Дело сдвинулось с мертвой точки
Подводя итог серии наших статей о визите Порошенко в Вашингтон, заметим один важный момент. Это был не официальный визит, имеющий свой протокол и формат, где обсуждается весь круг возможных вопросов и подписываются ключевые документы. Очевидно, что визиты такого формата планируются заранее и встраиваются в графики первых лиц со всеми необходимыми согласованиями. Скажем так, во время такого визита, принимающая сторона обеспечивает присутствие в одно время и в одном месте всех деятелей крупного масштаба, кто должен что-то согласовывать или подписывать.
В этот раз ничего подобного не было, ибо основной целью визита были вопросы обороны и все должностные лица, ответственные за оборонный блок – были на месте. Президент, вице-президент, госсекретарь и министр обороны, отработали свои вопросы, не погружаясь в переговоры обо всем сразу. Собственно говоря, специфика этих переговоров такова, что конкретные меры, цифры и тому подобное, вряд ли будет озвучено, ибо такое всегда делается в закрытом режиме, а на публику выносится только общая оценка проведенным переговорам.
Вчера мы услышали положительную характеристику переговорам от Дональда Трампа, но очевидно, что конкретные переговоры проходили в Пентагоне, где подобные мероприятия всегда комментируются скупо и без особых подробностей. Тем не менее, по итогам встречи Порошенко и Маттиса, было сделано короткое заявление представителя Пентагона Даны Уайт. Она отметила, что в ходе переговоров стороны нашли общие позиции в оценке действий “объединенных российско-сепаратистских сил на Востоке Украины”. И в связи с этим – параметры оказания помощи Украине по укреплению безопасности и увеличению возможностей вооруженных сил. При этом, Уайт отметила, что основным условием оказания такой помощи, является неуклонное продолжение реформ.
Сам Маттис отметил идентичность подходов сторон к принципам существующего миропорядка, основанного на нормах международного права, включающих в себя и такие ключевые понятия как суверенитет, территориальная целостность и “свободу от принуждения”. Он так же отметил, что 2014 год стал переломным в оценках угроз и безопасности в Европе.
Отдельно Маттис отметил, что несмотря на вероломную агрессию соседа, Украина показала твердое желание сражаться и защищать себя. И в этом случае, Штаты будут всегда рядом и оказывать поддержку в отражении нападения на суверенитет, международный порядок и международное право”.
Вот примерно такой была публичная оценка ситуации в Украине и тот уровень взаимодействия, который предполагают прошедшие переговоры. Что это означает в конкретной плоскости, увидим в ближайшие дни. Но мы считаем, что главная мысль, которая прозвучала в Вашингтоне и которая, в нашем случае – ключевая, примерно выглядит следующим образом.
В нашей истории почти каждый президент показывал маневр, который в нормальном мире оценивают как психическое расстройство, ибо первое лицо государство не может делать развороты, по ключевым вопросам, на 180 градусов. И Кучма, и Ющенко, и Янукович, такие маневры демонстрировали и со стороны это выглядит так, что у нас тут “пороблэно”. В самом деле, Кучма рассказывал сказки о евроинтеграции ровно до тех пор, пока дело не уперлось в коррупцию, в которой он принимал активное участие. От него потребовали начать наведение порядка, в этой области и начать с себя. На этом евроинтегратор Кучма кончился и начался “многовекторный” Данилыч, который чуть не довел страну до войны в далеком 2003 году, хотя Украина имела вполне вменяемые евроатлантические перспективы в той же волне, что и Балтия.
Потом у нас был президентом Ющенко с руками, которые не крали. Он споткнулся о тот же самый вопрос. Любі друзі и родственники хотели сделать себе “хорошо” и он, вместо того, чтобы использовать шанс и огромный кредит доверия, возникший после революции, считал пчел и занимался медитацией. В результате, как и Кучму, в конце его каденции, Ющенко уже не пускали на пороги нормальных стран. С Януковичем все произошло уже в режиме фарса, но по той же самой схеме. Не удивительно, что оказание серьезной и долгосрочной помощи от Штатов, завязано именно на том вопросе, на котором сломались трое предшественников Порошенко.
Именно поэтому, даже генерал Маттис подчеркивает необходимость продолжения реформ. Штаты должны четко понимать, что Украина в очередной раз не развернется и не покажет свой фирменный стиль. Собственно говоря, Вашингтону ничего не стоит сделать в Украине то, что они сделали в Израиле, Австралии или Японии – создать базу резерва техники и вооружений, которые могут использоваться как США, так и страна, в которой развернута база. Просто заключается определенный договор, который описывает условия, которые дают право выбирать хранящееся оружие и все.
Если бы нам удалось войти в такой формат сотрудничества со Штатами, то на этом техническое отставание перед РФ закончилось бы навсегда и появилось бы превосходство почти во всем спектре вооружений, исключая авиацию. Но ведь такой или более легкий формат взаимодействия, основан исключительно на стойкости, вменяемости и понимании основных ценностей, которые должен продемонстрировать партнер.
По большому счету, визит Порошенко имел именно эту цель – убедить Штаты в устойчивой вменяемости Украины. Насколько это ему удалось – увидим. По внешним признакам можно сказать, что дело сдвинулось с мертвой точки.
Еще никто не комментировал данный материал.
Написать комментарий