Goodnews.ua


Atlantic Council: Земельная реформа: будущее Украины

Апрель 25
02:49 2017

Atlantic Council: Земельная реформа: будущее Украины

Двигаясь по пути, определенном МВФ для выделения дальнейшей помощи, Украина встала перед необходимостью проведения земельной реформы, возможно, самой масштабной и важной реформы на сегодняшний день. Однако, концепция земельной реформы, которую предложил премьер-министр Владимир Гройсман, вряд ли получит поддержку как от агросектора, так и от парламента.

Рассчитанная на ограниченную эффективность, она будет иметь весьма незначительное влияние на экономику, и возможность внедрить преобразования вновь будет потрачена впустую. Сейчас законодатели обсуждают гораздо более перспективный вариант, а наберет ли он очки – вопрос открытый.

Ранее в этом месяце Гройсман представил план правительства, который позволяет покупать землю только физическим лицам, и только до 200 га на одного человека. Парламент, скорее всего, отвергнет эту концепцию, поскольку в ней игнорируется тот факт, что аграрный сектор Украины не может стать конкурентоспособным на мировом рынке при землевладении 200 гектар на человека, которые не могут быть использованы в качестве банковского залога. В Украине сельскохозяйственный бизнес неустойчив и пережил множество потрясений; тем не менее, некоторые отечественные компании, достигшие мирового уровня, вышли из этого сектора. Было бы неразумно ставить эти достижения под угрозу, а не опираться на них.

В Украине двадцать четыре миллиона гектаров земли обрабатываются тысячами сельскохозяйственных компаний, каждая из которых арендует 1000 гектаров или более. Большинство из них инвестировали значительный капитал в поддержку местной инфраструктуры, а также новые технологии для улучшения качества земли и стимулирования урожая до рекордных уровней. Эти компании и фермеры, также как и более мелкие сельские хозяйства, видят и огромные риски, и захватывающие возможности, связанные с предлагаемой реформой, в зависимости от ее окончательной концепции. Их голоса должны быть услышаны.

Но в условиях предлагаемых ограничений невозможно привлечь ни дополнительное банковское финансирование, ни прямые иностранные инвестиции. Реформа вряд ли будет поддержана заинтересованностью сельскохозяйственного бизнеса или банковского сектора и окажет лишь небольшое влияние на экономику. Поэтому, несмотря на то, что инициатива Гройсмана является важным и долгожданным шагом в правильном направлении, она должен быть более смелой, чтобы привести к успеху.

Важно иметь в виду один принцип: чем больше ограничений, тем ниже начальная цена, что противоречит идее максимизации стоимости земли для тех, кто был лишен законного права продавать свою землю в течение шестнадцати лет. В системе с чрезмерными ограничениями будут процветать изворотливые операторы, а они всегда блестяще обходили ограничения в юридически слабой среде.

В качестве альтернативы инициативе правительства примерно двадцать пять депутатов в мае 2017 года планируют предложить либеральную модель рынка. Проект закона под названием “Об обороте сельскохозяйственных земель” будет основываться на следующих предположениях:

1. Теневой рынок земли уже существует, но он несправедлив и искажен. Чтобы исправить эти искажения, как можно быстрее должен произойти запуск свободного рынка.

2. Главным приоритетом реформы должны стать интересы семи миллионов землевладельцев. Лучший способ добиться этого – аксимизировать цену земли.

3. Время уже настало. 2017 год – последний год, когда можно будет провести эту реформу. В лучшем случае следующий шанс будет в 2020-2021 годах, после президентских и парламентских выборов.

Законопроект откроет рынок для физических и юридических лиц, зарегистрированных в Украине, начиная с 1 января 2018 года. Ограничения по концентрации действуют в границах 20 процентов на районном уровне (примерно 20 000 гектаров), 9 процентов на региональном уровне (около 110 000 гектаров) и 1 процента на государственном уровне (приблизительно 400 000 гектаров). Все транзакции будут осуществляться с использованием системы электронных аукционов, чтобы избежать приобретения земли вражески настроенными лицами, которое уже частично происходит. Договоры аренды, которые были подписаны до продажи, будут выполняться и останутся в силе до конца контракта. Минимальная начальная цена будет установлена на уровне нормативной денежной оценки земли, которая, в зависимости от региона, составляет 900-1300 долларов США за гектар. Предполагаемая средняя цена покупки составляет 1500 долларов США за гектар, исходя из текущих сделок на сером рынке.

Вместе с этим законом будет представлен пакет законопроектов, в которых основное внимание будет уделено консолидации полей (антирейдерству), поддержке мелких фермеров и запуску различных финансовых инструментов, общепринятых везде, но новых для Украины. Коммерческие банки также должны быть готовы к рассмотрению нового законопроекта о защите прав кредиторов, который может открыть возможности для более широкого финансирования сектора. Все это поможет избежать хаоса во время процесса либерализации земельного рынка и откроет весь потенциал сектора.

Таким образом, предложенная концепция окажет сильное положительное влияние на страну и даст большой результат. Ожидается, что в первый год после открытия рынка в государственный бюджет поступит 1,5-2,0 млрд. долларов США в результате продажи одного миллиона гектаров государственных земель, которые в настоящее время используются неэффективно. Через два-три года после открытия рынка инвестиции в сельскохозяйственный сектор, как ожидается, возрастут до 10 млрд. долларов США. И со временем должен появиться дополнительный высоколиквидный ипотечный рынок стоимостью 45 млрд долларов, который стабилизирует банковскую систему Украины.

Земельная реформа имеет важнейшее значение для стимулирования экономического роста в Украине. Либеральная реформа приведет к тому, что граждане страны, в конце концов, воспользуются своим конституционным правом на покупку, продажу и использование своей земли; государство получит существенный дополнительный доход; сельскохозяйственные компании и фермеры мобилизуют дополнительные инвестиции для дальнейшего укрепления позиций Украины как “житницы Европы”; а коммерческие банки, в конечном итоге, получат высококачественную форму залога, которая позволит им начать долгосрочное финансирование других секторов экономики. Выиграют все. Но сейчас важно выбрать самую эффективную модель.

Оригинал на Atlantic Council

Перевод: Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO

Share

Статьи по теме







0 Комментариев

Хотите быть первым?

Еще никто не комментировал данный материал.

Написать комментарий

Комментировать

Залишаючи свій коментар, пам'ятайте, що зміст та тональність вашого повідомлення можуть зачіпати почуття реальних людей, що безпосередньо чи опосередковано пов'язані із цією новиною. Виявляйте повагу та толерантність до своїх співрозмовників. Користувачі, які систематично порушують це правило, будуть заблоковані.

Website Protected by Spam Master


Останні новини

Зеленський розглянув петицію про присвоєння звання Героя України (посмертно) Слющенку Олексію Олеговичу

Читать всю статью

Ми у соцмережах




Наші партнёри

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY
Goodnews.ua