Неверное ценообразование на уголь и договорная деятельность
Всем хорошо известна история коррупции и неверного ценообразования на природный газ в Украине. Сейчас, после того как газовые рынки были в значительной мере отрегулированы, коррупция и неверное ценообразование переключились на уголь, используемый для производства электроэнергии. Украина избавилась от зависимости от импорта российского газа, заключив договоры на поставку газа из Европы. Однако импорт угля с неподконтрольных Украине территорий Донбасса вновь поставил Украину в зависимость от российских политических решений. К тому же, введение регулирующим органом цены на уголь, используемый в энергетике, в размере цены в порту Роттердама плюс расходы на перевозку – это искажение рыночной стоимости угля, что принесло дополнительные доходы владельцам угольных шахт Донбасса.
Чтобы понять ошибочность политики относительно угля, необходимо рассмотреть основные факты, касающиеся международного рынка угля. Мировой рынок энергетического угля – большой и высококонкурентный. Рынок конкретно антрацитового угля, который сейчас частично используется для производства электроэнергии в Украине, является более ограниченным, но функциональным. В то время как транспортные расходы имеют важное значение для подсчета конечной цены, уголь продают на международных рынках и перевозят морским транспортом на большие расстояния.
Что касается формулы ценообразования, которую регулирующий орган применил для ценообразования на уголь, используемый в энергетике – «роттердамская» цена плюс транспортировка – то она не является оправданной. Соответствующая цена должна состоять из фактической стоимости импортируемого угля в условиях конкуренции с внутренними поставками. Безусловно, такие цены должны быть ниже, чем «роттердамская» цена плюс стоимость транспортировки. Например, расходы донбасских шахт существенно ниже международного уровня цен. Кроме того, их продукция фактически не имеет рынков сбыта за пределами Украины. Соответственно, на открытом рынке эти поставки несомненно были бы доступны по значительно более низкой цене по сравнению с ценой импортируемого угля, рассчитанной по «роттердамской» формуле. Кроме того, качество донбасского антрацита (который содержит высокий процент серы и золы) – ниже стандартов угля, который торгуется на международных рынках. Соответственно, цена на уголь, которая в данный момент отражается на цене на электроэнергию для потребителей, превышает реальную стоимость, которую можно было бы достичь.
Правильный подход к ситуации с углем в Украине весьма очевиден. Следует максимально избегать любой торговли углем с неподконтрольными территориями Донбасса до их возвращения под контроль Украины. При нехватке внутренних поставок переговоры по импорту необходимо проводить на международном рынке угля. Ценообразование на уголь может основываться на фактической стоимости, установленной в условиях прозрачности, а не на произвольной привязке к биржевым ценам. В среднесрочной перспективе Украине стоит исследовать возможности модернизации энергетических мощностей, чтобы иметь возможность сжигать больше стандартного энергетического угля, что влечёт за собой более низкие расходы и большую гибкость поставок. В то же время необходимо провести расширение портовых мощностей, которые сделают возможными перевозки – с целью обеспечения диверсификации поставок. Вполне вероятно, что рыночное ценообразование простимулирует внутреннее производство, что приведет к сокращению объема необходимого импорта. Также необходимо внедрить стратегию по уменьшению потребления электроэнергии (в пиковые периоды). Такой подход снизит расходы потребителей электроэнергии и одновременно устранит политические риски, связанные с поставками. В конце концов коррумпированные прибыли, поступающие донбасским владельцам шахт, а также подконтрольным России сепаратистским силам будут ликвидированы.
Источник: newsonline24
Еще никто не комментировал данный материал.
Написать комментарий