«Создали «кормушку» для одной фирмы»: как происходит растаможивание «блях»
Счетчик включен: уже через месяц владельцы «евроблях» лишатся скидок на растаможивание своих авто, а в конце мая их начнут штрафовать. Более того, таможенники грозят конфискациями. Поэтому к терминалам стоят огромные очереди. А активисты жалуются на многочисленные поборы, которые сопровождают процесс растаможивания.
«КРАПКА» выяснила, что же происходит с «евробляхами» и почему их владельцы готовят новые протесты.
Шутки закончатся в мае
По словам налоговиков, растаможивание иномарок продвигается рекордными темпами. Так, 22 января в Украине было растаможено более 2700 автомобилей с еврономерами. За них владельцы заплатили 170,5 млн грн. В целом с 25 ноября 2018 по 22 января 2019 года было оформлено почти 44 тыс. автомобилей с еврономерами. От их владельцев в бюджет поступило почти 2,8 млрд грн.
Львиная доля «блях», которые прошли легализацию, находилась в Украине с нарушением таможенного законодательства. Поэтому их владельцы также заплатили штрафы. «За них владельцы добровольно заплатили 312 млн грн (8500 за каждое авто). Это освободило их от административной ответственности за несоблюдение требований таможенных режимов при ввозе транспортного средства с иностранной регистрацией, сроки и условия ввоза которого не соблюдены», – сообщают в пресс-службе ГФС.
Напомним, что льготный период применения ставки акцизного налога (коэффициент 0,5) для растаможивания «блях» заканчивается 22 февраля 2019 года. После этого владельцы таких автомобилей будут платить акцизный налог по полной ставке.
С 23 февраля начнет действовать 25%-ная льгота на растаможивание. А уже в конце мая за еврономера начнут штрафовать.
«Законодатель предусмотрел более суровое наказание для тех владельцев транспортных средств с иностранной регистрацией, которые вовремя не позаботились об их таможенном оформлении до 24 мая 2019 года», – заявили в Главном управлении ГФС в Донецкой области.
Санкции будут касаться как владельцев «блях», так и тех, кто ими управляет.
«Обращаем внимание на то, что законодательством устанавливается наказание не только для тех лиц, которые ввезли автомобили на еврономерах на территорию Украины, но и для тех, кто ими управляет. К тому же с конца мая текущего года штрафные санкции, которые будут применяться, возрастут до 170 тыс. грн, а в отдельных случаях предусматривается возможность применения конфискации таких авто», – говорят в ГФС.
«Бляхеры»
Активисты, выступающие от имени владельцев «блях», утверждают, что растаможивание таких авто саботируют чиновники и госслужащие.
«В этих оптимистичных отчетах ГФС говорится преимущественно о свежезагнанных, не слишком старых автомобилях. Их действительно растаможивают быстро и дешево. Со всеми другими – проблема. Сегодня закон №8487 саботируется и брокерами, и таможенниками, и службами, имеющими к этому отношение. Сегодня тысячи авто стоят и ждут, словно какого-то небесного блага, что чиновники позволят снизить цену на автомобиль. Обычно растаможивания по нижней ставке не происходит. Все оценивают авто по средней ставке, даже не сбрасывая 20%, не считая его по «брутто». Нет ни одного ускоренного оформления. Также таможенники не принимают официальные документы на авто, а прогоняют его через программу АСАУР (автоматизированная система анализа и управления рисками), которая считает эти машины «рисковыми» и увеличивает стоимость их растаможивания», – отметил один из руководителей «Авто Евро Сила», Олег Ярошевич.
В АЕС заявили, что с 1 февраля будут проводить акции, чтобы добиться снижения стоимости растаможивания.
«Создали «кормушку» для одной фирмы»
По оценкам экспертов, растаможить свои авто на льготных условиях большинство «евробляхеров» не успеет. А значительной части это будет просто невыгодно, и они будут продавать свои машины или оставлять их в гаражах.
«Сейчас на таможнях огромные очереди. Только в Закарпатье ежедневно растаможивают по 200 автомобилей, но, исходя из их количества в Украине, думаю, успеют растаможить примерно 20–30%», – сказал «КРАПКЕ» руководитель закарпатского отделения ОО «Доступное авто» Павел Билецкий.
Он также поведал о неожиданных проблемах, с которыми столкнулись владельцы авто с европейской регистрацией.
«Самая большая проблема – не очереди, а с сертификаты соответствия. Люди за рубежом снимают автомобиль с регистрации, приезжают на таможенный терминал, а так называемые специалисты, которые выдают сертификаты, настолько наглеют, что за документ, который стоит 2300 грн, берут 4–6 тыс. грн. Хотя с самого начала нам обещали, что мы будем платить только за растаможивание.
Я, например, когда растаможивал свой автомобиль, в Словакии прошел контроль оригинальности. Заплатил за документ 120 евро. Принес его сюда, а мне говорят, что он недействителен, надо платить заново. То есть на этом сделали искусственную «кормушку», благодаря которой зарабатывает одна фирма в Украине», – пояснил Павел Билецкий.
По его словам, указание Нины Южаниной ориентироваться при оценке стоимости автомобилей б/у не на каталог «Шваке», а на цены, указанные в документах о покупке, немного снизило величину налогов. Однако срабатывает это не всегда.
«Это как лотерея. Люди подают по своей купчей, а потом ждут, что решит центральный орган. Потому что на месте таможня дает адекватные оценки, но от них зависит не все», – добавил Павел Билецкий.
Однако растаможивать автомобили собираются не все. По приблизительным оценкам, около 20–30% владельцев «блях» собираются их продать, уже продали или планируют держать их в гаражах как автомобили-доноры. Причина в том, что такие машины стоят меньше, чем сумма налогов, которую за них пришлось бы заплатить. Это характерно для машин 1997–2001 годов выпуска, и особенно для «дизелей». Причина в том, что для старых авто налог начисляется по более высокому коэффициенту, а если двигатель дизельный, то базовая ставка акцизного налога составит 75 евро (для авто с бензиновым двигателем – 50 евро). Из-за этого многие просто бросают свои машины.
«Я недавно возвращался из Словакии и видел, как местные жители разбирают оставленные на стихийных стоянках автомобили, снимают зеркала», – заметил Павел Билецкий.
Еще никто не комментировал данный материал.
Написать комментарий