Legatus

Налога на выведенный капитал не будет, а налоги повысят

Ноябрь 08
07:03 2018

Бюджетный процесс изменил направление. Депутаты отложили на неопределенный срок налог на выведенный капитал и одобрили повышение отдельных налогов для пополнения бюджета-2019.

Все это произошло на заседании парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики.

Как «отматывали» идею с ННВК

Законопроект о налоге на выведенный капитал стал политической ловушкой для президента. Именно он внес его в парламент как призванный стимулировать бизнес инвестировать в свое развитие, и именно категорически против этого налога в предложенной президентом модели выступили Всемирный банк и МВФ.

Руководители Минфина Александр Данилюк и Оксана Маркарова не согласовывали эту идею с точки зрения ее влияния на бюджет. В первые годы после введения ПНВК финплан мог терять 40-80 млрд грн, а четкого видения компенсаторов не было. Однако с января 2019 налог на выведенный капитал все равно должен был заработать.

«Я не собираюсь отказываться от внедрения ННВК», — заявил президент Петр Порошенко на встрече с бизнесом. Несмотря на твердую позицию главы государства, шансов на введение этого налога с каждым днем становилось все меньше.

В публичной плоскости в последнее время активизировалось обсуждение двух вариантов введения ННВК: для всех компаний и для их части с авансовой его уплатой.

Предложение Минфина — введение ННВК для малого и среднего бизнеса с годовым объемом дохода до 200 млн грн и использования компенсатора в виде условной уплаты авансом ННВК в размере 50% от суммы налоговых обязательств по налогу на прибыль за 2018 только для этой группы плательщиков.

Плательщиками налога на прибыль останутся около 4500 компаний с годовым объемом дохода более 200 млн грн. По словам и. о. министра финансов Оксаны Маркаровой, «эта модель обсуждалась с МВФ и после тяжелых переговоров была согласована как возможная».

Предложение рабочей группы при комитете и идеологов ННВК из бизнес- и экспертной среды — налог должны платить все компании. Минфин рассчитает поступления от налога на прибыль и ННВК. Разницу покроют авансовые взносы плательщиков налога, которые должны рассчитываться как 0,5% от общей стоимости основных фондов, но не менее суммы уплаченного ННВК в прошлом отчетном периоде вместе с авансовым взносом за такой период.

Аванс будет определяться от стоимости основных фондов, но его размер не должен быть меньше 50% задекларированной суммы налога на прибыль за 2018.

Унифицировать все модели в один законопроект, провести его через парламент и пересчитать бюджет-2019 на основе новой налоговой базы за две недели, оставшиеся до принятия бюджета, было бы невозможно. Заседание комитета расставило все точки над «и».

Маркарова заявила, что в случае введения ННВК без изменений бюджет может потерять 46,7 млрд грн. Ее союзницей в этом вопросе присутствовала на заседании комитета представитель Всемирного банка в Украине Сату Кахконен.

По ее словам, в Грузии, Эстонии и Латвии, где ввели ННВК, в первые годы поступления от него резко упали. Доходы от налога на прибыль в Эстонии составляли около 2% ВВП, а после его замещения ННВК сократились более чем наполовину.

Отдельно посчитали потери представители местной власти.

«Потери доходов местных бюджетов составят 6,5 млрд грн или 9,5% от общего объема поступлений в местные бюджеты. Причина — отмена налога на прибыль предприятий и финансовых учреждений коммунальной собственности, который зачисляется в местные бюджеты, и 10% налога на прибыль, поступающих в областные бюджеты », — отмечают в Ассоциации городов Украины.

К тому же, принятие местных бюджетов оказывается в зоне риска, ведь их придется перечислить на новой налоговой базе и обновить цифры трансфертов.

«Мы очень обеспокоены тем, что предложение ввести этот налог приходится на время, когда Украина может потерять серьезную часть поступлений. Налог на прибыль — это около 2,5% ВВП. После его замещения ННВК бюджетные потери могут достичь 1,5% ВВП. Это если закон будет введен в первоначальной редакции. Без дополнительных мер и компенсаторов введение этого налога может существенно дестабилизировать систему государственных финансов », — сказала Кахконен.

На заседании комитета обсуждались два варианта дальнейших действий: рекомендовать принять проект в первом чтении с изменениями, предложенными Минфином, и подождать законопроект, согласованный с МВФ. В конце концов, комитет пошел наименее перспективным для ННВК путем: отложил вопрос на неопределенное время.

Политические соратницы президента Нина Южанина и представитель президента в парламенте Ирина Луценко протестовали против идеи отложить ННВК в долгий ящик. Южанина констатировала, что давняя идея не реализована и это неправильно.

Впрочем, фиаско ННВК на заседании комитета уберегло президента от громкого провала его законопроекта в сессионном зале, а бюджет — от значительных потерь и необходимости сокращать расходы в год двойных выборов. Отказ депутатов вводить ННВК успокоит МВФ и снизит градус дискуссий по бюджету-2019.

Какие налоги изменятся

После принятия законопроекта о госбюджете-2019 в первом чтении активизировался еще один процесс: поиск Минфином источников его наполнения.

Ведомство традиционно представляет консервативный бюджет с мыслью о том, что проект сметы нужно будет корректировать по требованию депутатов. Как правило — расширять расходы. Обычно Минфин держит для этого запасной ресурс.

Представленный в сентябре проект бюджета — консервативный, одобренный МВФ. В его доходной части есть фискальные риски, поэтому для расширения расходов нужны дополнительные доходы. Минфин видит их в повышении отдельных налоговых ставок. 5 ноября в парламенте появился правительственный законопроект с такими нормами.

Первая — повышение с 1 января 2019 ставки экологического налога за выбросы двуокиси углерода стационарными источниками с 0,41 грн/т до 10 грн/т, поэтапное повышение ставки до 30 грн/т в 2023 году (ежегодное повышение на 5 грн/т) .

Вторая — увеличение ставки рентной платы за пользование недрами для добычи нефти и конденсата на 2 процентных пункта, для железной руды — на 0,8 процентного пункта.

Третья — увеличение ставки рентной платы за специальное использование лесных ресурсов на 50%.

Четвертая — нулевая ставка акцизного налога на этиловый спирт, который используется для производства пищевого уксуса, парфюмерной и косметической продукции и продукции технического назначения.

Пятая — увеличение с 1 июля 2019 ставок акцизов на табачные изделия на 9%. Это решение принималось сложно. Налоговый кодекс предусматривает ежегодное повышение акцизов на табачные изделия на 20%, а Минфин предлагает повысить ставки на 29%, то есть наложить индексацию на запланированное кодексом повышение.

Представители отрасли выступали против, однако им пришлось выбрать меньшее зло.

На заседании правительства 31 ноября Минфин реанимировал идею номинирования акцизных ставок в евро и подготовил соответствующий законопроект. После этого с отраслью «поговорили» еще раз, в результате чего «Укртютюн» согласился на дополнительную индексацию, а Минфин «забыл» об идее акцизов в евро.

Шестая — ставка земельного налога для лесных земель снижается до 0,1% от их нормативной денежной оценки. Сейчас она не превышает 0,3%. Эту инициативу раскритиковала Ассоциация городов Украины. «Это ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в установлении налоговых ставок и устанавливает преференции для отдельных субъектов хозяйствования», — утверждает АГУ.

Седьмая — ГФС не придется согласовывать с Минфином решения о предоставлении налоговых рассрочек на 1 млн грн и больше. ГФС сможет принимать эти решения сама.

Восьмая — почтовые операторы и экспресс-перевозчики становятся налоговыми агентами: они будут платить в бюджет НДС с международных посылок.

Девятая — усиливается контроль за оборотом горючего. Устанавливаются временные рамки (с 1 мая по 1 июня 2019) для обязательной регистрации акцизных складов в системе электронного администрирования реализации горючего.

Все оформленные в 30 июня 2019 накладные должны появиться до 1 июля в электронном реестре накладных. Для накладных, принятых в июле, допускается продление срока регистрации. Вводятся штрафы за незарегистрированные акцизные склады: за первое нарушение — 1 млн грн, за повторное — 2 млн грн.

Все эти изменения позволят Минфину продолжить политический диалог с депутатами при подготовке проекта бюджета ко второму чтению. По подсчетам ведомства, поправки принесут сводному бюджету дополнительные 6,3 млн грн. В перспективе на эту же сумму можно ожидать увеличения расходов в проекте сметы на 2020 год.

По информации источников издания, ввиду необходимости как можно быстрее получить транш МВФ, принять финплан-2019 планируют 22 ноября.

Tags
Share

Статьи по теме







0 Комментариев

Хотите быть первым?

Еще никто не комментировал данный материал.

Написать комментарий

Комментировать

Залишаючи свій коментар, пам'ятайте, що зміст та тональність вашого повідомлення можуть зачіпати почуття реальних людей, що безпосередньо чи опосередковано пов'язані із цією новиною. Виявляйте повагу та толерантність до своїх співрозмовників. Користувачі, які систематично порушують це правило, будуть заблоковані.

Website Protected by Spam Master


Останні новини

Зеленський: Тримаємо позиції сильними, щоб були всі можливості для правильної дипломатії

Читать всю статью

Ми у соцмережах




Наші партнёри

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY
enfrdeitplptruestruk