Goodnews.ua


Чем хороша «Весна на Заречной улице» и почему сегодня ее герои все больше вызывают симпатию

Май 13
07:12 2021

Мелодрама «Весна на Заречной улице» вышла на экраны 65 лет назад и сразу же завоевала звание одного из самых популярных отечественных фильмов. В прокате СССР картину посмотрели более 30 млн зрителей. История любви строгой учительницы и самонадеянного ученика вечерней школы может показаться современным зрителям надуманной и нарочито правильной. Однако, если внимательнее присмотреться к поведению героев фильма, можно заметить, что эта кинолента стоит особняком среди других подобных картин.

Мы в AdMe.ru решили порассуждать, в чем прелесть «Весны на Заречной улице» и почему это едва ли не единственный советский фильм, в котором показаны здоровые отношения.

Татьяна Сергеевна — Снежная королева или девушка с достоинством?

Юная учительница русского языка и литературы Татьяна Сергеевна Левченко приезжает в город, где расположен крупный металлургический комбинат. В отделе образования она получает направление в вечернюю школу, где учатся молодые работники завода. Опоздав на автобус, Татьяна Сергеевна садится в машину к проезжающему мимо сталевару Юре. Девушка ведет себя холодно, отстраненно, не улыбается и не болтает, а лишь сухо отвечает на вопросы водителя.

Вскоре Юра берет еще одного пассажира — работника комбината, ударника труда Александра Савченко. Увидев симпатичную девушку, он не упускает шанса за ней приударить. Татьяна Сергеевна резко пресекает намеки попутчика и даже просит остановить машину. Скромная, неприступная красавица, она приехала в чужой город не для того, чтобы крутить шашни. Девушка преследует куда более высокую цель: привить своим ученикам любовь к литературе, дать им представления о прекрасном.

В этот же день Николай, уважаемый инженер и друг детства Татьяны, приводит ее на небольшие посиделки в честь мартеновского «Нового года». Представляя девушку товарищам, он называет ее Татьяной и тут же поправляет себя: Татьяна Сергеевна. Это побуждает окружающих относиться к девушке с уважением и сохранять в общении с ней некую дистанцию. Саша Савченко не сводит с очаровательной учительницы взгляд и старается всячески завязать с ней общение, но Татьяна словно не замечает его попыток.

Может показаться, что Татьяна Сергеевна ведет себя заносчиво и высокомерно. Когда Саша вежливо стучится к ней комнату, чтобы пригласить к столу, та не ведет и ухом. Не царское это дело — с работягами общаться? Вовсе нет. На самом деле Татьяна Сергеевна поступает абсолютно правильно. Ее ученики уже давно не дети, и если она с самого начала станет для них подружкой, своей в доску, то воспринимать ее как педагога они больше не смогут. Девушка намеренно не вступает в этот диалог, чтобы выстроить с учениками уважительные отношения.

Когда Татьяна Сергеевна попадает в школу, ученики, многие из которых старше ее по возрасту, устраивают ей проверку на прочность. Учительница на провокации не поддается, на вопросы отвечает строго и беспристрастно. Когда, заметно опоздав, в класс вваливается Савченко с крошечным букетом в руках, Татьяна Сергеевна публично его отшивает: «Сейчас не урок ботаники, и поздравлять меня не с чем. Попрошу вас больше не опаздывать». Казалось бы, почему нельзя принять цветы и сказать спасибо? Поступи Татьяна так, она навсегда потеряла бы авторитет в глазах учеников и дала бы им негласное разрешение на то, что они могут опаздывать и задабривать ее подачками.

Татьяна Сергеевна твердо и с достоинством защищает свои границы. Она не дает Саше сорвать урок, когда тот пытается ерничать, и выгоняет его из класса, когда парень кривляется у доски. Будучи совсем юной, девушка не дает продавить себя, не бежит жаловаться директору, не заигрывает с учениками, пытаясь им понравиться. Саша, как и все остальные в классе, понимает, что перед ним необыкновенный человек, педагог с большой буквы, уважение которого нужно заслужить.

Саша Савченко — донжуан и повеса или человек с большим потенциалом?

То, что некая приезжая дамочка публично дает Саше от ворот поворот, лишь еще больше раззадоривает его. Он симпатичный парень, душа компании, толковый работник и передовик производства. Девушки на него так и вешаются, а тут какая-то учительница строит из себя недотрогу. Несмотря на все попытки Савченко обратить на себя внимание, Татьяна Сергеевна продолжает сохранять дистанцию: он ученик, она учительница, и ничего между ними быть не может.

К моменту знакомства с Левченко у Саши уже есть подруга, Зина. Зина совсем не такая, как Татьяна. Ее не интересуют тонкие материи. Все ее интересы сводятся к обсуждению сплетен и танцулькам с потенциальными ухажерами. В то время как Татьяна Сергеевна самозабвенно слушает второй концерт Рахманинова, Зина с матерью думают, как бы отвадить Савченко от симпатичной учительницы. Татьяна убеждена, что Саше необходимо учиться, а Зина уговаривает его бросить школу. И тем не менее Зину искренне жаль: она видит, что с появлением Левченко в Саше что-то изменилось, но ничего не может с этим поделать.

Саша и сам не сразу понял, что с ним происходит. Он не может разделить высокоинтеллектуальных увлечений Татьяны Сергеевны, не знает, кто такой Блок, и не ощущает того, что испытывает девушка, когда слушает классическую музыку. Однако единожды соприкоснувшись с прекрасным, он чувствует что-то важное: в его душе загорается искра. Савченко словно прозревает. Он еще не дорос до уровня Левченко, но уже не может тратить свою жизнь на бессмысленные развлечения, бегание за юбками и пустое общение с прохиндеем Юрой.

Когда разгоряченный Саша заявляется к Татьяне Сергеевне, чтобы признаться в любви и расставить все точки над «i», та отказывает ему в разговоре. И это еще один блестящий пример защиты границ. Татьяна дает понять, что продолжать разговор она будет, только когда собеседник придет в себя. Таким образом она не опускается до уровня житейских разборок, а побуждает ухажера подняться над собой, стать лучше. В глубине души девушка знает, что у юноши большой потенциал.

Татьяна Сергеевна не могла сказать Савченко «да», даже если он был ей глубоко симпатичен. Ведь Саша пришел в класс, за дверью которого толпились ученики. А школа, по мнению Левченко, не место для любовных перипетий.

Есть ли будущее у пары Савченко — Левченко?

Отказ уязвляет самолюбие юноши. Саша бросает школу, но все же не перестает думать о Татьяне. Он пытается вернуться в привычную компанию Юры и Зины, но чувствует себя среди них неуютно. Александр уже видел другую жизнь, общался с умными, культурными людьми, и этот опыт оставил в его сердце неизгладимый след.

Видя душевные терзания Савченко, Татьяна Сергеевна произносит речь: «Недавно я видела человека, который умеет работать так, что приятно смотреть на его работу. Мне казалось, что у него есть ум, душа, характер. И мне стыдно за него. Стыдно, что он стоит и слушает пошлости…» Эти слова поражают Сашу, и он принимает решение поставить точку в отношениях с бывшими приятелями, вернуться в школу. Он мог бы пойти по скользкой дорожке и стать таким же пройдохой, как Юра. Но сила любви, свет знаний пробуждают его душу и помогают сделать другой, правильный выбор.

«Весна на Заречной улице» заканчивается многоточием. Режиссер фильма словно дает надежду зрителю, что впереди Александра и Татьяну ждет длинная, светлая история — на их улицу наконец пришла весна. Эти намеки далеко не беспочвенны. Уже в другой картине — сатирической комедии под названием «Легкая жизнь» — есть эпизод, когда преподаватель пединститута обращается к Тане Левченко, но девушка отвечает: «А я не Левченко, я теперь Савченко». Становится ясно, что Татьяна Сергеевна и Саша все-таки поженились.

Чем «Весна на Заречной улице» отличается от других советских мелодрам?

Герои «Весны на Заречной улице» заметно отличаются от персонажей других советских картин. Они не играют в игры и не манипулируют друг другом, как это делают Тося и Илья в «Девчатах». Татьяна Сергеевна не старается приуменьшить свой авторитет перед понравившимся ей мужчиной, как поступает Катерина в попытках удержать Гошу в фильме «Москва слезам не верит». Когда Саша Савченко понимает, что не дотягивает до уровня возлюбленной, он, в отличие от Новосельцева из «Служебного романа», не стремится побольнее уколоть ее и поставить в неловкое положение, а продолжает относиться к ней с трепетом и уважением.

Главные герои фильма «Весна на Заречной улице» — цельные личности с глубоким чувством собственного достоинства. И пусть Татьяна и Александр являются представителями разных культурных слоев, у их пары определенно есть будущее, ведь в их отношениях царит взаимное уважение.

А как вы считаете, правильно ли вела себя Татьяна Сергеевна с учеником Савченко? Верите ли вы в их историю любви?

Статьи по теме







0 Комментариев

Хотите быть первым?

Еще никто не комментировал данный материал.

Написать комментарий

Комментировать

Залишаючи свій коментар, пам'ятайте, що зміст та тональність вашого повідомлення можуть зачіпати почуття реальних людей, що безпосередньо чи опосередковано пов'язані із цією новиною. Виявляйте повагу та толерантність до своїх співрозмовників. Користувачі, які систематично порушують це правило, будуть заблоковані.

Website Protected by Spam Master


Останні новини

У «Резерв+» повернули відстрочки для студентів, аспірантів і докторантів

Читать всю статью

Ми у соцмережах




Наші партнёри

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY
Goodnews.ua