Goodnews.ua


Концессия автомагистралей: придется ли украинцам платить за езду по дорогам

Март 23
20:00 2021

Строительство и ремонт автомобильных дорог стали визиткой нынешней украинской власти. Только за прошлый год Государственное агентство автомобильных дорог Украины («Укравтодор») в рамках программы «Большая стройка» отремонтировало более 4 тысяч километров путей. По словам президента Украины Владимира Зеленского, в этом году этот показатель будет еще более впечатляющим — 6500 километров, передаёт УНИАН.

Построены и отремонтированы дороги за средства госбюджета, международных финансовых организаций все же остаются исключительно государственными проектами, которые в условиях коронакризиса является тяжелым бременем для государственной казны. Попыткой власти финансово «разгрузиться» стало принятие в октябре прошлого года первой программы государственно-частного партнерства в дорожной отрасли.

Эта программа предусматривает передачу в концессию до 2023 года 6 пилотных участков дорог общей протяженностью 1400 километров.

В частности, речь идет об участках таких автодорог Харьков — Днепр — Запорожье, Борисполь — Полтава, Херсон — Николаев, Киев — Житомир — Ровно, Ягодин — Ковель — Луцк, а также Днепр — Кривой Рог — Николаев. Первые конкурсы по этим дорогам, как сообщили в Министерстве инфраструктуры, пройдут до конца текущего года.

По словам министра инфраструктуры Владислава Криклия, выбор участков объясняется их важности для большого количества украинский.

«Первые 6 пилотов отбирались таким образом, чтобы достичь максимального экономического эффекта от вложенных средств, и чтобы как можно больше украинский почувствовали улучшение дорожной инфраструктуры. Ведь эти автодороги соединяют 10 областей Украины, где проживает более 12 млн жителей», — сказал он.

В марте «Укравтодор» сделал первый шаг к старту процесса: 11 мар агентство и украинская компания «Автомагистраль-Юг» подписали меморандум по подготовке предложения о проведении концессии в рамках проекта строительства и эксплуатации автодороги по маршруту Краковец — Броды — Ровно (за исключением участка Северного обхода. Львов).

По словам главы «Укравтодора» Александра Кубракова, подписание меморандума позволит уже в ближайшее время объявить открытый конкурс по отбору частного инвестора для этого маршрута.

Инвестиции, комфорт и безопасность

Переход концессионной политики государства, которая была запущена в прошлом году в морских портах, на украинские дороги, кроме снижения давления на государственную казну, также предполагает ряд других плюсов.

По словам премьер-министра Дениса Шмыгаля, концессия автомобильных дорог позволит привлечь инвестиции и улучшить качество самих дорог.

«Использование механизма государственно-частного партнерства позволит активнее привлекать инвестиции в развитие качественной дорожной сети в Украине… Строительство дорожных путей с привлечением частного инвестора позволит не только создавать новые рабочие места и способствовать экономическому развитию, это позволит сделать дороги комфортными и безопасными для Украинской в долгосрочной перспективе», — заявил Шмыгаль.

Криклий подчеркнул, что концессия дорог также даст Украине возможность привлечь миллиарды долларов инвестиций.

«В среднесрочной перспективе мы сможем привлечь более 9000000000 долларов частных инвестиций для восстановления и обслуживания более 4,5 тысяч километров дорог государственного значения», — сообщил министр.

В частности, по данным Мининфраструктуры, только реализация 6 пилотных проектов позволит привлечь почти 2 миллиарда долларов начальных инвестиций.

В течение 2023-2030 годов Украина планирует передать в концессию не менее 15 других участков автодорог.

По словам Криклия, все проекты предусматривают дальнейшее содержание дороги инвестором в течение следующих 20-25 лет.

«А это дополнительные инвестиции, в разы превышают первоначальные», — подчеркнул министр.

Разделяют оптимизм властей в экспертной среде.

Директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк отметил, что введение такого формата сотрудничества государства и бизнеса доказало свою эффективность в других странах.

«Во всем мире это один из самых распространенных инструментов привлечения именно долгосрочных инвестиций в инфраструктуру… В общем «Укравтодору» нужно работать над привлечением внебюджетного финансирования в дорожные проекты, и концессия в этом случае является одним из самых интересных инструментов», — сообщил он.

По его словам, важно и то, что международные финансовые организации, такие как Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация, принимали активное участие в разработке указанной программы государственно-частного партнерства в дорожной сфере, является своеобразным индикатором качества подготовленного плана концессий.

Бесплатные — для водителей, платные — для налогоплательщиков

Экономический эффект запуска концессионных проектов на дорогах, безусловно, является важным как для власти, так и для общества, однако главный вопрос для Украинских — будут такие дороги бесплатными для проезда?

Министр инфраструктуры Криклий отвечает на этот вопрос категорично: Украинский не придется платить за дороги.

«Эти дороги не будут платными для граждан. За инфраструктуру платить государство, но в рассрочку в течение 20-30 лет. Если дорога не будет удерживаться в соответствии с установленными стандартами, платеж инвестору со стороны государства уменьшается на соответствующий размер штрафов, определяется договором», — заявил он.

Пресс-служба «Укравтодора» сообщила, что инвестор также будет иметь другие источники дохода с концессионных дорог.

«На первом этапе планируется передать инвесторам 6 пилотных участков дорог общей протяженностью 1400 километров. На этих участках инвестор не имеет права взимать плату за проезд, зато он будет зарабатывать на придорожной инфраструктуре (гостиницы, рестораны, СТО, магазины и т.д.) и availability payments (плата за доступность) из Государственного дорожного фонда», — сообщили в «Укравтодоре».

В «Укравтодоре» отметили, что все дороги президентской программы «Большая стройка» будут бесплатными для Украинской, а плата за проезд возможна только при условии строительства совершенно новой дороги концессионером, которых пока в Украине не существует.

Агентство при этом отметило, что строительство в будущем концессионных платных дорог обязательно будет предусматривать наличие бесплатной альтернативы.

Эксперт по вопросам транспорта и инфраструктуры Роман Хмель скептически оценивает планы властей по модели финансирования первых 6 пилотных проектов и считает, что содержание таких дорог в любом случае будет переведено на плечи налогоплательщиков.

«По сути, это краткосрочное кредитование. А через два года, когда машинопотока не будет, концессионер придет к государству, чтобы ему компенсировали то, что он не смог получить, собирая плату за проезд. Но проблема в том, что концессионер заложит туда риски, инфляцию и т.д., и это будет стоить нам на 30-50 процентов дороже, чем если бы мы построили эти дороги за деньги Дорожного фонда», — сообщил он.

Перспектива платных дорог

Дискуссия по форматов оплаты концессионных дорог все же не отменяет перспективность такой модели сотрудничества государства и бизнеса.

Эксперт Волк считает, что правительство должно работать над разработкой проектов платных концессионных дорог в Украине.

«Украине нужно работать над развитием платных дорог в том числе. При этом должны быть сохранены нормы законодательства, которые касаются наличия альтернативной бесплатной дороги», — сказал он.

По его мнению, это касается объездных дорог, скоростных автомагистралей, где автомобилисты часто стоят в пробках и тратят немало средств на бензин и теряют во времени.

«Должна быть альтернатива — либо ты платишь и едешь по платной дороге, но ты экономишь время, топливо и можешь прогнозировать время перевозки, или ты едешь бесплатной дорогой», — сказал он.

Эксперт Хмель, в свою очередь, соглашается, что концессия может быть успешной, но негативный пример стран Европы во введении концессионных платных дорог может быть показательным для Украины.

«Я пессимист в плане концессии дорог в Украине. Во многих странах мира такой опыт есть успешный, а есть много примеров европейских стран, в которых такая модель работы не пошло. У нас количество машин на дорогах в 3-5 раз ниже, чем в Европе. А стоимость строительства одного километра дорог такая же. Соответственно, для того, чтобы дороги в Украине окупались сбором платы за проезд, цена за проезд километра должна быть в пять раз выше, чем в Европе. Зарплаты в Украине известно какие ─ в 10 раз ниже. Поэтому нет платежеспособного спроса, а машинопоток в разы ниже, чем там», — сказал Хмель.

Также эксперт отметил, что требование существования альтернативной бесплатной дороги может быть преградой для инвесторов.

«В странах, где законодательство как у нас, концессии не работают. Концессия хорошо работает там, где кусок дороги является монопольным», — подчеркнул Хмель.

В этом году нас ожидают первые конкурсы в дорожной сфере, от успешности которых зависит будущее концессионных планов властей в транспортной сфере.

Обещанный властями бесплатный проезд, миллиардные инвестиции и поддержка международных финансовых организаций делают этот проект одним из самых перспективных инфраструктурных проектов ближайших лет, однако еще остаются вопросы относительно заинтересованности инвесторов по нашим дорогам. Как и о том, насколько большим бременем будет сотрудничество с концессионерами для Дорожного фонда, а значит и для налогоплательщиков.

В любом случае концессия — это то, что Украина имеет попробовать в ближайшее время, учитывая грандиозные планы по ремонту автодорог.

Share

Статьи по теме







0 Комментариев

Хотите быть первым?

Еще никто не комментировал данный материал.

Написать комментарий

Комментировать

Залишаючи свій коментар, пам'ятайте, що зміст та тональність вашого повідомлення можуть зачіпати почуття реальних людей, що безпосередньо чи опосередковано пов'язані із цією новиною. Виявляйте повагу та толерантність до своїх співрозмовників. Користувачі, які систематично порушують це правило, будуть заблоковані.

Website Protected by Spam Master


Останні новини

Чисора назвал боксера, который победит Усика

Читать всю статью

Ми у соцмережах




Наші партнёри

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY
Goodnews.ua