Циничней не придумаешь: как отмывают деньги на “борьбе с коррупцией”
Расследование “Обозревателя” позволило сделать шокирующий вывод: разработка системы е-декларирования компанией “Миранда” по сути является циничной коррупционной схемой. Фактических разработчиков “кинули”, а все финансовые средства были незаконно перечислены на счета зарубежной компании, деятельность которой имеет все признаки фиктивного “предпринимательства”. Возникают вопросы и к “антикоррупционерам”: чем именно была обусловлена столь ярая защита компании, к продукту которой было и есть множество претензий?
А теперь по порядку.
ХРОНОЛОГИЯ ЭПОПЕИ И ДЫМОВАЯ ЗАВЕСА
Запуску системы предшествовал длительный скандал. 11 августа 2016г. Президент Украины Петр Порошенко заявил, что электронное декларирование вступит в силу 15 августа и он не потерпит отсрочек. Однако за три дня до “часа Х” Госспецсвязи отказала в аттестации системы, аргументируя это тем, что она не готова к работе.
19 августа народные депутаты Иван Винник (“БПП”) и Антон Геращенко (“Народный фронт”) заявили о взломе системы электронного декларирования доходов чиновников, продемонстрировав соответствующие скриншоты. “Миранда” категорично “ушла в отказ”: мол, никакого проникновения не было.
Программное обеспечение системы е-декларирования разрабатывалось в рамках проекта “Повышение прозрачности и добропорядочности в публичном секторе” по Программе развития ООН за счет средств правительства Дании. Разработчиком софта ПРООН выбрало ООО “Миранда”. В те дни издание “Хвиля” едко писало, что “организаторов конкурса не смутило, что в багаже компании не было столь масштабных проектов. На тот момент в фирме числилось всего восемь сотрудников, средняя зарплата – менее двух тысяч гривен. Такое может быть, если работники – начинающие дилетанты либо, что вероятнее, реальная з/п выдается “в конверте”. То есть, сделали вывод журналисты, “программное обеспечение для преодоления коррупции доверили начинающей конторе, которая платит зарплаты по-серому”.
В ответ на множество обвинений в непрофессионализме, невыполнении работ в срок, сырости ПО и т.д. компания-разработчик (“Миранда”) и заказчик услуг (ПРООН) заняли сплоченную позицию, заявив, что запуск е-декларирования саботирует Госспецсвязь. Им вторили и в Реанимационном пакете реформ, Центре противодействия коррупции Виталия Шабунина и Transparency International Украина во главе с Ярославом Юрчишиным. Юрчишин и Шабунин пошли дальше – возложив ответственность за срыв е-декларирования на главу НАПК Наталью Корчак, власть и Президента.
По информации издания “Буквы”, единство позиции ЦПК Шабунина и ПРООН было объяснимо: руководитель проекта по запуску электронных деклараций ПРООН (который предоставил средства за программное обеспечение для системы е-декларирования и выбрал в качестве подрядчика ООО “Миранда”) Иван Пресняков по состоянию на декабрь 2015 года числился экспертом Центра противодействия коррупции Шабунина. Говорят и довольно тесной связи последнего с Новиковым – на тот момент директором “Миранды”.
Госспецсвязь, в свою очередь, заявила об осуществлении давления на их ведомство, а также обвинила в саботаже именно фирму-разработчика, которая намеренно затягивала передачу им материалов для экспертизы. Руководство НАПК также недвусмысленно обвинило в срыве запуска “Миранду”. “Все то, что происходит со стороны “Миранды” в отношении государственного органа – это шантаж и саботаж”, – заявила Корчак во время брифинга 14 августа.
Так сегодня выглядит Единый государственный реестр деклараций
ОТРАБОТАННАЯ СХЕМА
Каким же образом была реализована схема? Цинично и просто. Юрий Новиков, директор ООО “Миранда” подписывает договор с ПРООН о разработке системы е-декларирования. На счет компании поступает почти полтора миллиона гривен. Далее Новиков заключает договор с 7 IT-специалистами, которые должны были получить за работу 124 тыс. грн.
Однако в эти же дни директор “Миранды” подписывает еще один договор на разработку – с эстонской компанией “ApolinejaOU” (сфера деятельности которой… оптовая торговля). “Сотрудничество” с “ApolinejaOU” противоречит договору с ПРООН (об этом ниже). И именно на счета этой эстонской компании в SWEDBANK уйдет вся сумма, которую ПРООН переведет тремя траншами “Миранде” – 1 452 389,25 грн.
Фактических разработчиков “кинули”: им не были перечислены ни 124 тыс. грн (предусмотренные договором), ни обещанные им лично Новиковым по 200-400 тысяч каждому (наличкой).
Источник “Обозревателя” утверждает, что схема была заранее продумана и Новиков не собирался платить “рабам” за выполненную работу. Однако кто на самом деле “снял сливки”? Один Новиков? Не смешите. Вспоминая колоссальное давление со стороны “антикоррупционеров” – Шабунина и Ко – возникают вопросы и к ним. Почему они так яро и безапеляционно защищали несовершенную систему е-декларирования, к которой и ранее была масса претензий и которую “лихорадит” до сих пор?
В этом, вне всяких сомнений, должна разобраться Генеральная прокуратура Украины.
Ниже – подробный расклад: от подписания договоров и до вывода средств
Как стало известно “Обозревателю”, Государственная фискальная служба Киевской области (а именно тут территориально зарегистрировано ООО “Миранда”) взялась за проверку компании. 10 октября 2016 года было зарегистрировано уголовное производство. В Едином государственном реестре судебных решений мы “отследили” работу следователей по этому делу: начиная от ходатайств о проведении внеплановых проверок и заканчивая ходатайствами о доступе к документам (простым языком – выемки).
Учредителем “Миранды” является литовская компания Teleoptikos prekyba, зарегистрированная в Вильнюсе (Santariškiu g. 55-14, LT-08441 Vilnius)
2 декабря 2015 года Новиков подписал договор с представителем Программы развития ООН в Украине (№ 2015/145), согласно которому ООО “Миранда” обязалось разработать программное обеспечение для системы электронного декларирования в Украине. Во втором пункте договора были указаны имена семерых специалистов, которых для разработки ПО привлек подрядчик.
4 декабря 2015 года Новиков заключил договор “О предоставлении услуг консультирования по вопросам информатизации касательно разработки ПО системы декларирования в Украине” № 041215-UKR/2015/97 с частным предпринимателем Святославом Ж-ко. Последний (по сути – руководитель проекта и чье имя было указано среди 7 разработчиков) взял на себя обязанность выполнить задачи по разработке системы электронного декларирования (не будем перечислять ТЗ и загружать читателей сложной IT-терминологией).
Однако Новиков, прекрасно понимая, что договором с ПРООН предусмотрены конкретные лица, которые разрабатывают ПО и именно они должны были получить деньги за свою работу, а также то, что в случае привлечения других специалистов требуется обязательное письменное согласование с ПРООН, 3 декабря 2015 года заключает… договор № SD031215 между ООО “Миранда” и компанией “ApolinejaOU”. Которой ставятся те же самые задачи по разработке системы e-декларирования, которыми уже фактически занималась на момент подписания договора группа программистов во главе со Святославом Ж-ко.
“ApolinejaOU” – эстонская компания, зарегистрированная в Таллинне (Harjumaa, Tallinn, Pärnu mnt 130-38, 11317)
В актах приема-сдачи работ от компании “ApolinejaOU” (№1 от 24 февраля, №2 от 1 марта и №3 от 16 марта 2016 гг.) сказано, что… именно эта компания выполнила задачи.
Но это еще не все. Стоимость работ по договору, подписанному директором ООО “Миранда” Новиковым и представителем ПРООН в Украине,составила 1 452 389,25 грн.. Указанная сумма тремя траншами была перечислена на счета ООО “Миранда” и предназначалась для выплаты фактическим разработчикам (7 человек).
Средства были перечислены 21 декабря 2015г, 14 марта и 24 мая 2016 гг. на банковской счет ООО, открытый в “Укрэксимбанке”. Однако 29 сентября 2016 года эту сумму (на то время около 97 тысяч долларов США) Новиков переводит на счет эстонской компании “ApolinejaOU” в SWEDBANK – якобы за выполнение указанных работ.
Но и это еще не все. IT-специалисты, чьи имена указаны в договоре с ПРООН, остались без обещанных “золотых гор”. Напомню, 124 тысячи гривен должны была пойти на оплату труда фактических разработчиков. В круговую – на каждого почти по 18 тысяч гривен. Для оплаты квалифицированных специалистов и для реализации задачи такого уровня и важности – смешная сумма. Знакомые айтишники говорят, что соблазниться подобными деньгами за такой объем работ могли разве что студенты. Впрочем, такая версия тоже существует – иначе невозможно понять, каким образом высококлассная группа могла настолько затянуть разработку и запуск системы. Впрочем, эти вопросы лучше оставить компетентным специалистам.
В любом случае, по документам проходит именно наша “великолепная семерка”. Мало того, по информации источников, только один из программистов не имеет претензий к директору “Миранды” – его кум. Который утверждает, что “за все заплачено”. Еще один разработчик заявил, что работала бесплатно – мол, полезно для развития. А вот руководителю проекта и еще нескольким айтишникам Новиков якобы обещал дополнительно по 200-400 тысяч гривен наличкой.
При беглом подсчете становится понятно, что обещанная Новиковым сумма выплат программистам (официальная и черным налом) превысила бы всю стоимость работ по разработке системы е-декларирования, указанную в договоре “Миранды” и ПРООН – почти полтора миллиона гривен. Однако “Обозреватель” выяснил, что часть этой команды работала с Новиковым и по другому проекту, а обещанные наличные – это оплата работ по двум заказам.
В октябре 2016 года Новиков заключил договор с Международной организацией по миграции (МОМ). Речь о проекте “Всесторонняя стабилизационная поддержка для внутренне перемещенных лиц и пострадавшего населения в Украине”, который финансируется Евросоюзом. На счета “Миранды” было переведено около 250 тыс. долларов, которые также незаконно “ушли” на счет эстонской компании “ApolinejaOU”.
К слову, мы нашли решение Индустриального районного суда г. Днепр, которое дает веские основания предполагать, что деятельность компании имеет все признаки фиктивного “предпринимательства”. В документе указано, что человек, от имени которого была зарегистрирована и “работала” указанная компания, ничего об этом не знает. Оборот же эстонской “конторы” (по информации из открытых источников) только в 2015 году составил почти три миллиона евро.
Ну что же, теперь дело за следствием. Однако вопрос: куда делись “антикоррупционеры”? Готовы ли они и сейчас защищать эту коррупционную схему?
Еще никто не комментировал данный материал.
Написать комментарий