Как китайцы проиграли Tesla и победили Apple
Сайт Tech In Asia составил список самых знаковых событий в технологическом мире Китая, которые произошли в 2017 году. Среди них мировая экспансия велосипедов, захват индийского рынка смартфонов и победа Пекина над Apple.
1. Провал «конкурентов» Tesla
Миллиардер Цзя Юэтин, глава технологической империи LeEco, еще в начале года собрался продавать активы и изыскивать дополнительные резервы. Владелец двух проектов по разработке электромобилей — Faraday Future и LeSee, которые позиционировали себя конкурентами Tesla — не может найти дополнительное финансирование и вынужден увольнять сотрудников. «Философия LeEco — будь великим или умри, только не становись посредственностью», — заявил Цзя в 2015 году, после того, как урезал свою зарплату до $0,15. Всего за 6 лет он пустил на ветер более $7 млрд.
2. Запрет ICO
Запрет поверг в хаос около 50 платформ, действовавших в Китае — вебсайтов, предлагавших криптовалюту. Более 40 из них отменили или приостановили всю деятельность, связанную с ICO. Некоторые также закрыли свои сайты, другие прошли процедуру перерегистрации в странах, где ICO все еще легально. Вскоре после запрета в Китае приостановили свою работу OkCoin, Huobi, BTC China и другие крупнейшие пункты обмена криптовалюты.
3. Китайские телефоны завоевали Индию
Китайские производители смартфонов давно положили глаз на огромный и динамично развивающийся рынок Индии. В 2015 году Xiaomi открыли там свое первое предприятие. Но в этом году бизнес начал по-настоящему приносить прибыль. Более половины всех проданных в Индии смартфонов были китайскими: Xiaomi, Oppo, Vivo и Lenovo. Все больше индийских производителей отдает свои доли рынка китайским конкурентам.
4. Бум IPO
Огромное количество китайских компаний в этом году провели IPO. В октябре публичной стала China Literature — подразделение Tencent, которая собрала с инвесторов $4,6 млрд в первый же день биржевых торгов. Финтех-стартап Qudian получил на IPO $900 млн.
Тренд сохранится и в следующем году. Скорее всего, публичными станут компании Meituan-Dianping и Dianrong.
5. Всемирный прокат велосипедов
Компании Mobike и Ofo, которые занимаются прокатом велосипедов, всего за год завоевали бешеную популярность в Китае. А в 2017 они открыли филиалы в 150 городах мира. В марте Mobike начал работу в Сингапуре, а июне стартап получил финансирование от Tencent в размере $600 млн, чтобы начать глобальную экспансию. Через месяц Ofo получил $700 млн от Alibaba на те же цели.
6. Провал байкшеринга
Однако, другие сервисы, связанные с арендой велосипедов, провалились. Bluegogo первоначально оценивался в $140 млн, но пал жертвой финансового кризиса в ноябре. Из-за этого пришлось оставить сотрудников без зарплаты, а арендаторов — без их залогов (они составляли $15 для жителей Китая и $99 для иностранцев). Bluegogo передала свои функции стартапу Biker, поэтому арендаторы могут по-прежнему ездить на велосипедах. Только непонятно, как компания собирается возвращать залоги и из каких денег будет платить персоналу. «Без поддержки богатых инвесторов даже лучшие сервисы абсолютно беспомощны», — оправдывался глава Bluegogo Ли Гэн.
7. Закон о кибербезопасности
Новый закон о кибербезопасности, который вступил в силу этим летом, стал серьезным потрясением для транснациональных компаний в Китае. Он обязывает иностранные компании хранить данные о китайских гражданах на серверах внутри страны. Это вызвало бурю протестов в других странах, поскольку новый закон вынуждает увеличивать эксплуатационные расходы и, соответственно, дает конкурентное преимущество китайским компаниям.
Однако, в сентябре и местные технические гиганты почувствовали на себе гнев правительственных регуляторов. Tencent, Baidu и Weibo оштрафовали по-максимуму, поскольку контент в их соцсетях содержал призывы к насилию, терроризму, а также недостоверные слухи и аморальные материалы. А это прямое нарушение закона о кибербезопасности. Расследование проводилось на федеральном уровне, и каждый штраф составил около $75 500.
8. Apple покорилась Пекину
Apple, под давлением киатйских властей удалила из китайской версии магазина приложений App Store программы для VPN, которые помогали обойти блокировки сайтов, которых в Китае очень много. Свое решение подчиниться введенной Пекином цензуре в интернете компания аргументировала тем, что подобные приложения незаконны на территории Китая. А тем, кто не хочет потерять свою долю на рынке, не стоит конфликтовать с местными властями.
9. Tencent против Apple
В апреле соцсеть WeChat удалил для всех владельцев iPhone функцию, которая позволяет блогерам и медийным личностям монетизировать контент. Владелец соцсети, компания Tencent обвинила Apple в том, что все приложения для iOS автоматически работают через платежную систему Apple Pay, которая может взимать до 30% комиссии. Уже к сентябрю Apple пересмотрела свою политику, позволив переводить средства напрямую от пользователя к пользователю.
WeChat посягнул и на App Store, запустив программы, которые дают доступ к приложениям без необходимости их скачивать. Например, можно взять в аренду велосипед, заказать машину, купить книги или заняться онлайн-шоппингом. Тогда зачем нужен App Store, если все необходимое уже имеется в WeChat?
10. Аренда секс-кукол
Пожалуй, один из самых неоднозначных сервисов, который запустился в Китае в этом году. Появилось приложение, которое позволяло брать в аренду гиперреалистичных секс-кукол, нижние части которых заменяли для каждого нового клиента. Правда, власти запретили этот сервис через пару дней после того, как о нем стало известно. Еще появились приложения для совместного пользования заурядными вещами, вроде зонтиков, мячей и накопителей энергии.
11. Alibaba вложил миллиарды в оффлайн-торговлю
Самой популярной тенденцией в технологическом секторе Китая стал «новый ритейл», который представляет собой интеграцию онлайн и оффлайн-данных и сервисов для продвижения продаж. Но ни одна компания не уделяла этому такого колоссального внимания, как Alibaba. В этом году компания представила концепт своих продуктовых магазинов Hema, в которых можно оплачивать покупки с помощью смартфона. Также из каждого магазина можно заказать доставку в радиусе трех километров. Кроме того, Alibaba вложила $2,9 млрд в гонконгскую компанию Sun Art Retail Group. Это больше, чем технологический гигант потратил на разработку собственных продуктов в 2017 году.
12. Китайские ИТ-гиганты начали экспансию
Alibaba начала вкладываться в представленную в нескольких странах Юго-Восточной Азии компанию Lazada, выкупив контрольный пакет ее акций за $1 млрд еще в 2016 году. А в этом году Alibaba купила долю в индонезийской торговой площадке Tokopedia. JD set вложил $500 млн в тайского ритейлера Central Group, а Tencent в январе связался с Ookbee, чтобы создать совместное предприятие, специализирующееся на цифровом контенте.
Источник: hightech.fm
Еще никто не комментировал данный материал.
Написать комментарий