тогда оценка международного сообщества была неоднозначной. Многие возлагали ответственность за эти действия не только на Россию, но и на тогдашнее руководство Грузии во главе с Михеилом Саакашвили (президент Грузии в 2004-2007 и в 2008-2013 годах, – “Апостроф”). В результате конфликта на Россию не наложили никаких санкций, а Запад стал более сговорчивым в отношении РФ. Это обусловило переход от расширения НАТО в Восточной Европе к политике примирения с Россией. В ситуации с Украиной после аннексии Крыма и конфликта на Донбассе все совсем иначе. Россия несет ответственность, несмотря на то, что заявляет о своей непричастности к конфликту, в частности в форме санкций, которые периодически продолжаются и усиливаются. Также ситуация вокруг Донбасса спровоцировала кризис европейской безопасности, которая обусловила то, что Запад и Россия фактически находятся в наихудших отношениях со времен окончания холодной войны.

Пятое отличие – конфликт на Донбассе имеет собственный переговорный формат. Это Минский и Нормандский форматы. Это означает, что со стороны России есть интерес к урегулированию этого конфликта, хотя российская формула урегулирования связана с предоставлением особого статуса ОРДЛО и невыгодна для Украины по очевидным причинам. Когда идет речь о статусе Абхазии и Южной Осетии, то здесь нет никаких переговорных раундов, потому что Россия считает, что вопрос решен путем признания этих государственных образований. И никакого политического прогресса не наблюдается, несмотря на смену власти в Грузии.

Из российско-грузинского конфликта Украина может вынести несколько важных уроков. Первый урок – военный путь решения конфликта может быть только в случае, когда сепаратистское образование не имеет внешней границы и не подпитывается со стороны внешних игроков. Это может быть на территории островного государства или внутри территории государства, а когда страна имеет неконтролируемый участок границы, то полагаться на военную силу для возвращения этой территории под свою юрисдикцию крайне рискованно. Это продемонстрировали как Грузия в 2008 году, так и Украина в 2014 году.

Второй урок – путем применения вооруженной силы Россия не смогла достичь своей цели в Грузии и Украине в полной мере. России удалось препятствовать потенциальному вступлению Украины и Грузии в НАТО, но сменить политические режимы и внешнеполитическую ориентацию этих государств России не удалось.

Третий урок – применение мягкой силы не гарантирует, что население, которое живет на подконтрольной территории, изменит свою позицию. Грузинская власть сделала ряд медицинских, административных и других услуг населению, которое проживает на территории Абхазии и Южной Осетии, но это не изменило их отношения к Грузии. Это же касается населения, которое проживает на неподконтрольных территориях Донбасса. Хотя в случае с Донбассом больше шансов, поскольку конфликт более идеологический, чем этнический. Как показывает опыт Грузии за 25 лет, в Абхазии и Южной Осетии выросло целое поколение, которое не ассоциирует себя с грузинской государственностью. В Украине со временем мы будем все больше и больше чувствовать пропасть между населением контролируемых и неконтролируемых территорий Донбасса, если не будет прогресса в урегулировании конфликта.

Четвертый урок, который является наиболее важным для Украины – наличие неурегулированного конфликта не является препятствием для реформ или построения эффективных государственных институтов и формирования благоприятной бизнес-среды. Иначе говоря, для построения привлекательной модели государственности. И Грузия в этом смысле – показательная витрина реформ для Украины.

Share

Статьи по теме







0 Комментариев

Хотите быть первым?

Еще никто не комментировал данный материал.

Написать комментарий

Комментировать

Залишаючи свій коментар, пам'ятайте, що зміст та тональність вашого повідомлення можуть зачіпати почуття реальних людей, що безпосередньо чи опосередковано пов'язані із цією новиною. Виявляйте повагу та толерантність до своїх співрозмовників. Користувачі, які систематично порушують це правило, будуть заблоковані.

Website Protected by Spam Master


Останні новини

Миннесота Тимбервулвз устанавливает рекорд сезона НБА, разгромив Даллас

Читать всю статью

Ми у соцмережах




Наші партнёри

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY
enfrdeitplptruestruk