“Невыездными могут стать 500 000 авто”. Вернут ли в Украине обязательный техосмотр с 2023 года и что это значит
В последнее время водительское сообщество активно обсуждает тему “возврата техосмотров”.
Напомним — ранее ежегодное ТО уже было, но по факту оно превратилось в “торговлю талонами”, когда за сходную сумму можно было просто купить через многочисленных посредников справку о прохождении техосмотра. При этом саму машину на технические неисправности даже никто не проверял.
Емкость “рынка” талонов эксперты в свое время оценивали в несколько миллиардов гривен.
В 2011 году техосмотр отменили как “малоэффективный” и коррупционный.
Но, так как Украина обязалась имплементировать европейское законодательство в сфере автомобильного транспорта, а в ЕС техосмотры есть, и они обязательны для всех, эту тему снова поднимают.
Коммерческие автомобили обязательное ТО уже проходят. Что касается частного транспорта, то для него процедуру планировали запустить в 2022 году, но из-за войны отсрочили.
Сейчас обсуждаются варианты вернуть техосмотр с 2023 года. Соответствующие законопроекты еще не приняты, но уже подготовлены.
Техосмотры обещают сделать “как в Европе” — уверяют, что талон покупать возможности уже не будет, сертифицированные мастера проверят соответствие авто техническим нормам, и, если найдут нарушения, их придется устранять или же ставить машину на прикол.
“Идея в том, чтобы автомобили соответствовали техническим нормам на год выпуска. Прежде всего, по экологическим стандартам. То есть, к примеру, если авто 2005 года, то это должно быть Евро-2. Но большинство тех же евроблях вряд ли пройдут ТО, так как на них массово снимали катализаторы и сажевые фильтры (на работу авто это не влияет, но снижает расход топлива — Ред.). Ставить тот же катализатор обратно — это 500-1000 долларов. Я уже не говорю о том, что придется менять треснувшие стекла или фары. В целом парк авто, к которому можно придраться, — под миллион”, — говорит руководитель Autoconsulting Олег Омельницкий.
Но есть и более радикальные предложения, в частности, запретить выезжать на дороги всем авто ниже стандарта Евро-4. В этом случае “невыездных” легковушек будет еще больше.
Разбирались, как будут проводить техосмотр и что будет, если его не пройти.
Как и что будут проверять
Новость о возврате обязательного техосмотра стала очень тревожной для украинских водителей.
“Боятся, потому что если подход будет не формальным и не коррупционным, то пройти его смогут далеко не все. Для многих это лишние расходы на ремонты и устранение замечаний экспертов, для других — риски вообще остаться без авто”, — говорит Омельницкий.
Отметим, что закон по техосмотрам еще не принят, есть несколько законопроектов на эту тему (в том числе авторства Мининфраструктуры).
“Но главное — есть обязательства Украины перед ЕС вернуть обязательные техосмотры (его должны были выполнить до 2019 года, но постоянно откладывали — Ред.). Формат этих ТО — по аналогии с европейскими. Собственно, под эту модель и выписан законопроект”, — говорит глава адвокатского объединения “Кравец и партнеры” Ростислав Кравец.
Схема следующая — все авто должны будут проходить ТО раз в два года (планируется учредить очерёдность — авто, зарегистрированные в непарном году, пойдут первыми — с 2023 года, а те, что зарегистрированы в парном году или заканчивающемся на ноль — с 2024 года) . Исключение — для новых машин из салона, они освобождаются от техосмотров на первые четыре года.
В некоторых случаях понадобится дополнительный техосмотр.
Так, проводить ТО нужно будет при каждой перерегистрации машины на нового собственника (в течение 10 дней), после ДТП с повреждениями подвески, рулевого механизма, тормозной системы, кузова.
При этом от обязательного техосмотра хотят освободить авто с объемом двигателя меньше 125 кубических сантиметров и электрокары с батареей до 4 киловатт.
Техосмотры планируется отдать частным компаниям, но они обязаны будут пройти сертификацию в МВД (подобная схема уже работает при сертификации автомобилей при первой постановке на учет или переоборудовании на газ).
Таким фирмам придется закупить оборудование для проверки технического состояния авто, а для контроля качества экспертизы и честности мастеров СТО оснастят камерами видеонаблюдения.
Прохождение ТО будут вносить в специальную базу данных, а само авто оснащать “метками” (талон с голограммой, которую можно будет считать специальным устройством).
Это позволит полиции контролировать соблюдение требований по техосмотрам, — говорит Кравец.
Что именно станут проверять?
Главное — соответствие авто экологическому стандарту.
В одном из законопроектов прописана норма, согласно которой техническое средство должно соответствовать уровню, который действовал на момент его выпуска. К примеру, для авто 2005 года это Евро-2, от 2010 года — Евро-4 и т.д.
Но есть и более радикальные идеи — установить нижнюю планку на уровне Евро-4. То есть у машин старше 10-12 лет, а это большинство украинского автопарка, вообще не будет шансов пройти ТО.
Впрочем, принятие этой нормы эксперты считают маловероятным.
Для проверки соответствия экологическому стандарту автомобиль протестируют на выбросы (это можно сделать с помощью специального оборудования).
Техническая исправность основных систем и механизмов (тормозная, рулевая, подвеска), отсутствие серьезных деформаций кузова, оптики, не было ли несанкционированного переоборудования транспортного средства и изменений конструкции и и.д.
Если у экспертов возникнут замечания к техническому состоянию авто, владельцу выпишут предписание с указанием, что именно и в какой срок нужно исправить. Если же неисправности устранены не будут, авто будет считаться таким, что не прошло ТО. За это может грозить штраф в 1700 гривен, а при повторном нарушении — водителя могут лишить прав. Такие же санкции грозят тем, что просто проигнорирует техосмотр.
Могут ли авто стать “невыездными”
По словам Омельницкого, даже в самом щадящем варианте новые техосмотры могут стать непроходными для многих автовладельцев.
“По требованию, которое выписано в проекте, авто должно соответствовать экологическому стандарту, который действовал на год выпуска транспортного средства. Но у нас есть многочисленный парк растаможенных недавно евроблях. Только на первой волне их завезли 140 тысяч, а после этого было еще несколько. Сколько таких машин на сегодня в Украине — непонятно. Но не думаю, что они смогут пройти ТО без проблем. Как раз по “евробляхам” было популярно убирать катализаторы и сажевые фильтры. Ставить их обратно — удовольствие не из дешевых. Катализатор, к примеру, стоит от 500 до 1000 долларов. Плюс общее техническое состояние таких авто, мягко говоря, не очень хорошее.
Но есть еще парк старых автомобилей на внутреннем рынке, в том числе еще советские легковушки, к которым по техосмотрам придирались и до 2011 года. В целом парк проблемных авто может достигать миллиона штук. Понятно, что владельцы смогут устранить замечания экспертов, но это дополнительные вложения. Также не совсем понятно, что будет с автомобилями, которые не пройдут экспертизу и не будут отремонтированы.
Существующие законопроекты ответа на этот вопрос не дают, есть отсылка только на штрафы и санкции для владельцев транспортного средства. Но вот какова дальнейшая судьба самих авто — их заставят поставить на прикол, сделают “невыездными” или все ограничится штрафами каждый раз как поймают — вопрос открытый. Если ездить на таких автомобилях станет невозможно, их, скорее всего, придется спешно продавать, в том числе на запчасти”, — говорит Омельницкий.
Кравец говорит, что не исключен “возврат коррупции”.
“Низовую коррупцию на уровне договоренностей между “своими”, с разного рода “решалами” никто не отменял. Понятно, что на СТО можно поставить камеры, но какого админресурса потребует контроль “честности” техосмотров, можно только догадываться.
Отметим, что по техосмотрам для грузового и коммерческого транспорта, которые в Украине уже обязательны, на дорогах работают специальные мобильные группы полиции. Они могут дополнительно проверить параметры света фар, протектор шин, выбросы выхлопных газов, уровень внешнего шума и пр. Об этом на своей странице в Фейсбуке написал заместитель начальника департамента патрульной полиции Алексей Белошицкий. Он заметил, что на легковой транспорт такие проверки пока не распространяются.