Goodnews.ua


В Украине на сегодняшний день крайне завышены портовые сборы, — эксперт

Апрель 18
10:49 2018

В Украине на сегодняшний день крайне завышены портовые сборы, - эксперт

Портовые сборы в Украине оказывают негативное влияние на экономику Украины. Об этом в статье для Delo.ua написал президент объединения «Укрметаллургпром» Александр Каленков.

Сборы в Украине в разы превышают сборы в сопоставимых зарубежных портах. По его мнению, это оказывает негативные последствия на экономику Украины:

  • необоснованно высокие издержки бизнеса при экспортно-импортных операциях в портах ограничивают расширение экспорта и развитие грузовой базы;
  • неконкурентоспособность портов Украины;
  • сокращение валютные поступления и отчислений в бюджет;
  • с учетом возрастающей доли морского импорта в структуре углей, закупаемых энергетиками, высокие портовые сборы — фактор роста стоимости электроэнергии для всех отраслей экономики.

«Решение Кабмина об уменьшении портовых сборов на 20% с начала 2018 года — позитивное и правильное, но этого не достаточно. Такое решение не поможет нашим морпортам вновь стать конкурентными, снижение должно быть еще минимум на 50%. Экономическое решение при правильной государственной политике — привести портовые сборы в Украине к уровню стран-конкурентов. Снижение портовых сборов увеличит конкурентоспособность украинского ГМК и других экспортных грузов на внешних рынках», — пишет эксперт.

Средства от портовых сборов, полученные АМПУ, используются неэффективно и не по назначению. Так, основная сумма (с 2018 года — 50%, до 2018 года — 75 %) прибыли портов выкачивается в госбюджет.

Вместе с тем целевые портовые сборы используются не по назначению: кроссубсидирование других государственных проектов, «выкачивание» остатка средств в виде дивидендов в общегосударственный бюджет.

«Например, принят приказ МИУ, согласно которому часть средств направляется на финансирование дноуглубительных работ на Днепре — это до 1,3 млрд грн. Это противоречит закону и здравому смыслу. К слову, такого нет ни в одной стране мира. Мы рассматриваем это как квазиналог — когда средства аккумулируются от одного источника (морские порты в нашем случае), и часть этих средств идет на финансирование совершенно других проектов, которые должны финансироваться из государственного бюджета. Такая же ситуация в „Укрзализныце“, например с кроссубсидированием пассажирских перевозок», — отмечает Каленков.

Все платежи, которые поступают в АМПУ от портовых сборов, должны быть целевыми и использоваться на дноуглубительные работы в морпортах, на развитие портовой инфраструктуры. И тогда производители смогут больше продавать, перевозить через порты, и в итоге у нас будет больший эффект для госбюджета, считает эксперт.

Учитывая, что все национальные порты нуждаются в больших инвестициях, необходимо чтобы решение о снижении ставок портовых сборов также сопровождалось решением о понижении ставки отчислений в бюджет от АМПУ, подчеркивает он.

По мнению эксперта, принятие Методики портовых сборов в Украине, позволит разрешить ситуацию.

В разработке портовых сборов основное участие приняли специалисты Мирового банка, по их расчетам, понижение ставок портовых сборов приведет к увеличению поступлений в бюджет в среднесрочной перспективе. Такое снижение необходимо производителям всех отраслей и поможет сгенерировать для экономики Украины дополнительных $825 млн дохода или почти 1-процентный пункт дополнительного роста ВВП Украины.

Как снижение портовых сборов повлияет на экономику

В то же время он отметил несколько спорных моментов предлагаемой Методики. Так, на стадии обсуждения остается спорный вопрос — инвестиционная составляющая портовых сборов. По некоторой процедуре утверждается инвестиционная программа порта, которая потом финансируется за счет портовых сборов со всех грузов, в т. ч. платежи по кредитам и компенсация частных инвестиций в гидротехнические сооружения.

Существующий подход, по мнению Каленкова, несет в себе ряд рисков, в том числе коррупционных:

  • «раздутая» инвестиционная программа, сформированная с целью освоить бюджет. Такая инвестиционная программа будет переложена в виде повышения портовых сборов на все грузы в порту;
  • злоупотребления со стороны отдельных инвесторов с неокупаемыми проектами с последующей компенсацией затрат за средства АМПУ.

«Мы видим альтернативные варианты формирования инвестиционной составляющей для включения их в портовые сборы. Таким образом, необходимо принимать решение о планах развития порта или согласование инвестиционного проекта только Советом портов, в состав которого нужно включить всех желающих грузовладельцев с долей 3% в общей перевалке. Решение об утверждении инвестиционного проекта, расходы на реализацию которого будут включаться в портовые сборы для всех грузов порта (общая инвестсоставляющая), должны принимать уполномоченные органы после согласования с Советом порта», написал эксперт.

Источник: Capital.ua

Share

Статьи по теме







0 Комментариев

Хотите быть первым?

Еще никто не комментировал данный материал.

Написать комментарий

Комментировать

Залишаючи свій коментар, пам'ятайте, що зміст та тональність вашого повідомлення можуть зачіпати почуття реальних людей, що безпосередньо чи опосередковано пов'язані із цією новиною. Виявляйте повагу та толерантність до своїх співрозмовників. Користувачі, які систематично порушують це правило, будуть заблоковані.

Website Protected by Spam Master


Останні новини

Праздничные дни в мае: будут ли в Украине дополнительные выходные

Читать всю статью

Ми у соцмережах




Наші партнёри

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY
Goodnews.ua