Goodnews.ua


Специалисты раскрыли схему воровства денег у абонентов мобильной связи

Июль 26
10:11 2018

Как ранее уже сообщал наш портал, в Украине зафиксирован новый всплеск подключений платных услуг клиентам украинских мобильных операторов без осознанного согласия на то самих абонентов. Жертвы нечистых на руку дельцов оказываются подключенными к «услугам доступа» к эротическому контенту с ежедневной оплатой.

InternetUA пытался вместе с мобильным оператором и одним из пострадавших от «современных остапов бендеров», Главой Правления Интернет Ассоциации Украины Александром Федиенко, разобраться, как работает обман и как его избежать.

История одной подписки

23 июля Глава Правления ИнАУ Александр Федиенко получил смс-сообщение о том, что он подписался на услугу доступа к «эксклюзивному контенту для взрослых». За это с его счета Vodafone будет списываться по 5 гривен в сутки, пока он не захочет отключить услугу. Естественно, Федиенко был уверен в том, что ни на какие платные «услуги доступа» сознательно не подписывался.

Сотрудники колл-центра мобильного оператора объяснили Федиенко, что он мог «случайно что-то нажать в Интернете» и подписаться на такую услугу, а отключить её оператор сможет только через 4 дня.

Ситуация немного прояснилась спустя сутки. Александр Федиенко на своей странице в Facebook опубликовал подробный отчет об этой истории и раскрыл схему, на которой аферисты зарабатывают огромные деньги, используя хитрые и многоэтапные схемы «развода».

Схема «развода» в несколько этапов

– Схема того, как вас начали разводить, очень проста: «абонент – оператор – агрегатор – мошенник». Назовем последнего «Остап». Могу точно вас уверить – ваш номер у оператора никто не отслеживал, ваш трафик не маркировали и не идентифицировали, о сайтах и браузерах в этой схеме также можно забыть. Я знаю, как работает механизм wapclick, но не в этом варианте. В этом случае вас начали «иметь» из core оператора, – пишет Федиенко.

СХЕМА РАЗВОДА.jpg (55 KB)

По словам Главы Правления ИнАУ, мобильный номер своей жертвы злоумышленники могли узнать из так называемых «серых» баз данных – украденных или проданных баз клиентов различных заведений, где клиент мог оставлять свои контакты.

11348881_860174084057080_1378597249_n-1.jpg (34 KB)

– Таким образом, «Остап», собрав пул мобильных номеров из открытых источников, «придумывает», как на эти номера отправить платные сообщения через оператора с целью зарабатывания денег. Вкладывать средства в раскрутку никто не собирается, ведь есть путь проще: нужна тема, которая будет как бы неэтичная и, самое главное, должна влиять на публичность распространения этой информации среди окружения абонента таким образом, чтоб абонент молчал и тихо платил, – объясняет Федиенко. – Поэтому «Остап» и выбрал тему с «плейбоем» или порно сайтами. Социальная инженерия в деле: «Остап», четко понимая психологию людей, манипулирует ими.

Далее, по словам Федиенко, «Остап» обращается к агрегаторам:

– Агрегаторы – это отдельная каста, «элитный клуб», попасть в который нереально. Они работают со всеми операторами мобильной связи в стране и работают, в общем-то, «на доверии». Отсюда вывод: я слабо верю в то, что этим промышляет среднее звено из работников мобильного оператора. Агрегатор пользуется доверим у мобильного оператора. За это оператор предоставляет ему доступ, например, к центру управления короткими SMS-сообщениями (SMSC), включая его к себе по типу API протокола. То есть, уже агрегатор получает право вам, как абоненту оператора, отправить сообщение через короткие телефонные номера без участия оператора – так сказать, с середины сети. Как только вы решили отправить сообщение на тот же номер, мол, «не хочу подписку», вас идентифицируют MSISDN.

Короткие номера, объясняет Федиенко, есть у любого оператора. Стоимость отправки одного сообщения абоненту, как правило, – несколько гривен:

– Получив сообщение типа «У Вас підключена послуга доступу до ексклюзивного контенту для дорослих на сайті…», вы уже «попали» на 5 гривен.

«Остап» предлагает агрегатору через последнего продавать свой контент взамен на «помощь» в снятии денег со счетов абонентов. После получения необходимого согласия, «Остап», имея на руках номера абонентов этого оператора, через агрегатор рассылает на мобильные номера сообщения.

– Вывод: SMS-сообщение вам прислал «Остап» через агрегатора, который включен на доверии к оператору, – объясняет Глава Правления ИнАУ. – В этой схеме оператора и агрегатора вроде как используют «вслепую», но я не думаю, что они не знают об этом. Кроме того, с юридической точки зрения агрегатор подставил оператора под нарушение правил.

Полученные от абонента 5 гривен за входящее сообщение делят, как правило, по схеме «50% забирает оператор, и по 25% – агрегатор и «Остап».

Для всех участников – это почти «белая схема», так как в договоре у «Остапа» прописано, что услуга подключается жертвой «посредством нажатия на странице Landing Page сервиса интерактивной кнопки «Смотреть», «Слушать», «ОК», «ДА», «Скачать», «Загрузить», «Воспроизвести», «Продолжить», «Подтвердить», «Войти», «Продолжить просмотр» и др., или отправкой SMS сообщения с цифрой «1» на короткий номер».

– То есть, вас позиционируют как клиента, использующего wapclick, которым вы не пользовались. И вот тут наступает тот «развод»: вы, естественно, ни на какие ресурсы не заходили, услугу не заказывали, но сообщение получили. А если даже если и заходили, невозможно без вашего подтверждения подписать вас на слугу, если это не сделал кто-то вместо вас, – считает Федиенко.

Но это ещё не всё. Второй «развод» начинается с другого пункта договора, опубликованного «Остапом», который гласит, что «в случае невозможности незамедлительного списания с лицевого счета Абонента денежных средств за использование «услуги», её предоставление не прекращается, а попытки списания денежных средств повторяются в течение 30-ти дней или до момента самостоятельного отказа Абонента от подписки».

– То есть, отправив вам через агрегатора сообщение, оператор, посмотрев, что у вас в билинге ничего нет, ставит вам «условный минус» на лицевой счет. Как только вы потом пополните свой счет, с вас спишут деньги на этот сервис, – утверждает Александр Федиенко. – По сути, это троян, который стоит не на вашем гаджете, а на вашем аккаунте у оператора, и снимает каждый день с вашего лицевого счета по 5 гривен (как в моем случае).

Почему не стоит отправлять сообщение-ответ и что делать

Но и это не окончание «доения» абонента:

– Как только вы отправляете SMS сообщение на якобы остановку услуги, которую вы не заказывали, это сообщение уже стоит в 10, 20, а то и 30 раз дороже, чем то, что к вам пришло. Вы тем самым подтверждаете выполнение данного договора с юридической точки зрения.

Федиенко предлагает два пути решения проблемы для абонентов: заплатить или бороться.

Начать борьбу предлагается с обращения к оператору: необходимо настоять на том, чтобы деньги на счет вернул и отключил услугу именно оператор. В разговоре или письмах с оператором, обратите внимание оператора на Правила предоставления и получения телекоммуникационных услуг.

Рекомендует эксперт и написать жалобу в Национальную комиссию, осуществляющую госрегулирование в сфере связи и информатизации.

Также можно обратиться в суд: есть прецеденты, когда суд принимал сторону пострадавшего абонента.

Что говорит оператор

InternetUA обратился в Vodafone Украина с просьбой прокомментировать ситуацию с подпиской, в которую попал Александр Федиенко, и разъяснить механизм работы такого сервиса.

В Vodafone Украина подтвердили, что услуга на коротком номере 5725 – это услуга доступа к платному контенту на ресурсе http://mobyhot.net, а стоимость услуги – 5 грн/день. Для подключения услуги необходимо осуществить определенные действия: или отправить SMS на соответствующий короткий номер, или активировать услугу на странице ресурса. Переход на этот ресурс возможен с других сайтов, если клиент нажимает на ссылки-баннеры.

– Для нас очень важен вопрос доверия наших клиентов, поэтому в случае с предоставлением платных контент-услуг мы поставили перед контент-провайдерами четкие условия – клиент должен понимать, какую услугу он заказывает, перед тем, как активировать ее, – уверяют в Vodafone Украина.

У оператора рассказали, что процесс активации предусматривает 6 действий клиента:

  1. Перейти на сайт с рекламными баннерами и другой рекламой, например, с поискового сервиса.
  2. Нажать на баннер или на рекламное предложение на этом сайте.
  3. После щелчка на рекламу – на странице, где есть полная и исчерпывающая информация об условиях пользования нажать кнопку «Просмотр». Это – первое подтверждение согласия с правилами пользования услугой. После этого услуга еще не подключена.
  4. Второй раз подтвердить свое согласие с условиями предоставления услуги на странице запроса на подключение. На этой странице вновь появляется сообщение с полной и исчерпывающей информацией об условиях пользования, а также кнопки «Да» и «Нет».
  5. Если пользователь нажмет «Да», появляется следующее окно – информирование об успешном подключении услуги и повторное – уже третье – сообщение с полной и исчерпывающей информацией об условиях пользования, стоимость и инструкцией, как отключить услугу. Одновременно с этим клиенту направляется SMS с информацией о том, что услуга подключена, а также инструкции, как отключить услугу.
  6. Нажать кнопку «ОК», после чего клиент переходит на сайт услуги, где дополнительно подтверждает возраст – он должен быть больше 18 лет – в сообщении, которое всплывает при входе на сайт.

confirmation2.jpg (80 KB)Confirmation3.jpg (69 KB)

Confirmation4.jpg (62 KB)SMS-inform5.png (119 KB)

– Такая многоуровневая система информирования и подтверждения должна предотвращать случайное подключение к услуге, – считают в Vodafone Украина. – Дополнительно к SMS- сообщению, которое клиент получает в момент подключения, каждый месяц клиенту приходит SMS с информацией о том, что услуга подключена, а также инструкции, как отключить услугу.

В компании отмечают, что их принципиальная позиция – не подключать собственноручно подобные услуги, а само подключение возможно только путем вышеописанной процедуры.

– Почему клиент в этом случае (Федиенко – Ред.) увидел только последний этап – информацию о том, что услуга уже подключена – нам не известно. Данные, полученные по результатам проверки, подтвердили подключения услуги согласно вышеописанному методу, – утверждают у оператора мобильной связи.

Тем не менее, Vodafone Украина уже отключила «услугу» для Федиенко, «учитывая то, что был только факт подключения, а пользование услугой фактически не было». Потраченные средства на услугу оператор компенсировал в полном объеме.

Share

Статьи по теме







0 Комментариев

Хотите быть первым?

Еще никто не комментировал данный материал.

Написать комментарий

Комментировать

Залишаючи свій коментар, пам'ятайте, що зміст та тональність вашого повідомлення можуть зачіпати почуття реальних людей, що безпосередньо чи опосередковано пов'язані із цією новиною. Виявляйте повагу та толерантність до своїх співрозмовників. Користувачі, які систематично порушують це правило, будуть заблоковані.

Website Protected by Spam Master


Останні новини

Макрон, Мелоні та Санчес засудили обстріл Ізраїлем тимчасових сил ООН в Лівані

Читать всю статью

Ми у соцмережах




Наші партнёри

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY
Goodnews.ua