Goodnews.ua


Каким был первый украинский автомобиль

Ноябрь 29
10:00 2018

Мало кто представляет себе, как давно это было – но первый украинский автомобиль был создан 88 лет назад. А вот в том, что он был грузовиком, не было ничего удивительного, пишет auto-fan.com.ua.

Вопрос автомобилизации официально стоял на повестке дня в стране, где все еще господствовал гужевой транспорт. Правительственный орган Укртремасс – Украинский государственный трест массового производства металлопродукции – в конце 1929 года поставил перед автосборочным заводом задачу: наладить производство грузовика тяжелого класса.

Был выбран сегмент грузоподъемностью 4 тонны – таких машин в стране не производили и не планировали проводить, массовые горьковские ГАЗ-АА (Ford-AA) поднимали 1,5 тонны, московские АМО и Зисы (Autocar) – до 3 т, ярославские Я-3 и Я-4 – 3,0 – 3,5 т.

Это кажется невероятным, но харьковская промышленность в 1930 г. могла построить автомобиль на 100 % из деталей собственного производства

Сконструировать автомобиль самостоятельно в то время заводские конструкторы не могли. Но как было принято в те годы, заводчане взяли готовый проект – 4-тонный грузовик Lancia Pentajota. Итальянская техника в тот период отличалась простотой и доступностью. Производство аналога Pentajota также не требовало каких-то высоких технологий.

На 100 % наш

Однако, в отличие от других советских автозаводов того периода (ЯАЗ, ГАЗ, АМО), использовали готовые узлы и агрегаты иностранного производства, харьковчане все сделали сами. Все до единой детали были сделаны или на данном Харьковском автосборочном заводе или на ближайших предприятиях-смежниках. Даже такая непростая технологическая операция как литье, была освоена в полной мере – в Харькове сами делали такие непростые отливки, чугунный блок цилиндров двигателя и алюминиевые корпуса навесного оборудования. Валы и шестерни проходили необходимую термическую обработку для повышения прочности и твердости поверхности – это тоже немалые даже по нынешним временам технологии.

Прототип харьковского грузовики «Украина» Lancia Pentajota 1924 г. был простым и непритязательным. Снаружи «итальянец» был старомоднее «украинца»

Внешне харьковская машина также была оригинальной – также в отличие от других советских автозаводов, которые копировали не только конструкцию, но и дизайн. Стилистика вполне соответствовала веяниям конца 1920-х – начала 1930-х годов, а радиатор гордо украшало слово стало наименованием автомобиля – «Украина», причем именно на украинском языке.

Первый экземпляр выпустили в самом начале 1931 года, второй – только в ноябре. Дело в том, что в производственной программе завода были и другие изделия, например, мотоциклы, а масштабы производства были весьма скромными и требовали серьезных инвестиций.

Конструкция «Украины»

Каким был первый украинский грузовик «Украина»? По техническим характеристикам он вполне соответствовал своего европейского прототипа. Харьковчане сделали для своего детища рядный 6-цилиндровый двигатель, который работал на бензине и выдавал 70 л. с. при 2200 об./мин. Машина развивала солидную по тем временам скорость в 50-55 км/ч.

Читайте также: Каким был первый ЛуАЗ — история секретного автомобиля

Интересно, что первый украинский грузовик не был громоздким, его габариты были такими: длина 7000 мм (без кузова), ширина 1900 мм, высота 1800 при колесной базе 4700 мм и колеи 1700 мм. Это в целом соответствует размерам широко известного сегодня пятитонного ЗИЛ-130.

Эксперты из тяжелой техники отмечают революционную для того времени особенность: харьковский тяжеловоз мог перевозке груза больше (4000 кг), чем весил сам (3750 кг).

К сожалению, первый украинский автомобиль «Украина» так и остался уникальным – его серийное производство не было налажено. Предпринимательская вольница периода Нэпа была свернута, СССР «становился на рельсы индустриализации». Экономике нужна массовая техника, для производства которой истроились гигантские предприятия. Конкурировать с ними скромный харьковский завод никак не мог, денег на освоение производства правительство не выделило. Два построенных экземпляра по имеющейся информации верой и правдой служили народному хозяйству в Харькове на протяжении многих лет.

Share

Статьи по теме







0 Комментариев

Хотите быть первым?

Еще никто не комментировал данный материал.

Написать комментарий

Комментировать

Залишаючи свій коментар, пам'ятайте, що зміст та тональність вашого повідомлення можуть зачіпати почуття реальних людей, що безпосередньо чи опосередковано пов'язані із цією новиною. Виявляйте повагу та толерантність до своїх співрозмовників. Користувачі, які систематично порушують це правило, будуть заблоковані.

Website Protected by Spam Master


Останні новини

Легенда итальянского футбола женился на бывшей телеведущей после девяти лет отношений

Читать всю статью

Ми у соцмережах




Наші партнёри

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY
Goodnews.ua