Каким был первый украинский автомобиль
Мало кто представляет себе, как давно это было – но первый украинский автомобиль был создан 88 лет назад. А вот в том, что он был грузовиком, не было ничего удивительного, пишет auto-fan.com.ua.
Вопрос автомобилизации официально стоял на повестке дня в стране, где все еще господствовал гужевой транспорт. Правительственный орган Укртремасс – Украинский государственный трест массового производства металлопродукции – в конце 1929 года поставил перед автосборочным заводом задачу: наладить производство грузовика тяжелого класса.
Был выбран сегмент грузоподъемностью 4 тонны – таких машин в стране не производили и не планировали проводить, массовые горьковские ГАЗ-АА (Ford-AA) поднимали 1,5 тонны, московские АМО и Зисы (Autocar) – до 3 т, ярославские Я-3 и Я-4 – 3,0 – 3,5 т.
Это кажется невероятным, но харьковская промышленность в 1930 г. могла построить автомобиль на 100 % из деталей собственного производства
Сконструировать автомобиль самостоятельно в то время заводские конструкторы не могли. Но как было принято в те годы, заводчане взяли готовый проект – 4-тонный грузовик Lancia Pentajota. Итальянская техника в тот период отличалась простотой и доступностью. Производство аналога Pentajota также не требовало каких-то высоких технологий.
На 100 % наш
Однако, в отличие от других советских автозаводов того периода (ЯАЗ, ГАЗ, АМО), использовали готовые узлы и агрегаты иностранного производства, харьковчане все сделали сами. Все до единой детали были сделаны или на данном Харьковском автосборочном заводе или на ближайших предприятиях-смежниках. Даже такая непростая технологическая операция как литье, была освоена в полной мере – в Харькове сами делали такие непростые отливки, чугунный блок цилиндров двигателя и алюминиевые корпуса навесного оборудования. Валы и шестерни проходили необходимую термическую обработку для повышения прочности и твердости поверхности – это тоже немалые даже по нынешним временам технологии.
Прототип харьковского грузовики «Украина» Lancia Pentajota 1924 г. был простым и непритязательным. Снаружи «итальянец» был старомоднее «украинца»
Внешне харьковская машина также была оригинальной – также в отличие от других советских автозаводов, которые копировали не только конструкцию, но и дизайн. Стилистика вполне соответствовала веяниям конца 1920-х – начала 1930-х годов, а радиатор гордо украшало слово стало наименованием автомобиля – «Украина», причем именно на украинском языке.
Первый экземпляр выпустили в самом начале 1931 года, второй – только в ноябре. Дело в том, что в производственной программе завода были и другие изделия, например, мотоциклы, а масштабы производства были весьма скромными и требовали серьезных инвестиций.
Конструкция «Украины»
Каким был первый украинский грузовик «Украина»? По техническим характеристикам он вполне соответствовал своего европейского прототипа. Харьковчане сделали для своего детища рядный 6-цилиндровый двигатель, который работал на бензине и выдавал 70 л. с. при 2200 об./мин. Машина развивала солидную по тем временам скорость в 50-55 км/ч.
Читайте также: Каким был первый ЛуАЗ — история секретного автомобиля
Интересно, что первый украинский грузовик не был громоздким, его габариты были такими: длина 7000 мм (без кузова), ширина 1900 мм, высота 1800 при колесной базе 4700 мм и колеи 1700 мм. Это в целом соответствует размерам широко известного сегодня пятитонного ЗИЛ-130.
Эксперты из тяжелой техники отмечают революционную для того времени особенность: харьковский тяжеловоз мог перевозке груза больше (4000 кг), чем весил сам (3750 кг).
К сожалению, первый украинский автомобиль «Украина» так и остался уникальным – его серийное производство не было налажено. Предпринимательская вольница периода Нэпа была свернута, СССР «становился на рельсы индустриализации». Экономике нужна массовая техника, для производства которой истроились гигантские предприятия. Конкурировать с ними скромный харьковский завод никак не мог, денег на освоение производства правительство не выделило. Два построенных экземпляра по имеющейся информации верой и правдой служили народному хозяйству в Харькове на протяжении многих лет.
Еще никто не комментировал данный материал.
Написать комментарий