14 устаревших школьных установок, от которых отказываются все больше родителей для блага своих детей
Кому-то нравилось учиться в школе, а кто-то с нетерпением ждал последнего звонка. Так или иначе, почти на каждого из нас школа наложила свой отпечаток, сформировав отношение к определенным вещам. Его же мы транслируем и собственным детям. Однако порой стоит задуматься: а насколько правильны эти установки?
AdMe.ru изучил мнение современных экспертов касательно некоторых школьных правил и свежим взглядом посмотрел на то, от чего пора избавиться, чтобы процесс обучения не стал для ребенка сущим кошмаром и не повлиял отрицательно на его дальнейшую жизнь.
Учитель всегда прав
Нет! Он может ошибаться. И, разумеется, может чего-то не знать. Так, школьники порой намного лучше разбираются в современных технологиях и гаджетах, используемых при обучении, чем их учителя. К тому же учителя порой намеренно допускают ошибки, чтобы повысить внимание учеников и пробудить их инициативу.
С учителем нельзя спорить
Раз учитель всегда прав, то спорить с ним нельзя, так как он «лучше знает», а ты пока еще лишь учишься.
Но ведь речь идет не о ругани или кидании канцелярскими принадлежностями друг в друга. Скорее, тут про то, что в спорах рождается истина. И если ученик придумал что-то новое или выходящее за привычные рамки и может это доказать, то почему бы не организовать аргументированную дискуссию. Заодно и soft skills прокачать можно.
Двоечник — значит, глупый
Навешивание ярлыков из-за оценок давно уже кажется прошлым веком, однако мы все равно еще не можем окончательно избавиться от этих стереотипов. Например, Уинстон Черчилль и мультимиллионер Ричард Брэнсон плохо учились в школе, но вряд ли у кого-то язык повернется назвать их глупыми.
Низкие оценки ученик может получать из-за того, что он:
Ни один из вышеперечисленных пунктов не говорит о реальных знаниях ребенка.
Оценки на первом месте
Мы часто спрашиваем у детей, какие оценки они получили в школе или как закончили четверть / год. Таким образом, сами того не подозревая, приучаем их к тому, что важны прежде всего оценки, а не полученные знания.
Так, бывший старший вице-президент Google по работе с персоналом Ласло Бок считает, что оценки — худший критерий для найма. Они не только становятся самоцелью, что противоречит смыслу обучения в школе, но и повышают тревожность, а также учат мыслить шаблонно. Ведь, чтобы получить хорошую отметку, надо все сделать строго по определенным правилам.
Чтобы начать менять эту установку, достаточно приучить себя спрашивать ребенка: «Что нового ты сегодня узнал в школе? Что было интересно и полезно?»
Правильное оформление работы важнее самой работы
А вот еще кое-что о правилах. Наверняка каждый хоть раз сталкивался с тем, что оценку снизили за помарки, одну пропущенную строку вместо двух или за то, что работа была выполнена черной, а не синей ручкой.
На знаниях это вряд ли отразится, а вот желание экспериментировать или творчески подходить к решению задачи может отбить.
Школьная форма — это святое (и она обязательна)
«Белый верх, темный низ» — эта фраза наверняка уже оскомину набила. Да, с одной стороны, определенный дресс-код все-таки дисциплинирует и создает ощущение общности, а также некоторой официальности. С другой — исследования показывают, что непосредственной связи между успешным усвоением новых знаний и ношением школьной формы нет. Более того, порой ученики, наоборот, чувствуют себя комфортнее в привычной для них одежде. И, к счастью, некоторые школы это понимают и постепенно отменяют обязательное ношение формы.
Есть обязательные предметы и не очень
«Математике и русскому языку уделяй больше внимания, а на изо и музыку можно потратить оставшееся время». Приходилось ли вам слышать нечто подобное от родителей? А может, даже вы сами говорили нечто подобное своему ребенку. Однако сегодня, когда креатив и нестандартный подход к задачам востребованы практически везде, возможно, именно такие вот дополнительные предметы могут сыграть решающую роль в развитии творческих способностей у ребенка. И не стоит ими пренебрегать.
Ошибки — это плохо
Как бы странно это ни звучало, но ошибки — это на самом деле хорошо! Благодаря им видно, что идет процесс обучения. Но в школе и дома, к сожалению, учеников часто наказывают за ошибки, и дети учатся их избегать. А потом, вырастая, мы очень боимся что-то сделать не так и приучаемся к тому, что порой вообще лучше ничего не делать, нежели сделать не так.
Школа — это работа
В идеале школа должна не только дать знания, но и «влюбить» в сам процесс обучения, а также в какой-нибудь предмет, чтобы помочь определиться ребенку с выбором жизненного пути. Взрослые же часто сравнивают учебное заведение с местом работы. Однако не стоит забывать, что это разные вещи с разными целями и условиями. В школу ребенок ходит, чтобы чему-то научиться. На работу же нанимают специалиста, который уже умеет выполнять определенные задачи. Да и за нее платят, в конце концов.
Учить может только учитель
Как выглядит стандартный урок? В класс приходит учитель, что-то рассказывает, дает ученикам задания, потом проверяет работу, вызывает к доске. Скучно, страшно, не всегда понятно.
Однако если посмотреть на этот процесс с другой стороны и предоставить школьникам возможность самим обучать друг друга, то может получиться вполне неплохо. У учеников повысится мотивация, они станут более ответственно подходить к выполнению задания, и им будет гораздо интереснее.
Конечно, в таком виде на учителя ложится дополнительная нагрузка, как правильно организовать работу в группах. Но результат того стоит.
Все свое ношу с собой
Тяжеленные портфели с кучей учебников по каждому предмету, набитые пеналы — это обычные школьные реалии, несмотря на то что все вокруг говорят о техническом прогрессе. Требование о том, чтобы у каждого ученика был свой комплект принадлежностей, выглядит очень уж старомодным, но почему-то до сих пор оно актуально.
А ведь если подойти к этому вопросу иначе и предложить, например, брать один учебник на двоих, то в качестве бонуса еще и навыки общения среди учеников можно развивать. К слову сказать, по мнению некоторых исследователей, эти навыки сегодня гораздо важнее, чем академические знания.
Есть только один правильный способ учиться
В школах учат по одной и той же школьной программе, с одинаковой скоростью, почти не делая никаких исключений. Но люди учатся по-разному, и это нормально. Кто-то быстрее изучает материал, кто-то медленнее. Кому-то проще усваивать на слух, а кому-то — читая текст и рассматривая картинки и схемы. И это не говоря уже о кривых обучения, которые школа и вовсе не учитывает.
Обучение — это творческий и индивидуальный процесс. И, к счастью, благодаря современным технологиям его можно сделать простым и приятным, подобрав для каждого ученика свой график.
Образование — это статус
Школьное и вузовское образование приобрело формальный характер, став символом некоего статуса. Безусловно, раньше окончание учебных заведений давало какие-то привилегии и почти могло гарантировать наличие определенных знаний и умений у человека. Но с течением времени школа и институт все больше превращаются в то, что требуется лишь «для галочки».
Поэтому сейчас гораздо важнее не то, какую школу или вуз вы окончили (и окончили ли вообще), а то, как вы можете применить полученные навыки на практике. Именно умение использовать их в разных сферах жизни принесет желаемый результат.
Так, например, Рэй Брэдбери вырос в бедной семье и не смог поступить в колледж. Однако в течение 10 лет он трижды в неделю посещал библиотеку и впоследствии называл себя человеком, окончившим библиотеку вместо колледжа.
Школа необходима
Наверняка многие родители до сих пор считают, что школа нужна всем и каждый ребенок просто обязан через нее пройти. Но в мире появляется все больше альтернативных систем (например, домашнее обучение или онлайн-образование), которые помогают детям получать новые знания. При этом нередко результаты превосходят типично школьные, а некоторых проблем, например травли одноклассников, удается избежать.
А от каких школьных установок посоветовали бы избавиться вы?
Внимание: в декабре 2021 года мы исправили фактические неточности в этой статье.