Чего ждать владельцам «евроблях»
Очередная попытка активистов ускорить решение вопроса с дешевой растаможкой авто на иностранных номерах не привела к успеху. В налоговом комитете парламента отказались готовить законопроекты № 8487 и № 8488 ко второму чтению, пока Минфин не посчитает убытки для бюджета от предложенных правок.
Эксперты считают, что принятие законов может затянуться до конца осени или даже на год. Главный предмет спора – формула расчета акциза, которая зависит от возраста машины и объема двигателя.
Что случилось
19 сентября владельцы автомобилей с иностранной регистрацией пикетировали Кабмин с требованием ускорить принятие законопроектов, которые позволили бы упростить и удешевить растаможку автомобилей. Как заявил председатель общественного объединения «АвтоЕвроСила» Олег Ярошевич, водители машин на еврономерах опасаются, что правительство и депутаты будут всячески затягивать принятие этих законов, занимаясь бесконечными согласованиями будущих норм.
Активисты выступают за доступную сумму растаможки для всех машин, ввозимых в Украину, отмену экологических ограничений стандарта Евро-5 и ниже на перепродажу авто. В идеале они хотят получить возможность в течение года оформить в Европе документы купли-продажи на свои автомобили и пройти процедуру растаможки в Украине.
Напомним, перед уходом на каникулы парламентарии приняли в первом чтении два законопроекта (№ 8487 и № 8488), призванных решить проблему машин на еврономерах. 18 сентября парламентский налоговый комитет должен был рассматривать правки, предложенные активистами и народными депутатами.
Но глава комитета Рады по вопросам налоговой политики Нина Южанина заявила, что законопроекты не готовы ко второму чтению. Так как предложенные правки либо меняют полностью концепцию, либо сводят к нулю уже принятые за основу нормы. Что лишает смысла их рассмотрение.
Депутаты хотят дождаться расчетов Минфина (в том числе потерь бюджета) по всем этим новым предложениям и только потом рассматривать какой-то один вариант. По словам Нины Южаниной, предложения активистов от «АвтоЕвроСилы» также были поданы и будут рассмотрены.
Потому активисты и переместились под Кабмин со своим протестом, но успеха им это, как видим, пока не принесло.
Что предлагается
Первая редакция закона № 8487 устанавливает специальную формулу расчета суммы акциза, который надо заплатить при ввозе машины (плюс НДС и таможенную пошлину). Для этого был установлен базовый размер акциза на легковые авто с двигателем объемом 1000 куб. см: 50 евро для бензиновых и 75 евро для дизельных. Эта сумма перемножается на два коэффициента, учитывающих возраст машины и объем ее двигателя. Чем старше и мощнее машина, тем больше придется заплатить.
Тем самым, по задумке авторов, закон будет стимулировать покупку более новых транспортных средств. Например, за покупку 15-летней машины с бензиновым 6-литровым мотором придется выложить порядка 4,5 тыс. евро. Но как утверждает руководитель «АвтоЕвроСилы» Александр Чернявский, подержанные машины 2000-2005 годов выпуска, которые в Европе стоят 2-3 тыс. евро, должны растамаживаться по 500-1000 евро.
При этом ставки в 50 и 75 евро базового акциза ни у кого особых возражений не вызывают. Разве что есть предложение увеличить его вдвое для машин с объемом двигателя 3 л и выше.
Большинство правок касается изменения самой формулы расчета суммы акциза. Так, по словам Нины Южаниной, среди 91 предложения многие касаются изменения коэффициента возраста машины или замены его на некий коэффициент экологии (чем выше стандарт, например, Евро-4, тем меньше платить), или ввести сниженные ставки.
Фактически лоббисты еврономеров предлагают сделать так, чтобы сумма акциза на машину не превышала в среднем 200-300 евро, что не устраивает власти.
По мнению народного депутата от БПП Оксаны Продан, законопроект № 8487 может существенно усложнить жизнь хозяев «евроблях» так как все владельцы автомобилей на еврономерах будут обязаны вывезти свои авто из Украины, найти их владельцев, снять машины с регистрации, вернуть в Украину и уже здесь уплатить пошлину, акциз и НДС.
Поэтому в парламентском комитете не видят смысла рассматривать правки, которые отменяют ограничения и меры контроля, которые планировалось ввести после проведения процедуры растаможки авто и для тех, кто будет растаможивать машины по новым правилам. Речь идет о 65 предложениях к законопроекту № 8488.
Напомним, что в первом чтении принято введение жестких штрафов (до 170 тыс. грн) для тех, кто не воспользуется льготной растаможкой и продолжит ездить на иностранных номерах.
Вопрос затягивается
Как предполагает Нина Южанина, рассмотрение законопроектов в сессионном зале может начаться не ранее начала ноября. При условии, что предложения правительства поступят в комитет в первой декаде октября.
Автоюрист Богдан Глядик и вовсе считает, что до парламентских выборов никакие законопроекты по евробляхам приняты не будут. По его словам, нынешние депутаты не станут упускать возможность перед выборами снова обещать решить эту проблему, но не будут принимать весьма болезненные решения для какой-то из сторон.
Ведь речь идет о более чем 700 тыс. владельцев авто на еврономерах. Так, по данным ГФС, в режиме транзита на территории Украины находится 146,8 тыс. авто и еще 465,9 тыс. машин в режиме временного ввоза. По данным «АвтоЕвроСилы» их и вовсе порядка 3 млн.
Например, если принять требования «АвтоЕвроСилы», то пострадают владельцы машин на украинских номерах. Им не только будет обидно, что они купили авто значительно дороже. После насыщения рынка дешевыми машинами из Европы цены на рынке просядут и при необходимости сменить автомобиль, купленный втридорога, его придется отдавать значительно дешевле.
И наоборот, если не пойти на уступки, то придется наказывать нарушителей закона. Что вызовет новую волну протестов.
Собственно, они уже сейчас недовольны. Как заявил замминистра финансов Сергей Верланов, для правительства принципиально важно решить вопросы охраны окружающей среды. «АвтоЕвроСила» требует отмены ограничения при ввозе техники только стандарта Евро-5 (фактически это семилетние, а потому довольно дорогие машины). Правительство готово рассматривать варианты отката до Евро-4, но дискуссия идет и о Евро-3.
Кроме того, для сбалансированности бюджетных поступлений надо найти такой вариант формулы расчета акциза, при котором можно было бы и легализовать все авто на еврономерах и не потерять значительную часть этого налога.
Что происходит сейчас
Тем временем торговля машинами на еврономерах набирает обороты. Предложения по так называемым евробляхам вывели в отдельные разделы крупнейшие украинские классифайды, чтобы выбирать доступные автомобили не мешали более дорогие машины с украинской регистрацией.
И наряду с дешевыми вариантами по $1,5-2 тыс. появляются уже и премиальные иномарки.
По данным информационно-аналитической группы AUTO-consulting, машины на иностранных номерах в конце лета уже заняли 19% рынка подержанных авто.
По словам директора AUTO-consulting Олега Омельницкого, ежемесячно таких машин в Украине становится больше на 50-60 тыс.
Соответственно, растет и количество ДТП, связанных с такими авто. По данным Департамента патрульной полиции в 2017 году произошло чуть более 10 тыс. ДТП с участием автомобилей на еврономерах. Это более 6% от всех аварий, которые произошли на территории Украины. По итогам первого квартала этого года количество ДТП с «евробляхами» выросло уже до 8,5%.
Как отмечает гендиректор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко, все чаще на дорогах страны появляются машины с поддельными номерами. Например, чтобы не платить в Германии налоги, тамошние владельцы машин после пересечения украинской границы снимают машины с учета. Но чтобы сделать это оригинальные номера возвращают в Германию и сдают тамошним органам учета. А в Украине машина ездит с копией-подделкой номера.
Этим уже активно стали пользоваться мошенники. Так, по словам юристов, водители часто жалуются на кражу иностранных номерных знаков. За номера требуют выкуп от 300 грн до $100. Полиция на эти факты почти не реагирует. Поэтому на улицах города можно увидеть авто, чьи номерные знаки укреплены за лобовым и задним стеклом.
Источник: bigkiev.com.ua
Еще никто не комментировал данный материал.
Написать комментарий