Гражданское общество Украины: никак не наблюдатель, но активный участник – New Eastern Europe
Многие западные обозреватели и политики составили свое представление об Украине на основе теорий о том, что это южная провинция России, либо ещё одно типичное государство Восточной Европы, такое как Польша. Но эти представления неправильны. Ни один политический курс в отношении Украины не будет успешным без понимания того, как всё в действительности работает в этой стране.
Чтобы составить достоверную картину, нужно взглянуть на историю Украины – государства, которое удивляет западных политиков со времени своего появления на политической карте в 1991 году и, которое до сих пор остается мало изученным.
Несомненно, лучший способ узнать об этой стране – прочитать книгу профессора Гарвардского университета Сергея Плохия “Врата Европы”, который своей фундаментальной работой предоставил возможность глубоко понять историю страны. Правда в том, что на этой земле никогда не существовало сильного государства. Средневековая мозаика феодальных владений, неустойчивые царства и казачьи республики не имели ничего общего с европейским абсолютизмом или российским авторитаризмом.
На протяжении веков Украина находилась под оккупацией различных империй, и даже в период между двумя мировыми войнами украинцы не получили независимости, как многие другие восточноевропейские народы. Вот почему народ Украины привык воспринимать любое государство в регионе, прежде всего, как враждебное, как потенциального оккупанта. В Украине слабое государство, но сильное гражданское общество, это создает нестандартный стиль в политике. Это страна баланса, а не руководства. Никто не сможет править в Украине, как царь.
Западные дипломаты и политики делают упор на диалог с правительством, считая его наиболее значимой политической силой в Украине. А когда правительство терпит неудачу, они обращаются к оппозиции, но она сама располагает весьма низкой поддержкой – к примеру, во время Евромайдана 94% протестующих заявили, что они не поддерживают ни одну политическую партию. Так что нужно отметить, что украинские политические партии, как и раньше, весьма слабы.
Последние социологические исследования доказали то, что и так не является сюрпризом для украинцев, подтвердив факт существования глубокого недоверия ко всем политическим институтам: парламенту, правительству, президенту, оппозиции, и даже к СМИ. Только четыре типа учреждений вызывают сегодня доверие у народа: церковь, волонтерские организации армия и неправительственные организации.
Именно поэтому, в реальности, украинские политические институты являются не только неэффективными, но имеют также имеют весьма ограниченный мандат от народа. В таком случае, кто же является самым влиятельным действующим лицом в украинской игре?
Это гражданское общество. Но оно совсем не такое, как об этом привыкли думать в западном мире. Обычная концепция гражданского общества как наблюдателя в Украине практически неприменима. Кроме того, неправильно предполагать, что гражданское общество характеризуется признаками неправительственных организаций. В первую очередь, гражданское общество – главный субъект, который разрабатывает и внедряет изменения, когда правительство оказывается на это неспособно.
Поэтому гражданское общество – это “упряжка ездовах собак”, а не “сторожевой пёс”. Кроме того, гражданское общество – это система из множества различных пересекающихся сетей, которые выходят далеко за рамки НПО, и во многих случаях заменяют собой слабые политические институты на национальном и местном уровнях. Без таких связей Украина, возможно, не состоялась бы как государство.
Гражданское общество сыграло ключевую роль в обороне страны. Весной 2014 года украинская армия находилась в разрушенном состоянии: десятилетия коррупции, а также заблуждения по поводу того, что страна находится в окружении друзей и не нуждается в защите, в конечном итоге привели к тому, что армия стала ничтожной по размеру, дезорганизованной, плохо вооруженной, а ее моральный настрой уничтожила российская пропаганда. Поставок для армии практически не существовало.
Когда Россия вторглась в Украину, десятки тысяч людей отправились на фронт буквально в своей домашней обуви, взяв в руки оружие, чтобы защитить свои семьи, города, и всю страну. В то же время десятки тысяч людей собирали деньги, которые жертвовали миллионы украинцев, и покупали бронежилеты, аптечки, тепловизоры, сапоги, обмундирование, и продукты питания. Затем они доставили всё это на линию фронта. Именно эти целеустремлённые группы людей, составляющие “волонтерское движение”, пользуются самым высоким доверием в Украине.
Гражданское общество играет также ключевую роль в снижении потенциального уровня кризиса беженцев. Волонтеры помогли 1,7 миллионам человек, которым пришлось оставить свои дома, получить первую помощь, еду и одежду, кров, и, в некоторых случаях, даже работу.
Эта гуманитарная проблема могла бы превратиться в гуманитарную катастрофу, но именно благодаря усилиям гражданского общества этого удалось избежать. Может быть, из-за этого история беженцев Украины осталась незамеченной европейскими наблюдателями, в отличие от кризиса сирийских беженцев.
Кроме того, украинское гражданское общество играет важную роль в процессе реформирования, разработки и реализации необходимых законов и правительственных решений. Люди часто шутят, что настоящая реформаторская коалиция в Украине это не коалиция политических партий, которые выиграли выборы, а объеденение гражданского общества, делегаций ЕС и посольства США. И учитывая тот факт, что реформы проводятся, мы убеждаемся в том, что это нешуточная сила.
Проекты всех существенных изменений были разработаны вне традиционных институтов и принимались исключительно в результате совместного нажима. Даже самая успешная украинская реформа – платформа для проведения госзакупок, система ProZorro, изначально разрабатывалаяь волонтёрами (многие из них затем вошли в состав Министерства экономики, тем самым сформировав новый Департамент государственных закупок).
Тем не менее, это удивительное и сильное гражданское общество сталкивается со множеством проблем. Во-первых, оно не сформировано надлежащим образом из соответствующих организаций: в большинстве случаев мы наблюдаем огромные бесформенные сети, а не хорошо структурированные компактные НПО. Во-вторых, существует большой дефицит ресурсов: поскольку гражданское общество куда более активнее, нежели государство, то после трех лет интенсивной работы, его ресурсы заметно истощились. В-третьих, исчерпываются не только ресурсы, но и энергия. Трудно работать из года в год бесплатно.
И наконец, самый болезненный момент в том, что этому огромному общественному движению пока не удалось создать свою политическую партию, войти в политическую игру и одержать победу. Причинами такой печальной действительности являются несправедливые правила игры, традиционное отвращение к политике, и упомянутое выше укоренившееся недоверие ко всем без исключения политическим институтам. Стоит сказать, что в случае присоединения волонтеров к политическому движению, они зачастую утрачивают доверие просто из-за того, что вошли в это “грязное болото”.
Итак, гражданскому обществу предстоит ещё через многое пройти. Но западные политики должны понимать, что им стоит напрямую общаться с этими конкретными социальными группами, даже если они кажутся неструктурированными и непонятными, поскольку только на них есть спрос в украинском обществе, только у них есть мандат на изменения и право вето одновременно. Ни одно решение не может быть принято и реализовано в Украине без одобрения определенных социальных групп.
Общественные организации и объединения в Украине выходят далеко за пределы своих традиционных ролей, и игнорирование этого факта может привести к плачевным результатам как во внутренних, так и в международных делах.
Валерий ПЕКАР
Оригинал на New Eastern Europe
Перевод: Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO
Источник: newsonline24
Еще никто не комментировал данный материал.
Написать комментарий