Российские оккупанты подсовывают крымчанам сомнительный “пряник”
Москва готовит Крыму якобы прощение долгов перед украинскими банками. Намерение сугубо политическое, дабы приободрить население перед выборами президента. После Кремль может в любой момент пересмотреть это решение, пишет Сергей Стельмах специально для “Крым.Реалии”
В минувшую пятницу Госдума приняла во втором чтении поправки к федеральному закону №422 о погашении долгов крымчан перед украинскими банками. По информации издания “Коммерсант”, Фонд защиты вкладчиков (ФЗВ) планируют наделить правом реструктуризации долга или полного его списания. Сам фонд перейдет в распоряжение крымских “властей”. Агентство по страхованию вкладов (АСВ), которое владеет ФЗВ, должно будет перечислить в фонд 1,5 млрд рублей неизрасходованного имущественного взноса.
Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаковуточнил, что речь в законопроекте не идет о гарантированном списании долгов. ФЗВ имеет такое право, но не обязанность. Изюминка документа в том, что конкретные правила, определяющие отношения фонда и заемщиков, предлагается передать на уровень Крыма и Севастополя. Там уже готовят региональные “законопроекты”, предполагающие, что долг или часть долга до 5 млн рублей подлежит безусловному списанию. Большие суммы могут быть списаны, в зависимости от “обстоятельств, имеющих существенное значение для личности заемщика”.
“Долговая эпопея” в Крыму продолжается с начала аннексии. Изначально президент Владимир Путин непрозрачно намекнул, что платить украинским банкам не нужно. Затем в декабре 2015 года приняли указанный закон №422, который поверг в шок республиканские “власти”. Путин его подписал без возражений. Документ определил порядок взыскания долгов крымчан перед украинскими финучреждениями, покинувшими полуостров. Взимать деньги могли аккредитованные при ФЗВ российские компании, которые приобрели долги у украинских банков. На данный момент в фонде аккредитованы четыре компании. Они приобрели более 1 млрд рублей долгов крымчан. Администрация президента России и руководство Госдумы не удосужилось даже поставить крымские “власти” в известность о разработке документа. В “госсовете” и “совмине” неоднократно заявляли, что намерены инициировать поправки к принятому документу, но дальше разговоров дело не пошло.
Нынешний проект – инициатива Кремля. Сомнительно, что депутаты всерьез задумались о проблемах крымчан. Российский парламентаризм давно стал формальностью, а Госдума де-факто превратилась в “законотворческое” подразделение администрации президента. С одной стороны, принятие такого проекта говорит о непоследовательности Москвы, а с другой – речь идет о вынужденных мерах со стороны Кремля. Причины тут две. Первое – предстоящие выборы президента России, назначенные на очередную годовщину “присоединения” Крыма. Окружение Путина рассматривает голосование как “референдум” о доверии действующему президенту. Незаконное голосование в оккупированном Крыму станет неким подтверждением “исторического выбора”, сделанного в 2014 году. Сомнительно, что крымчане, поиздержавшись за четыре года российского “изобилия”, покажут северокорейские 97% за Путина. Именно на такой результат нацеливается Кремль.
Им нужны показатели, примерно равные результатам оккупационного “референдума”. Можно “нарисовать” любые цифры, но имеются непубличные факторы, которые делают такой вариант бессмысленным. Выборы главы государства – важный показатель эффективности республиканского “руководства”. В путинской “вертикали власти” качество работы губернаторов определяется персональной лояльностью и умением показать нужный результат на выборах. Экономическое состояние региона и уровень благосостояния значения не имеют. Крымскому “главе” Сергею Аксенову и “спикеру” Владимиру Константинову придется мобилизовать на выборы всех, имеющих право голоса. Одними бюджетниками и административным ресурсом тут не обойдешься. Кремлю и республиканской “власти”, дабы завлечь людей на избирательные участки, необходимо дать им реальные “плюшки”. На одних разговорах о “больших деньгах” из России уже не выедешь. Долговая амнистия – один из таких электоральных пряников.
Второе, действия Кремля – реакция на укрепление Украинского государства и антимосковскую тактику Запада. Первые полтора года аннексии сторонники России в Крыму жили под лозунгом “в Украине еще хуже”. Теперь самому наивному обывателю очевидно, что уровень жизни на полуострове заметно упал по сравнению с 2013 годом. Украина сохранилась как государство, заручившись поддержкой Брюсселя и Вашингтона. “Разваливающаяся” страна никогда бы не получила безвизовый режим с ЕС. История с турбинами Siemens подчеркнула технологическую отсталость России, слабость страны перед режимом санкций и неспособность полноценно обеспечивать Крым. Властям страны нужно отвлечь внимание крымчан от череды громких провалов.
Радоваться кремлевской щедрости не стоит. Долговая амнистия – сомнительный подарок. После выборов Москва с легкостью может отобрать этот “пряник”, изменив федеральный закон или надавив на республиканское “начальство”. Критерии для списания украинских кредитов изначально выглядят размытыми. Под давлением центрального правительства ФЗВ может пересмотреть их в любой момент. Для этого имеются объективные причины. Закон №422 принимали в угоду околокремлевскому бизнесу (выбивание долгов), а также из имиджевых соображений.
В России официально более шести миллионов граждан не могут выплатить кредиты. Если посчитать вместе с членами семей, окажется, что около 20 млн. россиян напрямую или опосредованно имеют проблемы с банками. Они могут воспринять послабления для крымчан как личное оскорбление. Особенно с учетом того, что после аннексии доллар в стране “подскочил” в два раза. Обыватели, невзирая на патриотический пафос, уверены, что причина именно в Крыме. Москве, дабы лишний раз не будоражить население, придется пересматривать преференции для республики.
Еще никто не комментировал данный материал.
Написать комментарий