Goodnews.ua


Как легализуют «евробляхи» в Украине

Январь 26
10:21 2021

В то время как Министерство внутренних дел вернулось к практике штрафования водителей на еврономерах, народные депутаты спустя год работы вплотную приблизились к решению вопроса их «доступной растаможки». Об этом пишет «Курс Украины».

21 января налоговый комитет рекомендовал ВР проголосовать доработанный вариант соответствующего законопроекта. Согласно прописанной в нем формуле, легализовать незаконно ввезенную машину можно будет за 1-3,5 тыс. евро в зависимости от объема двигателя и с учетом штрафа («добровольного взноса») в 8,5 тыс. грн.

Условия документа в целом поддерживают в объединении водителей на еврономерах «Авто евро сила» (АЕС), однако хотят, чтобы они применялись не только к машинам, завезенным до 2021 года, но стали постоянными для всех граждан Украины. С другой стороны, споры общественности и законодателей вызывает далеко не только этот пункт постановления.

Ключевая формула

Всего за 2020 год депутаты разработали 8 законопроектов о доступной растаможке. Каждый получил те или иные замечания хотя бы от одной из заинтересованных сторон.

Так, против поддерживаемого АЕС законопроекта №3704 выступали в Кабинете министров. Причиной указывалась несогласованность документа с основным принципом НДС о «нейтральности влияния на конкурентную среду».

Кроме того, среди минусов постановления там отметили негативное влияние на экологию, а также – потери государственного бюджета от акциза и НДС.

Потери госбюджета следовали в результате исключения акцизной ставки из учета стоимости растаможки: согласно документу №3704, при легализации авто водитель должен был бы заплатить 20% НДС и 10% пошлины от стоимости купленной машины.

Последний вариант законопроекта, одобренный комитетом и разработанный заместителем главы налогового комитета Александром Ковальчуком, предложил компромиссный способ решения проблемы.

Стоимость растаможки хоть и будет включать акциз как основу расчета стоимости растаможки, но вместе с тем она будет находиться в пределах нескольких тысяч евро.

Всего в формуле есть три составляющие расчета акциза:

— возраст автомобиля. Для машин моложе 10 лет ставка не насчитывается. Если же с года изготовления прошло 10 лет, ставка составит 25 евро, 11 лет – 50 евро, 12 лет – 75 евро. Так до 15 лет: на все машины такого возраста и старше – ставка 150 евро;
— объем цилиндров двигателя. Сумма высчитывается умножением этого показателя на коэффициент, который также зависит от объема цилиндров. Владельцу машины с объемом цилиндров до 2000 куб.см максимально придется заплатить 500 евро (коэффициент 0,25×2000).
— если автомобиль дизельный – нужно будет доплатить 100 евро.

Таким образом, для растаможки дизельного автомобиля с рабочим объемом цилиндров в 1400 куб.см (двигатель 1,4 л) и возрастом более 15 лет потребуется 600 евро.

На эту сумму также насчитывается НДС в 20% (120 евро) и к ней прибавляется штраф за пользование незарегистрированным авто в 8,5 тыс. грн (по нынешнему курсу – порядка 250 евро). В итоге нужно будет заплатить 970 евро.

Хотя авторы законопроекта не прописали в нем смягченные условия для льготных категорий граждан, включая ветеранов АТО (что предлагалось законопроектом №3704). В нем учтена другая социальная помощь.

Как заявляется, все полученные бюджетом средства от растаможки будут потрачены на борьбу с Covid-19: вакцинацию украинцев, закупку медицинского оборудования, доплаты медикам.

Нормы законопроекта распространяются на автомобили, мотоциклы, грузовики до 3,5 т и автобусы, которые были ввезены физлицами на таможенную территорию Украины до 31 декабря 2020 года и находятся в таможенных режимах временного ввоза или транзита. Исключением являются транспортные средства:

— не соответствующие стандарту Евро-2 и выше (то есть выпущенные до 1995 года);
— ввезенные с территории РФ либо произведенные там.

В случае принятия законопроекта и с момента его вступления в силу у водителей на еврономерах будет почти полгода (180 дней) на то, чтобы легализовать машину по указанным условиям – затем вернутся действующие сейчас правила растаможки.

Теоретически законопроект могут вынести на голосование в первом чтении уже 26 января, в первый день работы ВР. Однако Александр Ковальчук в интервью «Знай 24» предположил, что голосование пройдет в течение первой пленарной недели, либо на следующей за ней.

Такого еще не было в Налоговом кодексе

Несмотря на то, что законопроект 3704-д получил одобрение представителей налогового комитета, во время самого заседания к нему была высказана далеко не одна претензия.

Так, замминистра финансов Светлана Воробей указала на несоответствие формулы расчета законопроекта европейской практике и нормам налогового кодекса.

«В законопроекте применяется система, когда НДС насчитывается на акцизный налог. Такого еще не было в налоговом кодексе. База НДС – стоимость операции, а не акцизный налог», – отметила Воробей.

Замминистра также указала, что норма, разрешающая растаможку даже новым автомобилям, причем по нулевой базовой ставке, может негативно сказаться на дистрибьюции новых машин.

Глава информационно-аналитической группы Auto-consulting Олег Омельницкий в комментарии UBR.ua все же указал, что в связи с распространением нормы закона лишь на машины, ввезенные до 2021 года, обсуждаемый пункт вряд ли окажет негативное влияние на импорт новых авто.

В то же время он заметил, что так или иначе льготным периодом получат шанс воспользоваться отдельные покупатели новых дорогих машин – так уже было во время предыдущих попыток легализации авто на еврономерах.

«Впоследствии выяснилось, что по предыдущим льготным условиям, которые предоставлялись для легализации «евроблях», растамаживали и новые премиальные авто: так был растаможен первый Lamborghini Urus стоимостью 500 тыс. евро», – напомнил Омельницкий.

Усомнились «комитетчики» и в том, что нормы законодательного акта следуют принципу справедливости: значительное число владельцев «евроблях» уже легализовало их ранее, по более высокой цене.

Впрочем, эти нюансы не помешают депутатам проголосовать за проект закона, выразаил убеждение Александр Ковальчук, объясняя, что он в «октябре, ноябре, декабре лично коммуницировал с представителями всех политсил».

В целом не высказав нареканий относительно итоговой расчетной стоимости растаможки нового законопроекта, лидер движения «Авто евро сила» Олег Ярошевич выразил опасение, что документ не одобрят в Верховной Раде из-за противоречий налоговому законодательству.

«Практики начисления НДС на акциз нет нигде в мире. Странно, что Минфин вообще разрешил выносить это проект на голосование: я не удивлюсь, если среди депутатов найдется какой-то специалист, который обоснует, что проект провальный и его завалят в самом зале», – предположил в комментарии UBR.ua Ярошевич.

Глава налогового комитета Данил Гетманцев, комментируя проблему начисления НДС на акциз отметил, что этот вопрос – технический, связан с установлением максимальной ставки налога, но при этом может быть разрешен между первым и вторым чтениями.

«Это проблема не настолько критична, чтобы только на ее основании отвергать предложенную Ковальчуком концепцию», – считает Гетманцев.

Лидер АЕС также отметил, что направленность законопроекта исключительно на владельцев «евроблях» может вызвать недовольство у других автовладельцев.

В АЕС считают, что действовать закон должен не 180 дней, а постоянно, и распространяться на все машины, которые будут завозиться в Украину: это, по мнению Олега Ярошевича, решит проблему недоступности качественных автомобилей для простых украинцев.

Как сделать авто доступными

Согласились с этим и опрошенные эксперты. Автоюрист Вадим Володарский отметил, что отсутствие у украинцев доступа к качественным автомобилям по невысокой цене и в дальнейшем будет стимулировать граждан к обходу правил растаможки.

Как считает эксперт, чтобы исправить ситуацию, помимо продления срока действия закона и распространения его на всех граждан, необходимо провести следующие изменения:

— легализовать импорт авто с правым рулем, запрещенный с 1994 года, что фактически блокирует ввоз поддержанных японских машин;
— отменить «абсолютно надуманную» сертификацию авто из США, введенную из-за различий в европейской и американской светотехнике;
-отказаться от привязки расчета базы стоимости растаможки к рабочему объему цилиндров.

Последняя норма, взятая за основу и авторами проекта закона о «доступной растаможке», по мнению Володарского, является «искусственной», так как от нее не зависит стоимость машины.

«Какой-то Chevrolet Caprice 1990 года может стоить меньше $1000, но, в силу того что там двигатель 5,7 л, растаможка будет абсолютно неимоверная. Кроме того, есть целые классы машин, те же внедорожники, которых нет в принципе с малыми рабочими объемами – привязка акциза к цилиндрам их дискриминирует», – считает Володарский.

Share

Статьи по теме







0 Комментариев

Хотите быть первым?

Еще никто не комментировал данный материал.

Написать комментарий

Комментировать

Залишаючи свій коментар, пам'ятайте, що зміст та тональність вашого повідомлення можуть зачіпати почуття реальних людей, що безпосередньо чи опосередковано пов'язані із цією новиною. Виявляйте повагу та толерантність до своїх співрозмовників. Користувачі, які систематично порушують це правило, будуть заблоковані.

Website Protected by Spam Master


Останні новини

Сити VS Юнайтед: Усик рассказал, за какой бы футбольный клуб играл

Читать всю статью

Ми у соцмережах




Наші партнёри

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY
Goodnews.ua