Goodnews.ua


«Трембита» против бюрократии: в Украине заработала система обмена данными между госреестрами

Февраль 01
16:33 2018

Эстония передала Госагентству по вопросам электронного правительства IT-cистему, способную объединить государственные реестры. Система называется X-Road и ее основная цель — обеспечивать обмен данными между электронными госреестрами в реальном времени. В том или ином виде она работает в 60 странах мира, в том числе, благодаря ей в Эстонии 98% государственных услуг доступны населению в онлайне. Об этом сообщает «Экономическая правда».

Украинская версия эстонской разработки получила название «Трембита» — Госагентство выбрало этот вариант по результатам интернет-опроса, который проводился в октябре этого года.

По словам заместителя главы Госагентства Алексея Выскуба, сейчас в Украине работают тысячи административных процессов — работа органов власти между собой, с гражданами, с бизнесом — и большинство таких процессов малоэффективны и зарегулированы, в основном «бумажные». «Трембита» может исправить ситуацию.

Как пример, он приводит оформление помощи при рождении ребенка. Раньше семье, чтобы получить деньги на новорожденного, нужно было подать в Минсоцполитики пакет документов, включая свидетельство о рождении ребенка. Данные о рождении хранит Минюст. И Минсоцполитики должно самостоятельно получить эти данные у Минюста, не требуя их от граждан. Но происходило наоборот.

Теперь в территориальных отделениях Минсоцполитики родители указывают только номер свидетельства, по номеру происходит автоматический запрос из Минсоцполитики в электронный реестр Минюста, информация сразу проверяется. Родители могут оформить помощь на ребенка онлайн, процесс занимает 1 рабочий день вместо 10.

Еще один плюс этой системы, по словам чиновников из Госагентства — в том, что она хранит сведения о том, кто и когда получал доступ к данным граждан. Предполагается, что чиновники должны получать такой доступ только на основании полномочий, по конкретному запросу. К примеру, если нужны данные для оформления субсидий, чиновник имеет право только на определенную информацию по определенному гражданину. Т.е. работа с реестрами осуществляется по «точечным запросам», а не через общий доступ.

Также в Госагентстве планируют с помощью этой системы навести порядок в госреестрах. К примеру, реестр актов гражданского состояния (рождение ребенка, брак, смерть) и демографический реестр дублируют друг друга на 80%. Можно просто закрыть поля с данными, которые не относятся к компетенции данного органа. Для решения этой проблемы даже готовится отдельный законопроект.

Такая система стоит порядка 1,5 млн евро. Но покупку и внедрение финансируют доноры: Европейский Союз через программу U-LEAD, Швеция через Шведское бюро международного развития, правительство Эстонии через Министерство иностранных дел Эстонии. Этот проект называется EGOV4UKRAINE.

Приоритетными для работы в этой системе являются такие реестры:

  • Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований;
  • Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество;
  • Государственный реестр актов гражданского состояния граждан;
  • Единый реестр доверенностей;
  • Государственный реестр обременений движимого имущества;
  • Государственный земельный кадастр;
  • Единый государственный демографический реестр;
  • Государственный реестр физических лиц — плательщиков налогов;
  • Реестр плательщиков налога на добавленную стоимость;
  • Единый государственный автоматизированный реестр лиц, имеющих права на льготы;
  • Государственный электронный информационный ресурс Министерства внутренних дел, в котором обрабатывается информация по вопросам утраченных паспортов;
  • Единый государственный реестр Министерства внутренних дел в отношении зарегистрированных транспортных средств и их владельцев;
  • Государственный реестр общеобязательного государственного социального страхования;
  • Государственный реестр избирателей;
  • Автоматизированная информационная система Государственной казначейской службы Украины по учету доходов и расходов бюджетов всех уровней;
  • Единый государственный реестр судебных решений;
  • Реестр изъятых водительских удостоверений;
  • Единый реестр документов, дающих право на выполнение подготовительных и строительных работ и свидетельствуют принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, сведений о возвращении на доработку, отказ в выдаче, отмена и аннулирования указанных документов;
  • Единый реестр объектов государственной собственности;
  • Реестр пациентов.

Напомним, в начале октября Верховна Рада приняла закон про электронные доверительные услуги — он обеспечит работу MobileID, BankID.

Статьи по теме







0 Комментариев

Хотите быть первым?

Еще никто не комментировал данный материал.

Написать комментарий

Комментировать

Залишаючи свій коментар, пам'ятайте, що зміст та тональність вашого повідомлення можуть зачіпати почуття реальних людей, що безпосередньо чи опосередковано пов'язані із цією новиною. Виявляйте повагу та толерантність до своїх співрозмовників. Користувачі, які систематично порушують це правило, будуть заблоковані.

Website Protected by Spam Master


Останні новини

Бизнес ухудшил оценку деятельности судов: в чем причина

Читать всю статью

Ми у соцмережах




Наші партнёри

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY
Goodnews.ua