Когда взимание платы за парковку является незаконным
27 сентября в Украине вступил в силу Закон 2262-VIII, призванный реформировать сферу парковки транспортных средств. Согласно ему, за нарушения правил стоянки водителям грозит денежный штраф, пишет Автоцентр. Но, знаете ли вы, что в украинских нормативных актах отсутствует такое понятие, как «парковка»?
О том, что активно используемого в Украине термина «парковка» нет нигде в украинских законах, рассказал известный отечественный юрист Вадим Леонидович Володарский в своей статье. Поняв и осознав этот факт, невозможно не задаться вопросом, так на чем же базируются все юридические обоснования правил этой самой парковки, а также взимания платы за нее?
Как указывает Володарский, украинские законодатели странно и совсем «не с той стороны» подошли к вопросу изменений правил парковки. Ведь, прежде, чем говорить о них, стоило бы сначала: как минимум ввести понятие «парковка» в ПДД и Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП), а как максимум – прописать эти изменения и во всех остальных подзаконных актах, регулирующих поведение как водителей, так и предприятий, наделенных правом организовывать и эксплуатировать парковочные площадки. Иначе взимать плату за то, чего юридически нет, абсолютно незаконно.
Как известно, в п.1.10 ПДД об остановке транспортного средства говорится, что:
стоянка – припинення руху транспортного засобу на час до 5 хвилин або більше, якщо це необхідно для посадки (висадки) пасажирів чи завантаження (розвантаження) вантажу, виконання вимог цих Правил (надання переваги в русі, виконання вимог регулювальника, сигналів світлофора тощо).
Правила, регулирующие такую стоянку, описаны здесь же, в разделе 15.
Но вот что удивительно – при желании найти понятие «парковка» в ПДД, КУоАП, или в Законе «Про дорожній рух» вы потерпите неудачу. Его там нет, и остается большой загадкой, когда и кем это слово было введено в обиход в Украине.
Вероятно, пришло оно к нам из английского языка, и все бы ничего, но украинские законодатели напрочь забыли его ввести в юридическую плоскость. А теперь, непонятно от чего отталкиваясь, придумывают правила парковки, упустив тот момент, что нужно сначала легализовать этот термин.
Закономерно встает вопрос: так как же водитель может руководствоваться правилами парковки, знать свои права и соблюдать обязанности, если ему никто первоначально не объяснил, что власти подразумевают под словом «парковка»?
Еще более любопытно то, что в Налоговом Кодексе Украины (НКУ) уже давно существует такое понятие, как «парковочный сбор». О нем упоминается в ст.268-1 Налогового кодекса Украины (НКУ), и здесь он назван «сбором за места для парковки транспортных средств». Вот только касается он явно не простых водителей и владельцев транспорта.
Читаем п. 268-1.1.1, где четко прописано, кто является плательщиками такого «сбора за места парковки ТС»: «платниками збору є юридичні особи, їх філії (відділення, представництва), фізичні особи – підприємці, які згідно з рішенням сільської, селищної, міської ради або ради об’єднаних територіальних громад, що створені згідно із законом та перспективним планом формування територій громад, організовують та провадять діяльність із забезпечення паркування транспортних засобів на майданчиках для платного паркування та спеціально відведених автостоянках.
Скажите, вы видите в этом определении хоть слово о простых гражданах – водителях и владельцах транспортных средств? Речь здесь идет исключительно о субъектах предпринимательства, да и ставки этого сбора прописаны под них.
Согласно п. 268-1.3.1 НКУ ставки «сбора за места парковки ТС» устанавливаются за каждый день осуществления деятельности по предоставлению услуг парковки, и рассчитываются за 1 м2 площади земельного участка, а не в расчете на одно парко-место.
Исходя из этого, получается, что сегодня по существующим нормативным актам водители транспортных средств не могут являться плательщиками сбора за парковку. Так на основании чего его планируют взимать? И не получается ли, что водителей умышленно дезинформируют про наличие норм законов, обязующих владельцев ТС (а не предпринимателей, владеющих стоянкой) оплачивать парковку?
Можно еще понять тот случай, когда между предпринимателем и гражданином Украины происходят отношения, регулируемые Законом Украины «О защите прав потребителей». Предположим, организация любой формы собственности стала владельцем/арендатором земельного участка, где построила крытый паркинг или обустроила этот участок таким образом, что владельцы ТС хотят у нее оставлять свои машины. Эти условия явно лучше, чем бросать автомобиль под открытым небом – здесь машине тепло и сухо, к тому же ей обеспечивают охрану. При этом, самое главное – водителя никто не принуждает платить, и у него есть право выбора.
Однако, совсем иначе звучат угрозы законодателей обязать владельцев ТС платить за парковку на никак не оборудованном месте обычной городской улицы. Здесь мало того, что водителю не оказываются никакие дополнительные услуги, так его еще и принуждают платить, не оставляя иных вариантов.
В итоге, по мнению В.Л. Володарского, ситуация с платной парковкой, которая существует в сегодняшнем украинском законодательстве, является крайне шаткой, и юридически не обеспеченной.
В процессе наделения контролирующих структур правом взимать штрафы за неправильную парковку, и попытке обязать водителей подчиняться неким правилам, нарушается сразу несколько нормативных актов – минимум Закон «Про захист прав споживачів», Закон «Про автомобільні дороги» и Налоговый Кодекс Украины. А максимум, подобное законотворчество входит в противоречие с 19-ой статьей Конституции, которая гласит, что «Правовий порядок в Україні ґрунтується на засадах, відповідно до яких ніхто не може бути примушений робити те, що не передбачено законодавством».
Как результат – все это может лечь в основу судебных дел, в процессе которых любой водитель сумеет оспорить штрафы, налагаемые на него за нарушения правил парковки.
Еще никто не комментировал данный материал.
Написать комментарий