Goodnews.ua


Принцип зиппера, или как побороть дорожные заторы в Украине

Август 28
14:06 2017

Принцип зиппера, один из основных методов борьбы с заторами, в Украине часто идет в разрез с принципом быка. Это правда. Но как выясняется, иногда пробки и недоразумения возникают не в силу каких-то там принципов, а только благодаря их отсутствию. Так что стоит, наверное, напомнить, что это за система с именем застежки-молнии.

Классическая ситуация: множественные летние праздники, четыре выходных дня подряд, в Киеве – исход, все стремятся покинуть город как можно быстрее и как можно раньше. При этом половина города перекопана, дороги из трехполосных превратились в однополосные именно там, где ожидаются самые мощные железные потоки, что неизбежно выливается в пробки и часовые ожидания людей, уже чувствующих в своих машинах запах шашлыка и ощущающих под руками ускользающе влажную прохладу пивных бутылок — и оттого ставших чуть более раздражительными, чем обычно.

Читайте также: Пробки в Киеве исчезнут благодаря «умным» светофорам и электронным табло

В общем, потихоньку тянемся в плотном потоке, закипаем – кто-то морально, кто-то радиаторно. Жара. Наконец-то доползаю в своем ряду до места сужения дороги, включаю поворотник направо и пытаюсь втиснуться в единственный ряд, который двигается без перестроения. Уже предвкушаю скорое освобождение из плена, но нет – последнее препятствие. Туарег, двигающийся справа, бампером вжимается во впередиидущий Субару – да так, что последний в панике пытается поджать бампер, как нашкодивший Барбос хвост. И ведь до этого все было нормально, одна машинка – с «прямого» ряда, одна с правого, одна с прямого, одна с правого — что, собственно, и есть принцип зиппера. А на мне – вот такая незадача. Я тоже настойчивый, и все же пытаюсь сохранить очередность, но нет, он не сдается, и вижу, что нервничает – жмет Субару все сильнее, а из кабины просто начинают распространяться волны ненависти ко всему живому. В конец концов уступаю, следующий автомобиль меня спокойно пропускает, и все мы покидаем пробку – хоть и в разных настроениях.

Вырвавшись наконец на свободу, на первой же заправке заезжаю залить бак до полного – ехать далеко! – и вот те раз, какая встреча! Знакомый Туарег, а возле него и сам водитель. Подхожу, здороваюсь, интересуюсь – что ж ты, мил человек, игнорируешь человечность в ее самых простых проявлениях, напоминаю о принципе зиппера, про который нам еще в автошколе рассказывали. Товарищ уже тоже подостыл, при упоминании зиппера смущенно смотрит куда-то вниз, понимает, что речь не о том, а по сути высказанных мной претензий поясняет, что это я, мол, наглая морда, и встраиваюсь справа в ряд, который едет прямо, а соответственно никаких прав на то не имею, и должен ждать, пока какая-нибудь сердобольная душа меня пропустит – но это будет точно не он, потому как у него Туарег и вообще он не привык никому уступать, потому что это удел слабаков. Опять же аккуратно пытаюсь заметить, что «уступать» в данном случае – неправильное слово, потому как это даже не вежливость и взаимопонимание, а дело просто взаимовыгодное, и так мы просто быстрее все вместе уедем – доказано поколениями дальнобойщиков и десятками исследований ADAC`а. И оказывается, что ни о каком зиппере он знать не знает, а если бы знал – возможно, действовал бы по-другому. Так вот, для тех, кто не знает, но хочет, рассказываю.

Читайте также: Создан идеальный автомобиль для городских пробок

Принцип зиппера — самая известная методика прохождения участков сужения дороги. Лучше всего знают о нем в Германии и Бельгии – здесь водителям в автошколах (в первую очередь – профессиональным водителям) его преподают как безусловную форму поведения на дорогах. А за игнорирование метода зиппера здесь могут даже оштрафовать. В местах сужения дорог в Австрии часто установлены знаки Zipper Merge, напоминающие, как надо проезжать эти проблемные участки, и даже стоят специальные отсечки в местах, где можно начинать перестраиваться. В прочих странах Европы, естественно, он тоже известен, но иногда под другими названиями. Вообще «по-научному» это называется «метод позднего перестроения». И как показали многочисленные исследования, именно он является самым оптимальным в таких пробках. Метод раннего перестроения – это когда только завидев знак «Сужение дороги» автомобили пытаются сразу перестроиться в один ряд так, чтобы к действительному месту сужения дороги уже выстроиться в одну цепочку. При позднем перестроении все машины едут в своих рядах непосредственно до места сужения, а здесь по принципу затежки-молнии, через одну с каждого ряда, проскакивают в «горлышко» сужения. Почему второй метод быстрее, долго объяснять не буду – вот на этом видео все отлично представлено, и больше тут объяснять нечего

Второй ролик так и называется «Почему метод зиппера быстрее» — тут какой-то парень вообще растолковывает все на пальцах

Стоит лишь уточнить, что работает метод зиппера только в том случае, если все участники движения согласны с его правилами – и перед сужением не быкуют, а пропускают друг друга сугубо по-деловому. Очень важно, чтобы между автомобилями, приближающимися к точке сужения, было достаточно места для перестроения – тогда поток не будет останавливаться, водители машин, меняющие рядность, будут акцентировать свое внимание не на самих автомобилях, а на свободных пространствах между ними, а это меняет психологию прохождения проблемных мест. И кроме того, это поможет избежать внезапных остановок и беспомощного моргания поворотником – не секрет, что именно в такие машины в пробках чаще всего приезжают коллеги по несчастью.

Читайте также: Борьба с «обочечниками»: съехал на ремонтируемую дорогу – заплати 10 тысяч

Конечно, скептики могут мне возразить, что какой бы метод слияния мы не использовали – ранний, поздний, динамичный (то есть что-то среднее между первыми двумя), пропускная способность одной полосы не увеличится и все равно затор будет, и количество машин, которые смогут проехать по одной полосе, константно. Да, это так. Но! Больше всего тормозит поток не само сужение, а агрессия и взаимные претензии в таких пробках – это раз, а во-вторых – любое мелкое столкновение в таких пробках может превратить небольшой затор в мегапробку, а таких недоразумений и помогает избежать метод зиппера.

P.S. Кстати, при выезде на оживленную трассу или автобан с «разгонной» полосы тоже используется метод зиппера. Так что если вы двигаетесь по немецкому автобану в крайнем правом ряду и справа перед вами с «разгонной полосы» перестраивается автомобиль, который набрал достаточную скорость для этого маневра – он вас не подрезает, а все делает правильно. Потому что так принято в цивилизованных странах. Но это не имеет ничего общего с тем, как у нас некоторые умники объезжают пробку по той же разгонной полосе и пытаются потом вклиниться в нее же в месте окончания разгонной полосы. Это просто жлобство, а никакой не принцип зиппера.

Читайте также: Рейтинг стран и городов по загруженности дорог

Запись Принцип зиппера, или как побороть дорожные заторы в Украине впервые появилась Автоцентр.ua.

Share

Статьи по теме







0 Комментариев

Хотите быть первым?

Еще никто не комментировал данный материал.

Написать комментарий

Комментировать

Залишаючи свій коментар, пам'ятайте, що зміст та тональність вашого повідомлення можуть зачіпати почуття реальних людей, що безпосередньо чи опосередковано пов'язані із цією новиною. Виявляйте повагу та толерантність до своїх співрозмовників. Користувачі, які систематично порушують це правило, будуть заблоковані.

Website Protected by Spam Master


Останні новини

Трубин не помог: Бенфика проиграла Марселю в послематчевой серии пенальти

Читать всю статью

Ми у соцмережах




Наші партнёри

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY
Goodnews.ua