Goodnews.ua


Илон Маск не помог: люди устояли в битве против ИИ

Сентябрь 01
19:03 2018

После победы компьютера над человеком в шахматы и го казалось, что больше не осталось преград, которые не может взять искусственный интеллект. Но люди нанесли ответный удар

В конце августа в Ванкувере прошел чемпионат мира по игре Dota 2. Счастливые финалисты заработали $11,2 млн. Но для мира важнее события, которые произошли за пределами турнирной таблицы. На этом чемпионате проводятся официальные поединки между командами людей и компьютерной системой на базе искусственного интеллекта (ИИ). Может ли устоять человек перед силой «глубокого обучения», «нейросетями» и прочей магией современных технологий?

Компьютер победил сильнейшего шахматиста мира больше 20 лет назад, следующего достижения ИИ пришлось ждать целых 19 лет: в 2016 году программа AlphaGo выиграла 4 из 5 матчей у обладателя высшего звания в этой дисциплине. Несмотря на долгое ожидание, это случилось гораздо раньше, чем прогнозировалось — считалось, что компьютер сможет победить человека в го не раньше 2020-2025 годов.

Новый уровень Илона Маска

Следующий уровень сложности — компьютерные игры. В игре-стратегии Dota 2 соревнуются две команды из 5 человек. Цель — разрушить базу противника. О сложности игры может говорить например то, что пока ни одной команде в мире не удалось стать чемпионами более двух раз. Именно сложность игры и многообразие используемых стратегий делает задачу создания алгоритма, который мог бы победить команду людей такой сложной.

Одним из главных катализаторов прогресса в мире ИИ является организация OpenAI, которая поставила перед собой амбициозную задачу — построить алгоритм, который сможет победить в схватке с командой людей. OpenAI была основана в 2015 году создателем Tesla и SpaceX Илоном Маском и президентом самого известного в мире стартап-акселератора Y Combinator Сэмом Альтманом. Среди целей компании — предотвратить концентрацию знаний об ИИ в руках одной группы людей. Заявлено, что компания будет осуществлять мониторинг появления прорывных технологий, скрытых создателями от широкой общественности. Сама OpenAI получила известность благодаря ИИ, создаваемому для победы в Dota 2.

Первые результаты были достигнуты в 2017 году, всего через два года после создания компании, когда разработанный ею алгоритм победил топового игрока мирового рейтинга Dota 2 в поединке «один на один». Стоит оговориться, что игра проходила по упрощенным правилам, например нельзя было использовать заклинания для скрытия героев. Теперь OpenAI ставит более амбициозную задачу — победить в полноценном командном соревновании, когда в игре участвуют сразу 5 человек.

Внутренняя конкуренция

Хотя алгоритм в 2018 проиграл профессиональным командам, очень значительный прогресс очевиден: в августе 2018 боты OpenAI выиграли в двух играх у команды игроков-ветранов, отошедших от регулярного участия в соревнованиях. Правда проиграли в двух показательных боях командам, одна из которых заняла последнее место в призовом зачете, а другая даже не вошла в список призеров. От дальнейшего участия организация отказалась.

Полагаю, это только начало, и скорость, с которой развиваются алгоритмы, а также снижение стоимости аппаратного обеспечения изменят наш мир до неузнаваемости. Пример с AlfaGo отлично иллюстрирует утверждение Билла Гейтса, что мы всегда переоцениваем события последующих 20 лет, но недооцениваем то, что случиться в ближайшие 5.

Один из важных компонентов прогресса — наличие конкуренции. Кроме OpenAI исследования в области игр ведут и другие компании. Например, подразделение Google DeepMind, которое создала победивший чемпиона мира по игре в го алгоритм, создает ботов для компьютерных стрелялок от первого лица. Они уже способны обыгрывать обычных игроков.

Трудности обучения

Главная техническая особенность современных алгоритмов, которые играют в игры — универсальность и в плане решаемых задач, и по аппаратному обеспечению. После успешного применения в играх их можно будет применить в прикладных задачах.

Можно сравнить подход Deep Blue, компьютера, который победил Каспарова в 1997 году, и современную реализацию. Deep Blue был спроектирован и построен как шахматный компьютер: были даже разработаны специальные микропроцессоры, которые брали на себя часть вычислений. Применяемые алгоритмы нельзя было использовать больше ни в каких задачах, кроме шахмат.

В отличии от Deep Blue современный подход использует стандартное железо и программное обеспечение, доступное для всех. В частности, AlphaGo работал в облачном сервисе Google Cloud. Но самое невероятное — это алгоритмы. Они устроены так, что в начале ИИ ничего не знает о задаче, которую должен решить. Нет информации ни о правилах игры, ни о взаимодействии с окружающей средой и партнерами по команде и т.п. Программа должна не только всему этому научиться, но и «найти» стратегию поведения для победы.

Очень упрощенно описать принцип обучения ИИ можно так: алгоритм, называемый «сверточная нейронная сеть», отвечает за зрение. Он обеспечивает за связь других частей программы с игровой средой. Другой алгоритм, называемый «обучение с подкреплением», делает множество случайных действий, исчисляемые миллионами, и получает баллы за каждое: сделал движение вперед — получил +1 балл. Нанес повреждение герою противника — получил +1 балл. Получил повреждение — балл отнимается, и т.д. Алгоритм набирает опыт, играя множество партий сам с собой. По этому же принципу был устроен и AlphaGo, победивший человека в го.

Ограничение возможностей ИИ

В целом вся высокотехнологичная отрасль движется по пути стандартизации. Так, если раньше обучение ИИ проводилось на центральных процессорах разных производителей или специально создаваемых нейропроцессорах, то в последние несколько лет стандартом стало обучение на видеокартах компании Nvidia. Изначально они применялись для графики, но оказались эффективными помощниками центральных процессоров в различных расчетах.

Также и алгоритмы OpenAI и DeepMind можно будет применить на практике. Многие ИИ-алгоритмы доступны всем желающим буквально несколькими щелчками мыши. В частности, сверточные нейронные сети широко применяются в программах распознавания образов, они используются внутри Google Photo, фотоальбомах Apple, самоуправляемых автомобилях и т.д.

Но существующие алгоритмы пока не универсальны, они имеют свою специализацию. В той же Dota 2 применяются решения, которые заточены специально под определенные характеристики игрового мира. Это значит, что для решения других задач, например, игр иного класса, потребуется не только тюнинг существующих алгоритмов, но и создание принципиально новых, которые требуют дополнительных исследований.

Также и применение на практике — любые алгоритмы пока имеют имеют узкоспециализированное применение, хотя ученые мечтают о создании универсального ИИ, который, как человек, сможет решать любые задачи. Но скорость, с которой происходит развитие самообучающихся алгоритмов, вызывает беспокойство о том, как они будут применяться.

Моральная дилемма

Моральные вопросы волнуют исследователей ИИ не меньше, чем создателей атомной бомбы. Они готовы разрабатывать технологию, но задумались о последствия ее применения раньше коллег из Манхэттенского проекта. В 2014 году при покупке корпорацией Google компании DeepMind (сумма сделки около $400 млн по данным Reuters), условием сделки было создание в интернет-гиганте коллегии по этике. Планы корпорации в этом году вернуться в Китай привели чуть ли не к восстанию сотрудников, считавших недопустимыми фильтровать контент. Сотрудники Microsoft и Google массово протестовали против контрактов с военными, что показыает стремление индустрии к открытости.

Возможно, OpenAI и Google DeepMind ведующие игроки на рынке ИИ, но точно не единственные, они просто публичны. Трудно оценить, что происходит в Китае и Корее, наряду с США являющихся крупнейшими центрами притяжения для талантливых специалистов по ИИ со всего мира. Так в 2017 году Китай объявил о намерении стать лидером в области ИИ к 2030 году, потратив на это $22 млрд только государственных средств.

Теперь мир стоит перед проблемой, как поступить с знаниями по ИИ: открыто распространять как OpenAI или прятать в секретных разработках по азиатскому примеру? Дело в том, что последствия применения ИИ превосходят влияние на мир создания ядерной бомбы. Ведь для того, чтобы создать атомную электростанцию или термоядерный заряд, требуются ресурсы целых стран. А полезное или вредоносное приложение на базе ИИ может быть создано одним программистом с помощью имеющихся в открытом доступе готовых программных средств.

OpenAI считает, что ИИ должна быть доступна всем без ограничений. Хорошим примером из истории может быть получение СССР западных секретов атомной бомбы — ядерный паритет на долгие годы заложил основы мировой стабильности.

Альтернативное мнение — такой подход больше похож на раздачу «ядерных чемоданчиков» большому количеству людей. Не очень сложно представить, что могут сделать несколько способных парней, разочаровавшихся в современном мироустройстве, на существующих вычислительных мощностях. И даже думать не хочется, что может натворить группа сильных ученых при государственной поддержке в какой-нибудь закрытой экосистеме.

Участие OpenAI в чемпионате Dota2 показало, что пока даже у тех, кто находится на переднем крае исследований в области ИИ, нет алгоритмов, позволяющих построить универсальную машину, которая будет управлять значительными ресурсами и побеждать человека в 100% случаев. Это хорошая новость. У нас еще есть время, чтобы решить не только технологические, но и моральные вопросы: что можно позволить ИИ, чтобы он не разрушил жизнь своих создателей.

Источник: forbes.ru

Share

Статьи по теме







0 Комментариев

Хотите быть первым?

Еще никто не комментировал данный материал.

Написать комментарий

Комментировать

Залишаючи свій коментар, пам'ятайте, що зміст та тональність вашого повідомлення можуть зачіпати почуття реальних людей, що безпосередньо чи опосередковано пов'язані із цією новиною. Виявляйте повагу та толерантність до своїх співрозмовників. Користувачі, які систематично порушують це правило, будуть заблоковані.

Website Protected by Spam Master


Останні новини

Мудрик — о матче с Грузией: Погодные условия были нелегкие

Читать всю статью

Ми у соцмережах




Наші партнёри

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY
Goodnews.ua