Почему МВД не трогает “евробляхеров”
С воскресенья, 25 ноября, полностью или частично заблокированы 11 пунктов пропуска на западной границе Украины. Наиболее острая ситуация сложилась на границе с Польшей. Блокаду движения по дорогам, ведущим к пунктам пропуска, организовали так называемые “евробляхеры” — владельцы автомобилей с иностранной регистрацией, пишет ukrrudprom.com.
Акция евробляхеров создала множество трудностей обычному транспорту. Перед таможенными переходами по обе стороны границы собрались очереди из автомобилей и автобусов. В частности, на много часов застряли на польской стороне границы три автобуса с украинскими детьми в возрасте от 7 до 15 лет — воспитанниками львовского клуба “Талисман” и одесского клуба “Лилия”, возвращавшимися с фестиваля бальных танцев в Кракове. Среди пассажиров автобусов было также несколько беременных женщин.
“Когда банда Януковича избила студентов — мы дали достойный отпор. Когда гопники на нерастаможенных машинах блокируют пункты пересечения границы и издеваются над детьми — им можно, потому что “жизнь трудна”? Где полиция? Почему эти люди, которые нарушают украинское законодательство, еще не привлечены к ответственности? Подготовлю депутатские запросы”, — прокомментировала ситуацию первый вице-спикер Верховной Рады Ирина Геращенко.
Участники акции называют ее протестом против двух новых законов, регламентирующих легализацию автомобилей с европейской регистрацией, ввезенных с нарушением таможенного и налогового законодательства. Эти законы были приняты парламентом 8 ноября, подписаны президентом 23 ноября, на следующий день опубликованы в “Голосе Украины” и 25 ноября вступили в силу. У “евробляхеров” было полмесяца, чтобы разобраться в нововведениях и выяснить, как изменится работа таможни. Для тех, кто поленился это сделать, с разъяснениями выступила Государственная фискальная служба: “Граждане Украины имеют право временно ввозить транспортное средство, зарегистрированное за пределами Украины, сроком до одного года и при условии уплаты всех необходимых таможенных платежей. При этом таможенные платежи не возвращаются. Граждане-резиденты имеют право перемещать транспортное средство, зарегистрированное за пределами Украины, в режиме транзита при условии уплаты денежного залога в размере таможенных платежей, подлежащих уплате при ввозе таких автомобилей на таможенную территорию Украины с целью свободного обращения”.
Но оказалось, что евробляхеры подготовились к вступлению в силу законов по-другому: они заранее спланировали организовать блокаду дорог у западной границы. Акция началась утром 25 ноября одновременно в целом ряде пропускных пунктов по одному сценарию. Участники заявили, что акция бессрочна — она продлится до тех пор, пока не будут отменены новые нормы. Вечером 25 ноября началось блокирование самих пунктов пропуска. Так, у въезда на пункт пропуска “Краковец” “евробляхеры” зажгли шины и установили палатки. Потушить горящие шины попытались пожарные службы, но участники акции заблокировали их машины и заставили их уехать.
Странно отреагировало МВД. Его официальная позиция заключается в том, что “многочисленные очереди” на государственной границе образовались “в связи с нечеткими новыми таможенными процедурами”, а автовладельцы (в смысле “евробляхеры”) “стали заложниками временно неурегулированной законодательно ситуации”. То есть виноваты, по версии МВД, не “евробляхеры”, а законодатели. “В местах проведения акций работает полиция диалога. Правоохранители будут предоставлять участникам акции всю необходимую сервисную помощь”, — подчеркнуло МВД. Тем самым оно дало ответ на вопрос Ирины Геращенко “Где полиция?”: полиция прямо там, на месте событий, ведет с “евробляхерами” диалог.
Тут необходимо уточнить, кто же устроил эту акцию. До сих пор протестами евробляхеров руководила общественная организация “Авто Евро Сила”. В частности, 20 ноября она провела всеукраинскую “акцию неповиновения” “евробляхеров” против двух вышеупомянутых законов. Однако к акции, начавшейся 25 ноября, “Авто Евро Сила” не имеет прямого отношения. Она только обещает подать “коллективный иск о незаконности внедрения законов и неконституционности”, а “всем, кто стоит на границе”, предлагает подавать собственные иски или присоединиться к коллективному иску.
Блокирование пунктов пропуска на западной границе устроили местные группировки. Например, на Закарпатье руководство “акцией неповиновения” взяла на себя общественная организация “Доста-Закарпаття”, которая объединяет борцов “за все хорошее и против всего плохого”. Активисты этой организации, выходя на блокирование дорог, выступают не только против новых правил растаможивания “евроблях”, но и с требованиями снижения цен на горючее и тарифов на отопление, установления “человеческих цен” на дрова и т. п.
Лидер “Доста-Закарпаття” Павел Павлов хвастается “дружбой и сотрудничеством против сегодняшнего режима” с десятником “Национального Корпуса Закарпатья” Владиславом Пугинским. Который, в свою очередь, хвастается активным участием в блокировании пункта пропуска “Малый Березный” (с кострами из шин и прочей атрибутикой протеста).
Организация “Национальный Корпус Закарпатья” — это областная ячейка партии “Национальный корпус”, лидер которой, народный депутат Андрей Билецкий, руководит также организацией “Национальные дружины”. Связь всей этой системы — “Нацкорпуса” и “Нацдружин” — с руководством МВД известна давно. Однако в поддержке акций “евробляхеров” МВД раньше не было замечено, Авакова обвиняли только в пассивности, которую объясняли боязнью вляпаться в политический конфликт.
Но вот теперь МВД не побоялось признаться в том, что полиция не против “евробляхеров”. Это может свидетельствовать о двух вещах. Во-первых, Аваков предполагает, что “евробляхеры” вынудят власть пойти на уступки, и хочет ассоциироваться с победившей, а не с проигравшей стороной (то есть с “евробляхерами”, а не с властью). Во-вторых, эти акции нужны, чтобы усилить подконтрольные МВД организации и повысить их популярность, а тем самым — увеличить собственный политический вес. Этот свой политический ресурс он, вполне возможно, будет использовать регулярно. При желании повод всегда найдется, и не обязательно связанный с евробляхерами.
Еще никто не комментировал данный материал.
Написать комментарий