Goodnews.ua


История ожесточенного соперничества двух королев высокой моды — Коко Шанель и Эльзы Скиапарелли

Апрель 24
13:16 2021

В 30-е годы XX века в Париже две очень разные, но сильные и талантливые женщины с диаметрально противоположными представлениями о красоте боролись за первое место в мире моде. Одна обожала лаконичный стиль, а вторая предпочитала эпатаж. Первую женщину звали Коко Шанель, вторую — Эльза Скиапарелли. Конечно, двум столь ярким и творческим натурам было тесно в одном пространстве, поэтому очень скоро они стали непримиримыми соперницами.

Мы в AdMe.ru решили разобраться, какие отношения были между этими легендарными женщинами и кого же можно назвать победителем в этой битве.

Бунтарка Коко Шанель

Габриэль Бонер Шанель родилась в простой небогатой семье. Ее мать была прачкой, а отец — уличным торговцем, который продавал рабочую одежду и нижнее белье. Когда девочке исполнилось 11 лет, ее мама умерла. Габриэль не ходила в школу, и отец отправил ее в приют при монастыре, где она научилась шить. Когда Шанель исполнилось 18 лет, она устроилась работать швеей, а в свободное время стала петь в кабаре и вскоре получила свое знаменитое прозвище «Коко». Возможно, дело было в том, что она часто пела песенку «Кто видел Коко?», а может быть, это прозвище было сокращением от французского слова «cocotte», то есть «содержанка».

Во время одного из выступлений юную Габриэль заметил офицер и богатый наследник Этьен Бальсан. Следующие три года она жила с ним в его роскошном замке, и он исполнял любые желания и капризы Коко. Однако в какой-то момент девушка завела роман с другом Этьена — английским промышленником Артуром Кэйпелом. Он снял для Коко квартиру в Париже и профинансировал ее первый магазин. В 1910 году она получила лицензию модистки и открыла свой шляпный бутик.

Вскоре Артур помог своей возлюбленной открыть еще один магазин на престижном курорте Довиль, где Шанель представила не только шляпы, но и повседневную одежду, подходящую для отдыха и спорта. Причем Коко шила свои модели из такой простой ткани, как трикотаж, которая раньше использовалась для изготовления мужского нижнего белья. Это было необычно и ново, и очень скоро в мире моды появилось новое имя Коко Шанель. Очень быстро она обрела популярность и к 1919 году открыла свой модный дом в Париже.

Аристократка Эльза Скиапарелли

В отличие от воспитанницы детдома Коко, Эльза Скиапарелли родилась в семье итальянских аристократов. Ее отец был ученым и занимал должность декана в Римском университете, ее дядя был знаменитым астрономом, а двоюродный дядя был известным египтологом, который обнаружил могилу Нефертари.

Конечно, выросшая в таком окружении, Эльза с ранних лет стремилась к творчеству, и в какой-то момент она увлеклась изучением древних культур и религиозных обрядов. Вскоре девочка написала сборник стихов, но его вольнодумное содержание встревожило консервативных родителей Эльзы, и они отправили ее в школу-интернат при монастыре в Швейцарии. Местные строгие порядки не понравились девочке, и вскоре она объявила голодовку. Конечно, родители были вынуждены забрать ее домой.

Довольно быстро Скиапарелли поняла, что ей не подходит размеренная и обеспеченная жизнь, к которой ее готовили родители. Она жаждала приключений, поэтому, когда ее подруга предложила ей переехать в Лондон и там обучать детей итальянскому языку, девушка тут же уехала из Рима. Еще одной причиной такого «побега» было желание избежать брака с богатым, но скучным женихом, которого нашли для нее родители.

Имея давнюю страсть к мистике и оккультизму, в Лондоне Скиапарелли стала посещать лекции по теософии и влюбилась в харизматичного лектора Виллема де Вендта. На следующий день после знакомства пара объявила о своей помолвке, и вскоре Виллем и Эльза поженились. Ей было 23 года, ему — 30. Он утверждал, что обладает экстрасенсорными способностями, но на самом деле был обычным мошенником и шарлатаном, поэтому в какой-то момент его депортировали из Англии, осудив за гадание. Супруги путешествовали по Европе, а потом переехали в Америку. Там у них родилась дочка Мария Луиза Ивонн Радха, но все называли ее «Гого». Вскоре Виллем де Вендт оставил свою жену с новорожденной дочерью, которой поставили диагноз полиомиелит, и потом, когда Гого спрашивала свою мать об отце, Эльза отвечала, что он умер.

В 1922 году Скиапарелли решила уехать из Нью-Йорка в Париж. Там ее подруга предложила открыть совместный бизнес по изготовлению одежды. Заручившись поддержкой модного французского кутюрье Поля Пуаре, женщины решили, что они будут продавать французскую одежду в Америке, однако эта идея оказалась нежизнеспособной.

Тем не менее Эльза ухватилась за идею стать модельером и вскоре стала шить одежду себе и своим друзьям. Настоящим прорывом в ее творчестве стала коллекция свитеров и вязаных платьев, которые вязала портниха армянского происхождения, живущая неподалеку от дома Скиапарелли. Основной «фишкой» стали оригинальные сюрреалистические изображения на изделиях, с эффектом оптических иллюзий, а самый главный успех принес узор, который имитировал шарф, обернутый вокруг шеи. Через год Скиап, как называли ее друзья, выпустила коллекцию спортивной одежды, купальников и льняных платьев. Вскоре она открыла свой модный дом. Так зажглась звезда Эльзы Скиапарелли.

Жесткое соперничество

В 1930-е годы Шанель была уже очень популярным дизайнером одежды и владела крупным бизнесом. Однако с появлением Эльзы ее место на троне высокой моды оказалось под угрозой.

При этом Коко раздражал тот факт, что Скиапарелли даже не умела кроить и шить. Что было чистой правдой — Эльза сама не шила свои наряды, а просто драпировала ткань на теле. Для Шанель громкий успех нового дизайнера стал оскорблением. Коко пренебрежительно называла Эльзу «эта итальянская художница, которая делает одежду». Однако Скиап уверенно шла к успеху и сумела соединить мир моды и мир искусства. В ту пору стал очень популярным сюрреализм, и Эльза объединилась с такими признанными художниками, как Сальвадор Дали и Жан Кокто, чтобы вместе создавать дизайн для ее линии одежды. Они создали коллекцию оригинальных платьев и пальто. В частности, именно в то время родилось культовое платье с омаром.

Новаторский дизайн Скиапарелли стал прорывом в мире моды и сделал Эльзу одним из главных модельеров того времени. Чтобы не отставать от соперницы, Шанель тоже решила посотрудничать с Жаном Кокто и взялась создать костюмы для его новой театральной пьесы. Однако созданные ей наряды подверглись насмешкам. Вокруг говорили, что «закутанные в бинты актеры выглядели как ходячие мумии».

В 1931 году Шанель познакомилась со знаменитым продюсером Сэмюэлем Голдвином, который предложил ей огромный гонорар за то, чтобы она создавала костюмы для его фильмов. В Голливуде она успела поработать над парой картин и также обзавелась такими звездными клиентками, как Грета Гарбо и Марлен Дитрих. Однако в конечном итоге ее эстетика и наряды не понравились местной публике. Ей сказали, что ее платья недостаточно сенсационные. Шанель уехала из Голливуда, назвав его «столицей безвкусицы».

При этом наряды Эльзы пришлись голливудским звездам и продюсерам по вкусу. Она с успехом успела поработать над несколькими фильмами и стала плотно сотрудничать с кинодивой того времени Мэй Уэст.

Еще одним ударом для Коко стал выход в 1934 году журнала «Time» с Эльзой Скиапарелли на обложке, которую назвали «гением», в то время как модный дом Шанель попал во второй сегмент моды.

Шанель выходит на тропу войны

В какой-то момент соперничество двух талантливых дизайнеров привело даже к личным выпадам со стороны Коко Шанель. Именно она первой объявила войну своей сопернице. Вот лишь несколько историй, которые доказывают, что накал страстей между женщинами был нешуточный.

  • Однажды Коко и Эльза оказались вместе на балу. Шанель стала танцевать со своей соперницей и в какой-то момент «случайно» направила ее прямо к канделябру с зажженной свечой. Гостям пришлось тушить платье Эльзы газированной водой.

  • Узнав, что у Скиапарелли есть любимая манекенщица — Люда Федосеева, Шанель решила ее перекупить. Тогда Эльза заплатила девушке в два раза больше. Но Коко не отступила и предложила Люде тройной гонорар. Также Шанель переманила к себе бухгалтера Скиап, который вел все ее финансовые дела.

  • Однажды Шанель пригласила Скиапарелли к себе домой на день рождения. Эльза пришла в черном бархатном платье, а Коко посадила ее на стул, который только что был покрашен белой масляной краской. Конечно, платье было испорчено.

Неоценимый вклад в моду обоих дизайнеров

Как бы там ни было, и Шанель, и Скиапарелли серьезно повлияли на мир моды, и это влияние ощущается до сих пор. Так, благодаря Шанель сегодня у нас есть бессмертное маленькое черное платье, а Эльза подарила миру свой знаменитый «шокирующий розовый» цвет.

Также Скиапарелли одной из первых среди дизайнеров разработала платье с запахом, раздельный купальник, юбку-шорты. А еще именно с ее легкой руки мы сегодня носим одежду с видимой застежкой-молнией и используем такие материалы, как целлулоид и целлофан (например, без них невозможно создать непромокаемые плащи и бейсболки с прозрачным козырьком). А еще именно она придумала такой суперпопулярный комплект одежды, как жакет с подкладными плечами и брюками клеш. И это лишь крохотная часть вклада Скиап в мировую историю моды.

Про бессмертные творения Коко Шанель знают даже далекие от мира моды люди. Без нее не было бы ни знаменитой сумки-клатча 2.55, ни платьев из трикотажа и джерси, ни укороченных жакетов, ни легендарного аромата Chanel № 5. Кроме того, именно Коко первой среди модельеров стала смешивать в одном образе бижутерию и дорогие ювелирные изделия, а также ввела моду на загар.

Кто знает, возможно, именно этот дух соперничества и подстегивал двух дизайнеров и помогал им создавать свои шедевры.

Так кто же в итоге победил?

На этот вопрос нет однозначного ответа. Да, с одной стороны, сегодня имя Шанель звучит намного чаще и громче. Но, с другой, Коко закрыла свой бизнес в 1939 году, сказав, что сейчас не время моды, а Скиапарелли продержалась до 1954 года. Кто-то может возразить, что модный дом Шанель был возрожден в 1954 году, но это был уже не ее бизнес — его полностью купили французские бизнесмены братья Вертхаймеры.

Эльза Скиапарелли прожила долгую жизнь, живя попеременно то в Париже, то в Тунисе. Она скончалась в 1973 году в возрасте 83 лет. В 2007 году итальянский бизнесмен Диего Делла Валле приобрел бренд Скиапарелли и было объявлено о возрождении модного дома.

Что касается Коко Шанель, то она работала до последнего и покинула это мир в 1971 году в отеле «Ритц». Ей было 87 лет.

Наверное, не так важно, кто вышел победителем из этого серьезного противостояния. Ведь в конечном итоге выиграл весь мир, которому эти две эти великие женщины оставили свои творения.

Как вы считаете, соперничество чаще идет на пользу или все-таки деструктивно? Кто вам ближе как дизайнер — Шанель или Скиапарелли?

Статьи по теме







0 Комментариев

Хотите быть первым?

Еще никто не комментировал данный материал.

Написать комментарий

Комментировать

Залишаючи свій коментар, пам'ятайте, що зміст та тональність вашого повідомлення можуть зачіпати почуття реальних людей, що безпосередньо чи опосередковано пов'язані із цією новиною. Виявляйте повагу та толерантність до своїх співрозмовників. Користувачі, які систематично порушують це правило, будуть заблоковані.

Website Protected by Spam Master


Останні новини

Укрзализныця отправила первый поезд из Киева в Братиславу

Читать всю статью

Ми у соцмережах




Наші партнёри

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY
Goodnews.ua