Goodnews.ua


УАЗы, о которых вы никогда не слышали

Январь 12
08:31 2022

Для УАЗа ушедший 2021 год был богат на события: в прошлом году завод отпраздновал 80-летний юбилей, состоялся дебют марки на американском рынке, запущены продажи электрического Hunter в Европе. Также стало известно о закрытии проекта «русского Prado» и возможной продаже сборочной площадки в Ульяновске. Но одна традиция марки осталась неизменной — практически каждый месяц УАЗ рассказывал в соцсетях о своих малоизвестных автомобилях, среди которых амфибия, локомобиль, редкие модификации «Головастиков» и многое другое. Мы выбрали дюжину самых интересных из них.

Кросс-купе, когда это еще не было мейнстримом

Малоизвестный факт: УАЗ работал над созданием купеобразного внедорожника, или как сейчас его принято называть, кросс-купе, задолго до того, как такой автомобиль стал массовым явлением. В 1977 году был построен опытный образец УАЗ-469Б, который разработали в НАМИ по заданию Автоэкспорта. У внедорожника были сильно наклоненные задние стойки и покатая крыша, оригинальная оптика, дворники, расположенные снизу лобового стекла, а также приборная панель нового дизайна. Предполагалось, что такие УАЗы будут выпускать небольшими партиями и продавать на зарубежных рынках, однако средства на выпуск таких машин не выделили, и дальше постройки единственного прототипа дело не пошло.

«Головастик» и колхозница

Сам по себе «Головастик», он же УАЗ-330, был весьма распространенной моделью в СССР, однако именно этот грузовичок в красном цвете выбрали для рекламы УАЗов за рубежом. Фотографию машины в яблоневом саду во время сборки урожая окрестили «»Головастик» и колхозница» и поместили на обложку журнала Avtoexport Informations в 1966 году. Журнал издавался на русском, немецком, английском и французском языках и был основан для продвижения советской автомобильной и мототехники в других странах.

«Головастик» с кроватью

У УАЗ-39095 была малоизвестная модификация с удлиненной кабиной — такая версия выпускалась в период с 1996 по 2002 год и предназначалась для дальнобойщиков. У автомобиля была 34-сантиметровая вставка между дверями и задней стенкой, что позволяло установить за сиденьями полку длиной почти 1,8 метра и шириной 51 сантиметр, которую можно было использовать в качестве спального места. Для личных вещей и постельных принадлежностей имелись два багажных отделения по 120 литров каждое, также был предусмотрен вентиляционный люк и улучшенная шумоизоляция. Бортовой грузовичок оснащался 2,9-литровым бензиновым мотором, механической коробкой передач и полным приводом с двухступенчатой раздаткой.

Амфибия «Ягуар»

С конца 70-х годов и вплоть до начала 90-х УАЗ выпускал амфибию под названием «Ягуар» — это один из наиболее известных проектов компании, хотя и разрабатывался в строгой секретности. Тираж «Ягуара» составил всего 14 штук, причем все они имели статус прототипа. Автомобиль, способный передвигаться не только по суше, но и по воде, разработали по заказу Минобороны, и он предназначался для подразделений морской пехоты. В движение плавающую машину приводил двигатель УМЗ-414, который сочетался с четырехступенчатой механикой и полным приводом.

Парковый автопоезд «Босоножка»

Тягач на базе модели УАЗ-452Д можно было встретить в советских парках в начале 70-х годов прошлого века. Сборкой прогулочных составов занимался Краснодарский механический завод нестандартного оборудования. В народе парковый автопоезд прозвали «Босоножкой» — она состояла из тягача и одного либо двух вагонов с пестрым мягким верхом. У вагончиков имелись несквозные окошки, выполненные на манер иллюминаторов, которые были оснащены подсветкой и предназначались для размещения рекламы. Всего было выпущено около двух десятков таких автопоездов, и до наших дней не сохранился ни один из них.

«Глазастый» дизайн

Многие критикуют УАЗ за консервативный дизайн, который не меняется десятилетиями, однако еще в 90-х Ульяновский завод был куда смелее и экспериментировал со стилем. Например, в конце прошлого столетия в моду вошли «глазастые» автомобили с четырьмя фарами. УАЗ решил не отставать от трендов и примерил такой дизайн на «Буханку». До серии дело не дошло, однако «четырехглазый» прототип до сих пор входит в экспозицию заводского музея.

Штаб на колесах

В 1956 году по заказу Автомобильного управления Вооруженных Сил СССР был разработан опытный прототип мобильного штаба на базе УАЗ-540Б. Такая «Буханка» призвана была не привлекать внимание, а потому внешне не отличалась от стандартной модели. Зато в салоне были установлены сейф для хранения секретных документов, столики и настольные лампы, часы и дополнительные автономные отопители. Однако оказалось, что фургон слишком тесный для штаба на колесах, так что работы по проекту свернули.

Итальянские каникулы УАЗа

В Италии УАЗ присутствует с семидесятых годов прошлого века: поставки внедорожников УАЗ-469 организовали местные братья-предприниматели Витторио, Луиджи и Филиппо Марторелли. Советские автомобили модернизировали, устанавливая на них европейские моторы, и активно рекламировали. До 90-х годов в Италию поставили около 13 тысяч автомобилей Ульяновского завода, после чего экспорт сошел на нет. На снимке запечатлены «Буханки», которым нашлось необычное применение — уже почти 40 лет их используют в качестве туристических автобусов, доставляя путешественников на вулканы Везувий и Этна.

Пожарный УАЗ из Германии

Этот ярко-красный УАЗ-469 был обнаружен в гараже клуба любителей пожарной техники в немецком городе Йохангеоргенштадт. Внедорожник оснащен проблесковыми маячками, громкоговорителем и специальной трубой, предназначенной для забора воды из пожарного гидранта. По одной из версий, за основу взяли командно-штабную машину (КШМ) Р-125БР «Белозор-1» — такой автомобиль использовался частями армии ГДР, что объясняет его нахождение в Германии. После расформирования войск в 1991 году УАЗ-469 оказался в пожарной части Йохангеоргенштадта, где был модернизирован и приспособлен для борьбы с пожарами.

«Патриот» на рельсах

У УАЗа было несколько попыток поставить машину на рельсы, например, еще в 60-х годах продемонстрировали «Буханку»-дрезину. Один из последних таких проектов показали в 2021 году в рамках Международного железнодорожного салона: локомобиль получил название Patrion Rail, он спроектирован для передвижения по рельсам железных дорог с колей 1,52 метра и способен перевозить до пяти человек и до 500 килограммов груза или оборудования. Такую машину можно использовать в качестве дефектоскопического или радарного комплекса, а также как передвижную лабораторию контактной сети. Управление приводом комбинированного железнодорожного хода осуществляется с пульта, установленного между передними креслами.

Экспериментальный электромобиль

В середине 70-х годов УАЗ разрабатывал собственный автомобиль на электротяге: имеются фотографии неизвестного прототипа от 1974 года, а также более поздние снимки электрической «Буханки» УАЗ-451МИ. Зарядное устройство на такой «Буханке» было смонтировано на самом автомобиле, что позволяло заряжать его от городской электросети, а на подзарядку до 70 процентов уходило всего около часа. Внешне такую «Буханку» можно было отличить от обычной по заглушке в цвет кузова на месте радиаторной решетки и надписи «Электро». Электрокар был двухпедальным, а приборная панель была выполнена как у троллейбусов, с квадратными вольтметрами и амперметрами.

Самый первый УАЗ

Последний, но не по значению — опытный образец УАЗ-300, который считается самым первым автомобилем собственной разработки УАЗа. Пилотный экземпляр построили к 7 ноября 1949 года, второй собрали к другой праздничной дате — 1 мая 1950 года. Оба они были оснащены 50-сильными моторами от «Победы», односкатными задними колесами и могли перевозить до 1 тонны груза.

Share

Статьи по теме

Останні новини

На Полтавщині внаслідок атаки дрона горів промисловий об’єкт

Читать всю статью

Ми у соцмережах




Наші партнёри

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY
Goodnews.ua