Ответственен ли россиянин, выступающий против “Крымнаша” и войны на Донбассе, за действия самих российских властей?
Подниму вопрос, который, как мне казалось, уже неэтично поднимать среди адекватно мыслящей части российского населения. Ан нет, оказалось ещё поднимают. Но и это, конечно, не плохо. У всех ведь разная степень честности и готовности к рефлексии перед самим собой.
Для тех людей, которые по разным причинам не успели ещё ответить на него честно, и подниму его.
Вопрос: ответственен ли россиянин, выступающий против политики “Крымнаш” и войны на Донбассе, которую, как известно уже всему адекватному миру, тоже развязала Россия, при этом продолжая подогревать ее участием российских военнослужащих и постоянной пропагандой с экранов телевизора, за действия самих российских властей?
Опережая возгласы скептиков, что коллективной ответственности не бывает, сразу оговорюсь – она не просто существует, но и активно влияет на исторические события.
Только любая коллективная состоит из индивидуальной ответственности, и вот ее-то часто и не хотят брать на себя.
Объясню на примере.
На днях готовила материал про трагедию в Бабьем Яру, в котором фашисты расстреливали евреев во Вторую Мировую войну, и пока изучала тему, наткнулась на анекдот, который гулял по Европе в послевоенное время:
Немецкий эмигрант возвращается в послевоенный Берлин и в аэропорту подходит к немцам с вопросом: “Скажите, вы поддерживали нацистов?” Первый отвечает: “Нет, конечно”. Второй тоже возмущается: “Боже упаси. Всегда был против!” Наконец, эмигрант останавливает третьего: “Простите, вы случайно не поддерживали нацистский режим?” На что незнакомец опечалено отвечает: “К сожалению, да. И это знание будет со мной до конца жизни!” Неожиданно эмигрант радостно всплеснув руками, обнимает немца и говорит: “Ну, наконец-то, первый честный человек. Вы не могли бы посторожить мои сумки, я в туалет схожу…”
Дело не в том, поддерживал или нет человек лидера своей страны. Дело в том, что он при этом делал. Может ли человек с чистой совестью сказать себе, что делал все возможное, чтобы остановить безумие своих граждан? Способен ли он признаться себе в том, что даже, если не выступал “за”, но молчал, или делал не столько, сколько мог бы (что одно и то же), то, что творит его государство – и его ответственность тоже?
Я, например, приняла свою ответственность, хотя и вроде активно выступала против: писала в фейсбуке, участвовала в организации оппозиционных мероприятий, но сейчас, оглядываясь назад – могу себе признаться, что все равно делала далеко не все, что могла. Но и даже, если бы делала на полную силу, понимала бы, что действия власти и на моей совести, потому что я была часть той нации, которая допустила власти сотворить это.
Мы все ответственны за свою власть, которую приручили или не приручили.
И это та ответственность, которая будет с нами до конца. И это, с чем придётся жить. Так лучше, может, признаться себе в этом?
Тогда, я вас уверяю, что в своей жизни вы иначе будете относиться к тому, что делаете, потому что каждый раз будут возникать вопросы: “А все ли я делаю, что могу? Или могу больше или эффективнее?”
Да и оправдываться, зная, что ответственен, – как-то стыдно для взрослых людей. Во всяком случае, для меня точно.
Еще никто не комментировал данный материал.
Написать комментарий