Goodnews.ua


От блок-пунктов к АЗК: эволюция заправок в Украине за 20 лет

Март 28
12:17 2017

То, с чего начинал украинский автозаправочный сервис, трудно даже считать отправной точкой: наследие в виде мизерной сети советских заправок с вороватыми королевами бензоколонок за маленьким окошком, помноженное на тотальный дефицит середины девяностых требовало полного обнуления.

Но на месте типовых АЗС с осыпающейся мозаичной плиткой начали появляться не новые комплексы, а… железные блок-пункты, скрывающие в себе чуть обновленные колонки с механическими счетчиками.

АЗК

Первые шаги

Сначала пришлось бороться с дефицитом горючего. Между тем недорогие, транспортабельные и хорошо защищенные от рэкетирских погромов заправочные блок-пункты помогли начинающим нефтетрейдерам нащупать удобные локации и освоить азы заправочного бизнеса. Последний как раз к появлению «Автоцентра» сделал важные шаги к цивилизации: в 1997-1998 гг. появились первые сетевые станции под брендами ОККО, KLO, WOG, SHELL и другие. Помимо всего прочего, на них наконец-то появилось дизтопливо, которое владельцы легковушек могли безбоязненно заливать в свои баки.

В регионах создавались локальные сети АЗС также вполне приемлемого уровня. Позднее многие из них сменили флаги, поглощенные более крупными всеукраинскими сетями, но закрылись единицы.

Начальное количество АЗС в Украине – около 2000, сегодня их 7000. По территории страны заправки распределены более-менее равномерно, хотя повышенная концентрация наблюдается в городах и на автотрассах регионального и выше значения.

АЗК
Количество автозаправок в Украине за 20 лет выросло с 2000 до 7000.

Качество

Понятие качества топлива для большинства автомобилистов в середине 90-х ограничивалось критерием «чистый/грязный». Бензин из-за множественных перегрузов был как минимум грязным, а часто также с заниженным октановым числом. Между тем в стране появлялось все больше иномарок с повышенными требованиями к содержанию в топливе свинца, серы, смол, не говоря уже о механических примесях. Рынок пытался отреагировать: одни торговцы начали ввозить топливо из-за рубежа, другие пытались модернизировать его на месте при помощи присадок, но не всегда удачно. Красные свечи, оплавленные клапаны и поршни как результат применения железосодержащих присадок встречались автомеханикам еще в середине нулевых годов.

Но дело шло на лад. Приняли новые стандарты: по дизтопливу ДСТУ 3868-99 в 1999 году, и бензиновый ДСТУ 4063-2001 в 2001 г. Все бензины стали неэтилированными, а в 2007 г. утвердили два евростандарта – ДСТУ 4839:2007 для бензина и ДСТУ 4840:2007 для дизтоплива (Евро 4). Из номенклатуры исчезли марки А-76 и А-80, стали строже нормы по содержанию в топливе серы. Тогда же, когда «Автоцентр» приблизился к своему десятилетию, начали появляться брендовые виды топлив – свои у каждой сети АЗК, например у ОККО это – бензин Pulls 95 и ДТ Pulls Diesel. За счет пакета присадок – моющих, антикоррозионных и модификаторов трения – он отличается улучшенными потребительскими качествами. Одним словом, на большинстве украинских АЗС сегодня можно без опасений заправить самый «привередливый» автомобиль.

Цены

Теперь мы понимаем, что в пору молодости «Автоцентра» бензин в Украине был до смешного дешев: 60 коп., или 0,3 долл. Через несколько лет он подорожал до 0,5 долл. – целых 2,20 грн! Затем наступила хоть и не самая желанная, но все же стабильность. Привязываясь к курсу доллара, А-95 дотянулся до уровня в 1,0 долл. и уже в течение 7 лет колеблется в диапазоне 0,8–1,3 долл. Синхронно с ним, но на несколько процентов ниже, держит свою цену и дизтопливо. Цифры для украинцев не самые приятные, но следует помнить, что в большинстве стран Европы они еще выше.

АЗК
Динамика цен на бензин А-95 на АЗС Украины в 1997-2017 гг., наличный расчет*

Настоящий сервис

Целая пропасть отделяет нас от уровня сервиса 20-летней давности. Отдельно скажем о системе питания. Нигде в мире нет такого количества и такого разнообразия кофеен, кафе и ресторанов на АЗС, как в Украине. Причем у некоторых сетей – сразу несколько собственных ресторанных брендов. Например ОККО: A la Minute, Pasta Mia, Meiwei. Но даже если не говорить о завтраках, обедах и ужинах, каждый знает, что порция кофе на любимой АЗК для многих автомобилистов – это уже обязательный ритуал.

В некоторых сетях АЗК еда настолько вкусная, что сюда заезжают не столько заправиться, сколько сытно поесть.

1 из 3

АЗК
АЗК
АЗК

Запись От блок-пунктов к АЗК: эволюция заправок в Украине за 20 лет впервые появилась Автоцентр.ua.

Источник: autocentre.ua

Share

Статьи по теме







0 Комментариев

Хотите быть первым?

Еще никто не комментировал данный материал.

Написать комментарий

Комментировать

Залишаючи свій коментар, пам'ятайте, що зміст та тональність вашого повідомлення можуть зачіпати почуття реальних людей, що безпосередньо чи опосередковано пов'язані із цією новиною. Виявляйте повагу та толерантність до своїх співрозмовників. Користувачі, які систематично порушують це правило, будуть заблоковані.

Website Protected by Spam Master


Останні новини

На війні з Україною Росія втратила щонайменше 100 бойових літаків — британська розвідка

Читать всю статью

Ми у соцмережах




Наші партнёри

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY
Goodnews.ua