Atlantic Council: Земельная реформа: будущее Украины
Двигаясь по пути, определенном МВФ для выделения дальнейшей помощи, Украина встала перед необходимостью проведения земельной реформы, возможно, самой масштабной и важной реформы на сегодняшний день. Однако, концепция земельной реформы, которую предложил премьер-министр Владимир Гройсман, вряд ли получит поддержку как от агросектора, так и от парламента.
Рассчитанная на ограниченную эффективность, она будет иметь весьма незначительное влияние на экономику, и возможность внедрить преобразования вновь будет потрачена впустую. Сейчас законодатели обсуждают гораздо более перспективный вариант, а наберет ли он очки – вопрос открытый.
Ранее в этом месяце Гройсман представил план правительства, который позволяет покупать землю только физическим лицам, и только до 200 га на одного человека. Парламент, скорее всего, отвергнет эту концепцию, поскольку в ней игнорируется тот факт, что аграрный сектор Украины не может стать конкурентоспособным на мировом рынке при землевладении 200 гектар на человека, которые не могут быть использованы в качестве банковского залога. В Украине сельскохозяйственный бизнес неустойчив и пережил множество потрясений; тем не менее, некоторые отечественные компании, достигшие мирового уровня, вышли из этого сектора. Было бы неразумно ставить эти достижения под угрозу, а не опираться на них.
В Украине двадцать четыре миллиона гектаров земли обрабатываются тысячами сельскохозяйственных компаний, каждая из которых арендует 1000 гектаров или более. Большинство из них инвестировали значительный капитал в поддержку местной инфраструктуры, а также новые технологии для улучшения качества земли и стимулирования урожая до рекордных уровней. Эти компании и фермеры, также как и более мелкие сельские хозяйства, видят и огромные риски, и захватывающие возможности, связанные с предлагаемой реформой, в зависимости от ее окончательной концепции. Их голоса должны быть услышаны.
Но в условиях предлагаемых ограничений невозможно привлечь ни дополнительное банковское финансирование, ни прямые иностранные инвестиции. Реформа вряд ли будет поддержана заинтересованностью сельскохозяйственного бизнеса или банковского сектора и окажет лишь небольшое влияние на экономику. Поэтому, несмотря на то, что инициатива Гройсмана является важным и долгожданным шагом в правильном направлении, она должен быть более смелой, чтобы привести к успеху.
Важно иметь в виду один принцип: чем больше ограничений, тем ниже начальная цена, что противоречит идее максимизации стоимости земли для тех, кто был лишен законного права продавать свою землю в течение шестнадцати лет. В системе с чрезмерными ограничениями будут процветать изворотливые операторы, а они всегда блестяще обходили ограничения в юридически слабой среде.
В качестве альтернативы инициативе правительства примерно двадцать пять депутатов в мае 2017 года планируют предложить либеральную модель рынка. Проект закона под названием “Об обороте сельскохозяйственных земель” будет основываться на следующих предположениях:
1. Теневой рынок земли уже существует, но он несправедлив и искажен. Чтобы исправить эти искажения, как можно быстрее должен произойти запуск свободного рынка.
2. Главным приоритетом реформы должны стать интересы семи миллионов землевладельцев. Лучший способ добиться этого – аксимизировать цену земли.
3. Время уже настало. 2017 год – последний год, когда можно будет провести эту реформу. В лучшем случае следующий шанс будет в 2020-2021 годах, после президентских и парламентских выборов.
Законопроект откроет рынок для физических и юридических лиц, зарегистрированных в Украине, начиная с 1 января 2018 года. Ограничения по концентрации действуют в границах 20 процентов на районном уровне (примерно 20 000 гектаров), 9 процентов на региональном уровне (около 110 000 гектаров) и 1 процента на государственном уровне (приблизительно 400 000 гектаров). Все транзакции будут осуществляться с использованием системы электронных аукционов, чтобы избежать приобретения земли вражески настроенными лицами, которое уже частично происходит. Договоры аренды, которые были подписаны до продажи, будут выполняться и останутся в силе до конца контракта. Минимальная начальная цена будет установлена на уровне нормативной денежной оценки земли, которая, в зависимости от региона, составляет 900-1300 долларов США за гектар. Предполагаемая средняя цена покупки составляет 1500 долларов США за гектар, исходя из текущих сделок на сером рынке.
Вместе с этим законом будет представлен пакет законопроектов, в которых основное внимание будет уделено консолидации полей (антирейдерству), поддержке мелких фермеров и запуску различных финансовых инструментов, общепринятых везде, но новых для Украины. Коммерческие банки также должны быть готовы к рассмотрению нового законопроекта о защите прав кредиторов, который может открыть возможности для более широкого финансирования сектора. Все это поможет избежать хаоса во время процесса либерализации земельного рынка и откроет весь потенциал сектора.
Таким образом, предложенная концепция окажет сильное положительное влияние на страну и даст большой результат. Ожидается, что в первый год после открытия рынка в государственный бюджет поступит 1,5-2,0 млрд. долларов США в результате продажи одного миллиона гектаров государственных земель, которые в настоящее время используются неэффективно. Через два-три года после открытия рынка инвестиции в сельскохозяйственный сектор, как ожидается, возрастут до 10 млрд. долларов США. И со временем должен появиться дополнительный высоколиквидный ипотечный рынок стоимостью 45 млрд долларов, который стабилизирует банковскую систему Украины.
Земельная реформа имеет важнейшее значение для стимулирования экономического роста в Украине. Либеральная реформа приведет к тому, что граждане страны, в конце концов, воспользуются своим конституционным правом на покупку, продажу и использование своей земли; государство получит существенный дополнительный доход; сельскохозяйственные компании и фермеры мобилизуют дополнительные инвестиции для дальнейшего укрепления позиций Украины как “житницы Европы”; а коммерческие банки, в конечном итоге, получат высококачественную форму залога, которая позволит им начать долгосрочное финансирование других секторов экономики. Выиграют все. Но сейчас важно выбрать самую эффективную модель.
Оригинал на Atlantic Council
Перевод: Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO
Еще никто не комментировал данный материал.
Написать комментарий