Удар «бляхой»: что случилось с украинским авторынком после прихода дешевых иномарок
Рынок новых автомобилей сбавляет и без того скромные темпы. Количество первых регистраций в июне 2018 года сократилось на 5% как по сравнению с прошлым месяцем, так и с июнем 2017 года.
Всего за шесть месяцев было продано 39 492 автомобиля, что на 6,8% больше, чем за первое полугодие 2017 г.
Но вопрос не в том, сколько именно автомобилей купили украинцы, а в динамике. В 2018 году уже четыре месяца показали отрицательные значения по сравнению с прошлогодними объемами и два минуса по сравнению с продажами предыдущего месяца. Для сравнения, в прошлом году в минусе по сравнению с тем же месяцем 2016 года (на незначительные 0,7%) был только март. Все остальное время объемы продаж новых автомобилей росли, опережая темпы 2016 г.
Глядя на статистику, становится очевидным, что продажи замедляются. Хотя даже после подъема в 2016 и 2017 годах рынок и близко не восстановился и почти в три раза уступает объемам 2012 года.
Еще в начале года у экспертов были неплохие прогнозы по объемам продаж новых автомобилей, но ситуация их откорректировала. Гендиректор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко еще в феврале полагал, что удастся выйти на 100 тыс. продаж, а теперь констатирует: не получится.
«Если меняются вводные, меняется и ситуация, — говорит он. — Если бы все оставалось по-прежнему, было бы 100 тыс. Но появились две причины. Первая — бездеятельность по отношению к «евробляхам». На первичный рынок они напрямую не влияют, но влияют на вторичный. Любой человек, который хочет купить себе новый автомобиль, сначала хочет продать старый. Люди готовы продать машину более старую и купить менее старую. Но из-за «евроблях» произошло торможение, вызванное разговорами нардепов о том, что будут что-то решать, об амнистии. Понятно, что никакой амнистии не будет. Но человек, который хочет продать свой старый автомобиль, не может этого сделать, поскольку нет спроса. Потенциальные покупатели думают, что, может, лучше взять «бляху», а ее потом амнистируют. Это вызвало ступор вторичного рынка, который повлиял и на первичный. Вторая причина — анонсированные и принятые в первом чтении изменения в законодательстве об акцизах. Никто не знает, примут ли их окончательно. Но если вам говорят, что товар, который вы хотите купить, по слухам, с какого-то момента подешевеет, вы откладываете покупку. Все это не работает на развитие рынка«.
Тем не менее потребность в автомобилях есть, а раз их не покупают сейчас, значит отложенный спрос формируется и рынок просто становится на паузу. Как долго музыка будет молчать — вопрос, на который есть три варианта ответа.
«Нардепы могут принять решение о том, что потери для бюджета невозможны, поэтому налоги остаются прежними, — объясняет Олег Назаренко. — Второй вариант — вносят радикальные изменения. Насколько мне известно, он рассматривается. Евробляхо-бизнесмены, которые заинтересованы в том, чтобы продолжать временный ввоз и чтобы посредники платили им, а не в бюджет, могут сорвать законопроект радикальными поправками и сделать ставки мизерными. Тогда законопроект ветируют. После этого люди поймут, что изменений нет и нечего ждать, и продажи снова пойдут. Еще один вариант — изменения принимают, налоги падают, все понимают, что дальше подарков ждать не стоит, радуются принятому и снова начинают покупать автомобили«.
От того, насколько быстро парламент примет решение, будет зависеть и как скоро продажи снова начнут расти. А вот темпы привязаны к самому решению: снизят налоги — будут выше, не снизят — скромнее.
Что покупают?
По данным Укравтопрома, в течение первых шести месяцев 2018 года практически бессменным лидером продаж в сегменте новых автомобилей была Toyota. Единственное исключение — февраль 2018 года, когда первое место у японской компании отвоевал Volkswagen. Краткосрочное лидерство этой марке обеспечил «дизельгейт», и первые три месяца этого года автомобиль Volkswagen Golf был самым покупаемым в Украине.
В марте Golf уступил пальму первенства Renault Duster. В мае на первое место вышло еще одно дитя «дизельгейта» — Audi A3. В июне симпатии украинцев были отданы корейцу KIA Sportage.
На каких условиях взять кредит?
Автокредитование постепенно вставало с колен в 2017 году и продолжило в 2018-м, однако до бума далеко. Если в середине 2000-х около 40% новых автомобилей покупали в кредит, то сейчас можно говорить приблизительно о 20%. Но мало того что количество кредитных покупок за десять лет стало в два раза меньше, масштабы рынка раньше были несколько иными, чем сейчас.
В НБУ констатируют, что в Украине растут доходы в основном за счет зарплаты, поэтому население становится более привлекательным заемщиком для банков. Но там также отмечают, что портфель валовых автокредитов в I квартале этого года увеличили только 15 банков.
Количество банков, которые увеличили кредитование физлицам
Данные: НБУ
По данным обзора кредитных программ liga.net, средняя ставка по автокредитам во II квартале этого года снижалась. Она опустилась на 0,5% и сейчас составляет 14%. По партнерским программам с дистрибьюторами ставки могут быть даже 0,01%.
Но если говорить о стандартных банковских программах, то, например, при покупке новой иномарки из топ-списка продаж стоимостью от 500 тыс. грн, стоит приготовиться внести аванс от 10% и рассчитывать максимум на семь лет. Логика расчетов проста: чем больше аванс и короче срок договора, тем ниже будет ставка — от 10% до 15%. Бюджетный «китаец» за 350 тыс. грн может обойтись дешевле — до 10%.
А как у них?
Мировой автомобильный рынок за первое полугодие 2018 г. вырос на 3,5%. Всего за это время в мире было продано больше 48 млн автомобилей.
В июне выросли продажи в Китае (на 4%), Америке (на 5,4%), Евросоюзе (на 5,8%). В частности, увеличили продажи французы (на 9,2%), испанцы (на 8%), немцы (на 4,2%). В Укравтопроме отмечают, что новые страны-члены ЕС в первом полугодии 2018 г. на 11,4% увеличили объемы рынка.
newsone.ua
Еще никто не комментировал данный материал.
Написать комментарий