Atlantic Council: Почему МВФ продолжает финансировать Украину?
Директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард прибыла для выступления в Американский институт предпринимательства в Вашингтоне, США, 3 апреля 2017 года.
3 апреля во время своего заседания совет Международного валютного фонда выявил, что правительство Украины выполнило только пять из четырнадцати предусмотренных структурных реформ. Тем не менее, Украина получила транш финансовой поддержки в размере 1 млрд. долл. Было ли решение о предоставлении Украине четвертого транша продиктовано политическими мотивами, и почему МВФ сосредотачивается на требованиях проведения большого количество структурных реформ, когда он должен заниматься макроэкономикой?
Прежде чем ответить на эти вопросы, важно понимать, что МВФ должен делать, а чего не должен.
Ни одна международная организация не имеет таких быстрых процедур и не показывает такую эффективность, как МВФ. Фонд располагает гораздо большим объемом средств, нежели кто-нибудь другой, и его финансовый потенциал возрастает благодаря проблемам. Его эксперты и специалисты более квалифицированы и имеют зарплату куда выше, чем персонал любой другой организации. Его задачи четко очерчены, и, имея строгую иерархию, фонд действует, как армия.
Директор-распорядитель Кристин Лагард или ее первый зам издает приказ, и в течение нескольких дней формируется миссия МВФ. В отчаянных обстоятельствах переговоры и заключение договора могут быть завершены в течение двух недель, и еще через две недели исполнительный совет МВФ уже может принять решение. А на следующий день миллиарды долларов могут быть выплачены без решения какого-либо правительства или парламента.
МВФ может действовать таким образом, поскольку имеет ограниченный мандат, который предполагает поддержку макроэкономической стабильности государства, то есть удержание его от дефолта и сдерживание инфляции. МВФ может предлагать большие и мгновенные выплаты кредитов для укрепления истощенных резервов ЦБ.
11 марта 2015 года совет директоров утвердил четырехлетнюю стабилизационную программу МВФ для Украины в размере 17,5 миллиардов долларов, и решение о выдаче первого транша на сумму 5 миллиардов долларов. Деньги были выплачены на следующий день, благодаря чему крошечные международные валютные резервы Украины удвоились.
Никто, кроме МВФ, не мог сделать ничего подобного. Если бы какое-либо правительство попыталось, оно бы столкнулось с долгой и нудной парламентской процедурой, а Украина тем временем погружалась бы в финансовый кризис все глубже.
Причина, по которой МВФ выделил четвертый транш для Украины, несмотря на то, что украинское правительство выполнило менее половины структурных реформ, ожидаемых МВФ, заключается в том, что Киев выполнил макроэкономические условия – в первую очередь речь идёт о бюджетном балансе. Предполагалось, что дефицит бюджета Украины в 2016 году составит не более 3,7% ВВП, но он остановился на 2,3% ВВП, а это впечатляющее достижение. Инфляция была чуть меньше, чем ожидалось, хотя внешний дефицит был несколько больше, в жестких внешних условиях обменный курс стабилизировался.
Таким образом, вопрос – накладывает ли МВФ слишком много структурных условий – обоснован. Это было главной претензией к программам МВФ в Индонезии и Южной Кореи во время Азиатского финансового кризиса в 1997-98 годах. Однако МВФ не может игнорировать мнение гражданского общества Украины и международной общественности, которые призывают к принятию серьезных мер по борьбе с коррупцией и выступают за установление социальной справедливости в стране. Формальное обоснование МВФ заключается в том, что структурные реформы необходимы для достижения макроэкономических целей.
В течении последнего периода двумя наиболее важными структурными условиями были следующие: национализация Приватбанка и обязательная подача деклараций о доходах 100 000 высшими чиновниками. Оба были выполнены, а те условия, которые остались невыполненными, были гораздо менее значимыми.
Для получения следующего пакета Украина должна выполнить не менее шестнадцати условий, но в этом списке есть два наиболее важных – это принятие Верховной Радой закона о пенсионной реформе к концу апреля, и закона о продаже земель сельхозназначения к концу мая. Если эти два условия будут выполнены, возможно, МВФ одобрит пятый взнос к июню.
Но полезно ли для Украины сотрудничество с МВФ? Бесспорно, да. Главным образом благодаря кредитам МВФ на 8,8 млрд. долл., выделенным в течение последних двух лет, международные валютные резервы Украины выросли с 5 млрд. долл. до 16,7 млрд. долл., что позволило стабилизировать обменный курс и удержать инфляцию, предоставив Украине реальную возможность, наконец, начать рост.
Оригинал на Atlantic Council
Перевод: Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO
Еще никто не комментировал данный материал.
Написать комментарий